Разные: В чем скрытые риски инфляции
Разные: В чем скрытые риски инфляции
3 года назад 1001 forbes.kz Жан-Пьер Ландо - адъюнкт-профессор экономики в Институте политических исследований (Sciences Po); Эшли Алдер - гендиректор Гонконгской комиссии по ценным бумагам и фьючерсам, председатель совета Международной организации комиссий по ценным бумагам; Джон Канлифф - председатель Комитета по платежам и рыночной инфраструктуре при Банке международных расчётов (BIS), заместитель управляющего Банка Англии, где он отвечает за финансовую стабильность

Поскольку мировая экономика начинает выходить из кризиса Covid-19, управлять инфляционными рисками в развивающихся странах будет намного сложнее, чем в государствах с развитой экономикой

Это объясняется природой потрясений, вызывающих инфляцию, и неспособностью стран с низкими доходами решительно реагировать на них. Таким образом, сочетание конкретных потрясений и факторов уязвимости может серьезно угрожать экономической стабильности и процветанию этих стран.

Во-первых, развивающиеся страны гораздо более подвержены разрушительным для экологии последствиям изменения климата, грозящим стать более частыми и серьезными. По сути, экстремальные погодные явления действуют как дополнительный негативный фактор, вызывая снижение производства и рост цен – наиболее сложные условия для лиц, определяющих денежно-кредитную политику. Несколько стран, включая Нигерию и Шри-Ланку, уже столкнулись с резким ростом цен на продовольствие, а засуха на Мадагаскаре и последовавший за ней голод – еще одно яркое напоминание об уязвимости развивающихся стран Африки.

Страны со слабой экономикой также более подвержены финансовым потрясениям. Рано или поздно денежно-кредитная политика в сильных державах нормализуется, а бедные и те, что пока формируют рыночную экономику, испытают, если судить по прошлому опыту, массовый отток капитала. Особенно это может быть заметно в бедных странах, если параллельно происходит сокращение помощи на цели развития. Такие внезапные остановки приводят к дилеммам их собственной политики и не в последнюю очередь к понижающему давлению на обменные курсы. Директивные органы могут либо позволить своим валютам обесцениться, что приведет к инфляции, либо поднять процентные ставки, что отрицательно скажется на экономическом росте и устойчивости долга.

Оба типа инфляционного шока станут серьезным испытанием для разработчиков денежно-кредитной политики в небогатых странах. Многим не хватает опыта и репутации, необходимых для обеспечения доверия и стабилизации инфляционных ожиданий. Таким образом, могут сформироваться несколько узлов отрицательной обратной связи. Для стран с высоким уровнем долга, выраженного в иностранной валюте, снижение обменного курса может привести к фатальным валютным диспропорциям и спровоцировать долговой кризис и всплеск инфляции. А развитие инфляционных ожиданий может иметь дальнейшие последствия для и без того хрупких финансовых систем развивающихся стран.

Кроме того, инфляция имеет тенденцию сохраняться долгое время после девальвации обменного курса. Политика переориентации расходов, направленная на замену растущего в цене импорта более дешевыми товарами отечественного производства (импортозамещения), часто приводит лишь к посредственному росту и устойчиво высокой инфляции. Она подрывает покупательную способность домохозяйств, провоцируя рост нищеты и социальной нестабильности.

Часть ответных мер на эти инфляционные риски находится в руках самих развивающихся стран. Надежная основа налогово-бюджетной политики будет иметь большое значение для стабилизации ожиданий и устранения риска доминирующей роли бюджета. Хотя консолидация в налогово-бюджетной сфере в разгар пандемии явно неуместна, более строгий контроль над коррупцией и сокращение утечек помогут обеспечить положение, когда государственные средства доходят до нужных бенефициаров, а действие этих средств максимально усилено.

