Каких животных будет защищать новый законопроект?
Каких животных будет защищать новый законопроект?
3 года назад 2312 Павел Михеев

В прошлую пятницу в Мажилисе Парламента презентовали долгожданный законопроекта "Об ответственном обращении с животными". Как говорилось во время презентации, основными задачами проекта закона является установление требований при обращении с животными, защита животных от жестокого обращения, страданий и гибели, жестокого умерщвления, укрепление нравственности и гуманности в обществе. Законопроект разрабатывался более трех лет. Одна из разработчиков документа, руководитель комитета Animal Law ПЮК KazBar Ольга Ченцова рассказала zakon.kz о том, как готовился документ, что стало камнем преткновения при его разработке и почему в конечном итоге он может "уйти не туда".

Изначально к разработке законопроекта привлекались представители зоозащитных организаций, в том числе юристы, что, по идее, должно положительно отразиться на самом документе. 

Работа шла непросто: и ввиду объективной сложности самого законопроекта, новаторского для Казахстана, и по ряду других причин. Но представители зоозащиты приложили немало сил и времени, чтобы с их помощью законопроект получился максимально качественным - то есть современным, учитывающим лучший мировой опыт. В пределах возможного максимально исследовалось релевантное казахстанское законодательство и учитывались существующие казахстанские реалии касательно животных, - рассказала Ольга Ченцова. 

Однако представленный в парламенте вариант закона несколько обескуражил зоозащитников и представляющих их юристов, так как в нем появились термины, о которых изначально речи не шло.

Законопроект содержит ряд действительно прогрессивных для Казахстана норм, которые могут стать основой для новой правовой политики в части обращения с животными. Но в то же время он обнаружил неожиданные новшества, которые могут при их принятии вызвать серьезные проблемы при применении закона и сделать его во многих отношениях неработающим. Предполагаем также, что некоторые предложенные Минэкологии нормы вызовут полное непонимание у граждан страны, прямо голосовавших за принятие закона (а их около 70 тысяч, в десятки раз больше - ожидающих его), - поделилась представитель зоозащитников. 

По ее словам, существует ключевой вопрос, с которым необходимо как можно быстрее разобраться. А именно: каких животных и как будет регулировать закон? 

Надо сказать, что термин "животные" на протяжении всей работы над законопроектом вызывал непонимание и споры, несмотря на то, что письменно и устно представителями зоозащиты давались пояснения со ссылкой на казахстанское законодательство, на международные конвенции и законодательство других стран. В итоге в законопроекте, представленном в Парламент, термину "животные" дано определение, которое ранее при регулярной многомесячной работе вообще не обсуждалось, и теперь вызывает огромные вопросы по крайней мере у нас, как у людей, кто с этими вопросами углубленно разбирался. Появились также вопросы и по определениям отдельных видов животных, например, сельскохозяйственных, - поделилась Ольга Ченцова. 

Кто такие животные?

Как отметила юрист, определение статуса животных с юридической точки зрения – один из сложных вопросов в праве на сегодняшний день.

Не вдаваясь в биологические тонкости, отметим, что согласно общераспространенной информации в научном смысле к животным, помимо млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных, относится огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звезды, черви и другие. Сейчас название "животные" в таксономическом смысле закрепилось за многоклеточными. Это же трактует и закон "О животном мире", согласно которому к животным относятся и дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и другие), находящиеся в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве". 

Законодательство о животных традиционно имело исключительно антропоцентрическую ориентированность, то есть, регулируя отношения человек-животное, брались за основу исключительно интересы человека в узком смысле. Однако данный подход устарел. На протяжении последних десятилетий по всему миру идет волна принятия законов, которые регулируют благополучие животных и их защиту от жестокого обращения, вне зависимости от того, влияет ли это непосредственно на человека. Такие законы получили название animal welfare acts или animal anti-cruelty actw. Большинство стран мира, причем как развитых, так и развивающихся приняли такие законы.

Как шла работа

При работе над законопроектом "Об ответственном обращении с животными" представители зоозащиты (в основном юристы) столкнулись с большой проблемой: определения для целей разрабатываемого закона термина "животные", а также и других терминов - например, "сельскохозяйственные животные", "домашние животные-компаньоны", "бродячие" и "безнадзорные" животные, и так далее.