Коррупция обходится развивающимся странам примерно в 1,3 триллиона долларов США в год, что составляет ⅓ ВВП стран Африки южнее Сахары. Кризис, вызванный Covid-19, должен побудить правительства развивающихся стран принять меры по борьбе с нецелевым использованием государственных средств. Это создаст фискальное пространство для смягчения воздействия инфляции на беднейшие домохозяйства, а также основу для восстановления и устойчивого экономического роста.

Но и международное сообщество также может помочь преодолеть инфляционные ловушки странам с низкими доходами. Поскольку макроэкономическая стабильность последних во многом зависит от внешнего финансирования, мировому сообществу необходимо срочно пополнить их международные резервы, чтобы снизить риски обесценивания валют. Хотя инфляционное давление в целом пока остается под контролем, угроза инфляции в этих странах может воплотиться нелинейным образом. Например, продолжающееся истощение международных резервов страны может вызвать внезапное обесценивание ее валюты с последующей нарастающей инфляцией, особенно если властям не хватает доверия народа, которое могло бы подкрепить экономические ожидания.

Ускорение инфляции наряду с ухудшением перспектив роста и занятости вызовет в развивающихся странах волны социально-политической нестабильности, как недавно происходило в Тунисе, ЮАР, Нигерии и Сенегале. Побочные эффекты таких потрясений крайне нежелательны для мировой экономики, которая восстанавливается после пандемии.

К счастью, недавнее выделение Международным валютным фондом специальных прав заимствования (СПЗ) на 650 миллиардов долларов представляет собой идеальную возможность оказания помощи развивающимся странам. Хотя СПЗ все чаще (и справедливо) рассматриваются как инструмент развития, они по сути являются резервным активом, который может иметь важные преимущества в борьбе с инфляцией. Обеспечение поступления большего количества новых СПЗ из стран с развитой экономикой в развивающиеся укрепит международные резервы менее обеспеченных государств и таким образом поможет защитить миллиарды людей от риска инфляции. Это в свою очередь позволит национальным властям и частному сектору принять решительные меры по возобновлению роста экономики и снижению уровня бедности.

Большая часть развивающихся стран все еще страдает от пандемии. Но даже до того, как коронавирус будет побежден, разработчикам денежно-кредитной политики, возможно, придется противостоять потенциально серьезным инфляционным угрозам. Им следует начать готовиться уже сейчас.

Рабах Арезки, бывший ведущий экономист отделения Всемирного банка по Ближнему Востоку и Африке, ведущий экономист и вице-президент по экономическому управлению и управлению системой знаний Африканского банка развития

© Project Syndicate 1995–2021  

Глобальная финансовая система достигла поворотного момента

Быстрые изменения технологий активно стимулируют частные инициативы в мире финансов, особенно в сфере платежей

В числе новых разработок оказались так называемые стейблкоины, которые лишены волатильности своих более известных криптородственников, подобных биткоину, потому что их стоимость поддерживается той или иной группой активов. Стейблкоины потенциально могут усилить конкуренцию в сфере платежей благодаря технологиям и инновациям, помогающим сократить издержки, и предложить новые услуги. Но в случае их масштабного использования в качестве платёжного средства они могут создать материальные риски для финансовой системы.

Ежедневно миллионы домохозяйств и предприятий, а также финансовый сектор полагаются на платёжные системы для перевода средств. Эти сети являются основой финансовой системы, поддерживая практически все транзакции в экономике. Если по какой-либо причине в них произойдёт сбой или если пользователи потеряют доверие к ним, удар по финансовой стабильности и реальной экономике может оказаться колоссальным.

Технологические изменения и инновации крайне важны для непрерывного развития валютных и платёжных систем. Наши сегодняшние способы платежей очень отличаются от способов, которым мы пользовались, совершая платежи 50 или 100 лет назад. Без технологических инноваций мы бы до сих пор использовали металлические монеты во всех транзакциях. Однако, учитывая высокие ставки, подобный прогресс не должен приводить к снижению стандартов безопасности и к повышению рисков. Причиной успеха новых платёжных инициатив должно быть улучшение сервиса и потенциально расширение финансовой доступности, а не способность действовать в соответствии с более низкими стандартами или вообще без них.