Изначально уполномоченные органы, участвующие в подготовке законопроекта в лице своих представителей последовательно настаивали на исключении из предложенных для законопроекта терминов "животные" и "сельскохозяйственные животные" на том основании, что аналогичные термины и их определения содержатся в законе "О животном мире" и законе "О племенном животноводстве", и в разрабатываемом законе можно их использовать. Наши возражения состояли в том, что тот же закон "О животном мире" и разрабатываемый закон "Об ответственном обращении с животными" имеют разные цели и разный предмет регулирования, - рассказал юрист. 

По мнению общественников, законы "О животном мире" и "О племенном животноводстве" по юридической силе равны закону "Об ответственном обращении с животными", но регулируют они совсем другие вопросы. Поэтому для нового закона должны быть разработаны свои определения и термины. 

Аналогичные замечания высказывались касательно определения служебных животных. Предлагалось использовать определение служебных животных, данное законом "О государственной границе Республики Казахстан". Наши возражения состояли в том, что названный закон регулирует отношения только относительно государственной границы, а данным в нем определением служебных животных не охватывались (и не могли охватываться) служебные животные, принадлежащие органам МВД, спасательными и сторожевым службам, - пояснила Ольга Ченцова.

Как определяет животных законопроект

В проекте закона "Об ответственном обращении с животными" они определены следующим образом: "Животные - дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и другие), находящиеся в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, а также домашние животные вне зависимости от вида, в том числе собаки и кошки, которые традиционно содержатся и разводятся человеком, для удовлетворения эстетических потребностей и потребностей в общении ( за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию".

Базовое определение животных охватывает только диких и домашних животных, не упоминая ни служебных, ни сельскохозяйственных, ни лабораторных, ни животных, используемых в культурно-зрелищных мероприятиях. Одновременно законопроект содержит главу, регулирующую особенности при обращении, содержании и использовании животных отдельных категорий. В том числе диких; сельскохозяйственных; животных в культурно-зрелищных целях; экспериментальных ( лабораторных) животных; служебных животных; домашних.

Предложенная законопроектом формулировка термина "животные" в контексте структуры законопроекта в целом вызывает ряд вопросов, ответы на которые хотелось бы понимать заранее. Во-первых, почему определение включает только диких и домашних животных? Ведь с точки зрения логики вообще и юридической логики в частности, а также с позиций юридической техники, общее определение чего-либо (в данном случае животных) является родовым, и оно должно включать все охватываемые им виды в данном случае все виды животных, регулируемых законом). Что касается определений животных по видам, оно может содержать их видовые особенности, но при этом каждый из видов должен подпадать и под общее определение, - сказала представитель зоозащитных организаций. 

Она отметила, что по логике Минэкологии, те виды животных, которые не включены в общее определение животных, должны регулироваться отдельными статьями. 

Тогда почему дикие животные во всем их многообразии все-таки включены в общее определение животных (хотя их как раз согласно этой статье должно регулировать специальное законодательство), а другие категории животных - нет? – вопрошает юрист. 

Она также отметила, что первоначально законопроект в принципе задумывался для защиты преимущественно собак и кошек, зверей, содержащихся в контактных зоопарках и т.д,, случаи издевательств над которыми периодически будоражат общество. А в итоге стали обсуждать комаров и моллюсков.

Как должно быть в итоге

При работе над законопроектом общественники и представляющие их юристы ориентировались на:

  • общие положения, которые касаются всех охватываемых регулированием этого закона животных;
  • правила, которые должны касаться только их отдельных категорий животных. 
В том числе общими должны быть положения закона касательно основных принципов обращения с животными, защиты от жестокого обращения, основные требования к содержанию и ответственному обращению с животными, а также контролю за соблюдением законодательства. Все эти нормы должны касаться всех животных. Для того, чтобы закон был внутренне логичен, непротиворечив, и не вызывал на практике вопросов и разнообразного применения, требуется правильное определение животных, даваемое в целях этого закона. А это значит, что как минимум, общее определение животных должно прямо включать все те их виды, которые регулируются законом, либо быть таким, чтобы не возникало сомнений, каких же животных закон имеет в виду, устанавливая для них общие принципы и общие нормы регулирования, - пояснила Ольга Ченцова. 