После мирового финансового кризиса 2008 года, который наглядно продемонстрировал последствия неконтролируемых инноваций для реального мира, центральные банки и регуляторы рынка ценных бумаг начали работать вместе над установлением чётких международных стандартов для платёжных систем. Результатом этих усилий стали «Принципы инфраструктуры финансовых рынков» (PFMI), опубликованные в 2012 году Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и Комитетом по платежам и рыночной инфраструктуре (CPMI) при Банке международных расчётов (BIS).

Эти принципы разработаны с целью гарантировать безопасность и надёжность всех ключевых элементов инфраструктуры финансовых рынков, включая платёжные системы, с тем чтобы пользователи могли им доверять. По этой же самой причине CPMI и IOSCO только что опубликовали консультативный доклад о применении международных стандартов платежей к стейблкоинам.

Новый доклад является важной вехой по трём причинам. Во-первых, он подтверждает, что нынешние международные стандарты для платёжных систем в полной мере применимы к стейблкоинам, когда те используются для предоставления платёжных услуг. Предлагается применять эти стандарты к стейблкоинам путём предоставления индивидуальным юрисдикциям международно согласованных базовых принципов, на которые можно опереться при выработке решений регуляторов по поводу новых внутренних и трансграничных платёжных инициатив.

Во-вторых, объяснив, как именно действующие сейчас принципы касаются стейблкоинов, этот доклад стал большим шагом вперёд в применении подхода «такой же бизнес, такие же риски, такие же правила» к быстрорастущим и важным платёжным инновациям. Как существующие, так и перспективные платёжные проекты стейблкоинов обладают рядом свойств, которые отличают их от других платёжных систем. В них используются другие технологии, они могут иначе управляться. Кроме того, в отличие от других платёжных систем, которые переводят средства в форме денег центральных банков или депозитов коммерческих банков, проекты стейблкоинов не просто переводят средства, но и создают деньги, собственно стейблкоины, в которых эти средства переводятся.

Консультативный доклад содержит рекомендации, как именно следует применять действующие международные стандарты к этим новым особенностям стейблкоинов. Критически важно следующее предложение: если проект стейблкоина является системным (или, скорее всего, таким станет), тогда международные стандарты следует применять ко всем элементам этого проекта, в том числе к самим стейблкоинам. Эта рекомендация проясняет, что стейблкоины могут использоваться в расчётах по транзакциям лишь в том случае, если они отвечают тем же самым высоким стандартам, соблюдения которых мы ожидаем от денег, которые уже используются в расчётах сегодня. В частности, устанавливаются ожидания по поводу ликвидности и кредитоспособности стейблкоинов, а также по поводу прав владельцев этих коинов, включая их право обменивать по требованию коины на наличные деньги по полной номинальной стоимости.

В-третьих, предложенные рекомендации помогут нынешним и будущим операторам стейблкоинов структурировать свои проекты так, чтобы не снижались стандарты и не создавались новые риски для финансовой стабильности. Это поможет гарантировать их конкуренцию на равных с другими провайдерами платёжных услуг. По нашему мнению, внутренняя структура и правовые рамки существующих стейблкоинов могут серьёзно затруднить им выполнение принципов PFMI, если они не реформируют себя.

Новый доклад о стейблкоинах является важным шагом на пути к признанию перспектив и выгод цифровых финансов, одновременно защищая общество от рисков, которые ни в коем случае нельзя игнорировать. В конечном итоге каждый должен иметь возможность совершать быстрые, недорогие, прозрачные платежи, причём как внутренние, так и трансграничные. Для этого следует стимулировать инновации и конкуренцию, чтобы пользователи получали доступ к новым услугам и имели возможность выбирать их провайдера. Впрочем, не менее важно, чтобы платёжные сервисы (которые являются или могут стать системными) были надёжными и безопасными. Это необходимо и для пользователей, и для обеспечения стабильности глобальной финансовой системы.

© Project Syndicate 1995-2021 

0 комментариев
Архив