Следующий ключевой вопрос: каких именно животных с позиций гуманного отношения и ответственного обращения должен охватывать закон? 

Мы бы считали, глобально признавая ценность жизни любого живого существа, что гуманное отношение и ответственное обращение требуется по отношению к любому животному, даже если оно состоит из нескольких клеток. Однако очевидно, что, например, отношение к простейшим видам животных и позвоночным животным, обладающим высшей нервной деятельностью, не может быть идентичным даже исходя из принципов гуманного отношения и ответственного обращения. Более того, даже касательно позвоночных одного вида отношение не может быть одинаковым, поскольку целевое использование животных может отличаться (например, собака может использоваться как домашнее животное-компаньон, либо как служебное животное, либо как лабораторное - гуманность и ответственность в зависимости от целей использования могут сильно отличаться, но они должны быть определены для каждой категории) – рассказала юрист. 

Решая непростой вопрос об определении круга животных, прямо защищаемых законом, зоозащитники ориентировались на наиболее передовую мировую практику и опыт, которые показали, что в настоящее время "гуманитарные" конвенции по животным, провозглашая принципы гуманного отношения и ответственного обращения, имеют в виду не всех животных, а только тех, которые способны испытывать боль и страдания, прежде всего, позвоночные и некоторые другие.

Так, Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке применяется в отношении домашних непарнокопытных и домашних животных: крупного рогатого скота, овец, коз и свиней; домашней птицы и домашних кроликов; домашних собак и домашних кошек; других млекопитающих и птиц; хладнокровных животных.

Предложенное зоозащитниками определение животных для закона "Об ответственном обращении с животными" в заключительном раунде обсуждений с нами в Минэкологии выглядело следующим образом: 

"Животные — это позвоночные животные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие), относящиеся к домашним, диким, в том числе содержащиеся в неволе или полувальных условиях, сельскохозяйственным, включая экзотических, имеющих способность чувствовать и страдать". 
Мы полагали, что, возможно, это определение должно быть доработано, но в своей основе должно быть в законе таким. Сказанное не означает, что к иным, не охваченным законом видам животных не должно быть гуманного отношения или ответственного отношения. Конечно, оно должно быть. Однако его особенности должны содержаться в "фаунистическом" законодательстве. Например, такие особенности отчасти уже есть в законе "О животном мире". Правда, там гуманизм в основном определяются с потребительских позиций человека, а не заботы о боли и страданиях животных, - пояснила юрист. 

По мнению общественников, принципы гуманного и ответственного обращения с животными должны отражаться в номах любого иного казахстанского законодательства и в идеале иметь правовую поддержку на уровне Конституции страны, как это сделано в ряде стран, в том числе совсем недавно в Конституции России. 

Сегодня, 12 октября, состоялось еще одно обсуждение законопроекта, мы получили новое определение животных (к сожалению, не знаем, кем подготовленное, хотя все мы включены в рабочую группу Мажилиса по законопроекту). Это новое определение животных также не отвечает концепции закона, что еще раз подтверждает необходимость его внимательного обсуждения и принятия продуманного решения в первую очередь по этому концептуальному термину и его определению, - резюмировала Ольга Ченцова. 

Подготовила Лариса Черненко

Общественные инспекторы в сфере обращения с животными появятся в Казахстане

Комитет лесного хозяйства и животного мира подготовил проект приказа "Об утверждении порядка проведения общественного контроля в области обращения с животными, а также выдачи гражданам удостоверений общественных инспекторов в сфере обращения с животными", сообщает zakon.kz. 

Как отмечается, общественные инспекторы в области обращения с животными имеют права и несут обязанности согласно закону "Об ответственном обращении с животными". Они имеют право самостоятельного доступа только на территорию приюта для животных и в его помещения. 

При осуществлении общественного контроля общественные инспекторы могут осуществлять фото- и видеосъемку, а также аудиозаписи.

Также они оказывают содействие органам государственного надзора в области обращения с животными в реализации мер, направленных на воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным.

Документ также предусматривает:

  • права и обязанности общественных инспекторов в области обращения с животными;
  • виды и признаки правонарушений в области обращения с животными;
  • требования к содержанию и использованию животных;
  • задачи государственного надзора в области обращения с животными.

Желающие стать общественным общественным инспектором подают в территориальный орган Комитета лесного хозяйства и животного мира по надзору в сфере охраны животного мира, по месту жительства. 

После чего ему выдается удостоверение общественного инспектора в области обращения с животными. 

Общественный инспектор имеет право:

  • фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора;
  • содействовать органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
  • участвовать в работе по просвещению населения в области обращения с животными;
  • подготавливать по результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации.

Проект приказа размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 25 октября.

Ранее сообщалось, что депутаты мажилиса приняли в работу проект закона "Об ответственном обращении с животными". Данный проект закона разработан в целях регулирования общественных отношений, возникающих при повседневном взаимодействии людей с различными категориями животных.

Основными задачами проекта закона являются: установление общих и специальных требований при обращении с животными, защита животных от жестокого обращения, страданий и гибели, жестокого умерщвления, укрепление нравственности и гуманности в обществе, открытость информации в области регулирования численности бродячих животных.

Кто такой общественный инспектор по защите животных и как им стать?
Общественные инспекторы - это волонтеры, помогающие органам государственного надзора осуществлять общественный контроль в области обращения с животными . Общественный инспектор по защите животных наделяется полномочиями после получения удостоверения, подтверждающего его статус.
источник mos.ru

История появления должности

Начало борьбы за права животных было положено в XIX веке. Общественные организации Великобритании под покровительством королевы Виктории впервые подняли в парламенте вопрос о запрете жестокого обращения с животными.

В это время в Европе были широко распространены развлечения, связанные с травлей зверей. За несколько лет активной работы деятельность обществ нашла сторонников как в монарших кругах, так и среди членов парламента. 

источник https://fb.ru/
 
источник https://fb.ru/

В 1822 г. в Великобритании впервые в мире был принят закон о гуманном обращении со скотом. Воспользовавшись английским прецедентом, активисты учредили общества защиты животных во многих европейских и скандинавских странах.

В наше время животные по-прежнему являются объектом права и нуждаются в защите. В России за жестокое обращение с животными предусмотрена уголовная ответственность: от штрафов в несколько десятков тысяч рублей до лишения свободы сроком до 3 лет. Однако методы контроля были плохо отлажены, что закономерно привело к расцвету браконьерства и мошеннических схем на приютах.

С 2020 г. по новому закону Росприроднадзор начал выдачу удостоверений общественных контролеров в сфере обращения с животными. Теперь, пройдя обучение и став обладателем документа, активисты имеют право инициировать проверки в приютах, фиксировать нарушения на фото и видео, передавать собранную информацию вместе с жалобой в следственные органы. Срок удостоверения — 1 год. После окончании срока действия документ можно продлить.

Деятельность инспектора по защите животных

Деятельность общественного инспектора имеет строгие рамки. Предъявившие удостоверение могут беспрепятственно входить на территорию приютов для животных, осуществлять там фото и видеосъемку и составлять акт о нарушениях.

Зооконтролеры имеют также право фиксировать нарушения в общественном месте, например, в парке или сквере. Кроме того, инспектор может и должен проводить разъяснительную работу с нарушителями закона.

Удостоверение не дает права осуществлять надзорную деятельность в цирках и зверинцах, проникать на частную территорию, изымать животных у владельцев.

Общественный инспектор не может оформлять штрафы и составлять протоколы о нарушениях — это прерогатива государственных органов.

Инспекторы по защите животных — это, по сути, волонтеры, обеспечивающие народный контроль. В некоторых случаях они могут быть направлены надзорными органами в конкретный приют для выявления и фиксации нарушений.

Общественные инспекторы в области защиты животных должны содействовать органам власти в выявлении нарушений закона, осуществлять информирование населения, заниматься просветительской деятельностью, участвовать в мероприятиях, посвященных правам животных и экологии.

Порядок отлова безнадзорных и бродячих животных разработали в Казахстане

Комитет лесного хозяйства и животного мира подготовил проект приказа "Об утверждении порядка обращения с безнадзорными и бродячими животными", сообщает zakon.kz.

Так, определяются следующие понятия:

  • безнадзорные животные – собаки и кошки, у которых невозможно установить владельца; животное, убежавшее от владельца, и находящееся без надзора со стороны владельца или сопровождающего лица (выгульщика);
  • бродячие животные – одичавшие собаки и кошки, сбивающиеся в стаи, больные опасными для человека заболеваниями. Бродячие животные не имеют опознавательных знаков принадлежности кому-либо, в числе которых ошейник, поводок, микрочипы, клеймо, бирки и жетоны с контактными номерами владельца;
  • регулирование численности животных, не содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека, и проводится методами биостерилизации или биологическими методами, а при невозможности их использования – методами эвтаназии.

Указывается, что отлов безнадзорных и бродячих животных производится в целях:

  1. регулирования их численности методами биостерилизации;
  2. возвращения владельцам;
  3. их обустройства.

Порядок предусматривает, что безнадзорные и бродячие собаки, кошки в населенных пунктах (в том числе с ошейниками, жетонами и в намордниках) подлежат отлову. 

При осуществлении отлова безнадзорных и бродячих животных не применяются технические приспособления и ветеринарные препараты, травмирующие животных или опасные для их жизни и здоровья. Отловленные безнадзорные и бродячие животные доставляются в изолятор временного содержания, где содержатся два месяца, до выдачи владельцу безнадзорного животного либо до момента передачи третьему лицу бродячего животного, - говорится в документе. 
Также указывается, что не допускается жестокое обращение с безнадзорными и бродячими животными.

Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с безнадзорными и бродячими животными включают в себя:

  • отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
  • содержание безнадзорных и бродячих животных в приютах для животных в соответствии с законом "Об ответственном обращении с животными";
  • возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных безнадзорные и бродячие животные;
  • возврат безнадзорных и бродячих животных, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий;
  • размещение в приютах для животных и содержание в них безнадзорных и бродячих животных, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

При отлове безнадзорных и бродячих животных должны соблюдаться следующие требования:

  1. стерилизованные безнадзорные и бродячие животные, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека;
  2. животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам;
  3. применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных, не допускается;
  4. ветеринарная служба или ИП и юридические лица, осуществляющие отлов безнадзорных и бродячих животных, несут ответственность за их жизнь и здоровье;
  5. ветеринарная служба или ИП и юридические лица, осуществляющие отлов безнадзорных и бродячих животных, обязаны вести видеозапись процесса отлова безнадзорных и бродячих животных и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа копии этой видеозаписи;
  6. ветеринарная служба или ИП и юридические лица, осуществляющие отлов безнадзорных и бродячих животных, обязаны представлять сведения об объеме выполненных работ в уполномоченный орган.

Как отмечается, осуществлять отлов безнадзорных и бродячих животных в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если безнадзорные и бродячие животные без владельцев представляют общественную опасность. 

Также говорится, что физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении безнадзорных и бродячих животных, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в местный исполнительный орган, местный исполнительный орган - осуществлять организацию мероприятий и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов. 

При этом содержание отловленных безнадзорных и бродячих животных в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.

Указывается, что при возврате безнадзорных и бродячих животных на прежние места их обитания ветеринарная служба или ИП и юридические лица обязаны вести видеозапись процесса возврата и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа копии этой видеозаписи.

Проект приказа размещен на сайте "Открытые НПА", где он размещен для публичного обсуждения до 25 октября.

Ранее сообщалось, что депутаты мажилиса приняли в работу проект закона "Об ответственном обращении с животными". Данный проект закона разработан в целях регулирования общественных отношений, возникающих при повседневном взаимодействии людей с различными категориями животных.

Основными задачами проекта закона являются: установление общих и специальных требований при обращении с животными, защита животных от жестокого обращения, страданий и гибели, жестокого умерщвления, укрепление нравственности и гуманности в обществе, открытость информации в области регулирования численности бродячих животных.

0 комментариев
Архив