Этим летом на мир обрушились многочисленные стихийные бедствия, установив новые рекорды. Небывалые наводнения привели к гибели людей и разрушениям в Центральной Европе и Китае, от аномальной жары пострадали Северная Америка и Южная Европа, а масштабные пожары в Греции и Сицилии, Канаде и Сибири уничтожили сотни гектаров леса.

Эти экстремальные погодные явления не только разрушительно влияют на окружающую среду, но и создают огромные проблемы для людей, работающих в пищевой цепочке. Чем более нестабильным и непредсказуемым становится климат, тем уязвимее сельское хозяйство и занятые в нем люди. Нарушение трудовых прав и разрушение окружающей среды тесно связаны. Эта взаимосвязь обостряется продовольственной системой, которая порождает неравенство, является неустойчивой и ведет к дестабилизации. Вот почему борьба с изменениями климата – это в значительной степени борьба за трудовые права.

Чем более нестабильным и непредсказуемым становится климат, тем уязвимее сельское хозяйство и занятые в нем люди

Во время недавней аномальной жары в Соединенных Штатах сельскохозяйственные работники страдали от чрезвычайно высоких температур и не имели доступа к надлежащим средствам защиты. В штате Орегон несколько рабочих погибли при температуре выше 40 °C. Отчаяние заставило некоторых работать по ночам. В Европе ситуация не лучше. Из-за повышения температуры у сельскохозяйственных рабочих выше риск обезвоживания и солнечных ожогов, что может иметь фатальные последствия. 27-летний сезонный работник Камара Фантамади из Мали скончался 24 июня после работы в сорокаградусную жару на поле в Бриндизи в южноитальянской Апулии. Его смена началась в тот день в 12 часов, температура была уже невыносимо высокой. Камара потерял сознание, когда после работы ехал домой на велосипеде. Он собирал помидоры с почасовой оплатой в шесть евро.

После его смерти региональное правительство Апулии запретило сельскохозяйственные работы в самое жаркое время дня с 12:30 до 16:00. В случае Камары запрет вышел слишком поздно. И снова власти «проснулись» уже после того, как случилась трагедия. Смерть Камары и многих других сельскохозяйственных рабочих должна заставить нас задуматься. Когда человеческая жизнь стоит меньше нескольких килограммов помидоров, что-то идет ужасно неправильно.

Когда человеческая жизнь стоит меньше нескольких килограммов помидоров, что-то идет ужасно неправильно

Сильная жара влечет за собой риски для здоровья на рабочем месте. Они влияют на функционирование организма, работоспособность, а также продуктивность работника. Согласно международным трудовым стандартам и директивам ЕС, работодатели обязаны оценивать все риски и прекращать любую деятельность, которая представляет непосредственный и значительный риск для здоровья и безопасности. Европейская федерация профсоюзов EFFAT (Европейская федерация профсоюзов пищевой, сельскохозяйственной, туристической и смежных отраслей) призывает всех работодателей заключать коллективные договоры и предоставлять тень, воду и более длительные перерывы, а также защитную одежду для работников сельского хозяйства. Нужно запретить работу в самые жаркие часы дня. К тому же следует зафиксировать максимальную температуру, которая может быть приемлема для работников.

Мучительный тепловой стресс – не единственная опасность для здоровья, которой подвергаются сельскохозяйственные рабочие. Одним из побочных эффектов изменения климата является более сильное УФ-излучение. Это приводит к увеличению заболеваемости немеланомным раком кожи у людей, работающих на открытом воздухе. Политические институты вместе с социальными организациями должны разработать комплексные стратегии профилактики рака кожи. Прежде всего это означает, что рак кожи должен быть признан профессиональным заболеванием во всей Европе. В нескольких европейских странах социальные огранизации и органы здравоохранения и безопасности уже разрабатывают инструменты для выявления радиационной опасности. Работодатели должны постоянно предоставлять соответствующее обеспечение: солнцезащитный крем, головные уборы и очки с УФ-защитой. К сожалению, другие решения, такие как солнцезащитная одежда и оборудование, в настоящее время не являются ни достаточно практичными, ни удобными для работы в сельском хозяйстве. Для решения этих проблем срочно необходимо инвестировать в исследования и разработки.

Устойчивое сельское хозяйство предполагает поддержку методов производства, которые, с одной стороны, обеспечивают рентабельность, а с другой – не вредят окружающей среде

Смерть Камары Фантамади и судьба тысяч сельскохозяйственных рабочих, у которых был диагностирован рак кожи, показывают, что сельское хозяйство нуждается в радикальных изменениях. Для достижения реального устойчивого развития необходимо новое долгосрочное видение. И социальные партнеры должны быть полностью вовлечены. Устойчивое сельское хозяйство предполагает поддержку методов производства, которые, с одной стороны, обеспечивают рентабельность, а с другой – не вредят окружающей среде. Кроме того, должны быть созданы достойные условия труда и жизни для тех, кто собирает и перерабатывает наши продукты питания, также должны быть установлены высокие стандарты здоровья и безопасности. Если мы хотим взять курс на лучшее будущее для тех, кто работает в сельском хозяйстве, для наших экосистем и будущих поколений, такое новое видение должно также включать стратегию адаптации к повышению температуры и изменению климата.

Социально справедливый переход должен в первую очередь защитить работающих людей – не только от рисков для здоровья и тяжелых условий труда, но и от потери рабочего места. Ситуация с занятостью в сельском хозяйстве напрямую пострадает, если прогрессирующее опустынивание приведет к усилению эрозии почвы и наводнениям, а также если снизится урожайность. Это может иметь катастрофическое воздействие на занятость в сельском хозяйстве и на будущее аграрного сектора в целом.

Чтобы правильно выстроить необходимый процесс перехода, требуется тщательная оценка социально-экономических последствий. Важно своевременно адаптироваться к изменениям и укреплять индивидуальные и коллективные трудовые права, особенно там, где существует крайне высокий риск коллапса ситуации с занятостью. Работникам и их семьям необходимо предоставить возможности для обучения и повышения квалификации, а также дать адекватное социальное обеспечение. Нужно работать над созданием более справедливого и инклюзивного рынка труда, борясь с дискриминацией и продвигая гендерное равенство и демократию на рабочем месте.

Без достойных условий труда не будет справедливого перехода к климатической нейтральности

Меры, принятые ЕС и национальными правительствами, пока довольно поверхностны. Новый законодательный пакет Fit for 55, например, формулирует амбициозные цели по чистому сокращению выбросов парниковых газов, но игнорирует социальные и экономические реалии в ключевых секторах, таких как сельское хозяйство. Переход на устойчивые системы производства продуктов питания и землепользования не может быть успешным, пока те, кто конкретно воплощает необходимые изменения, продолжают работать и жить в ужасных условиях.

Кстати, это касается не только сельского хозяйства. Другим примером растущего несоответствия между заявленными целями и реальными условиями является недавно представленная стратегия лесного хозяйства ЕС. Она направлена на улучшение качества и количества европейских лесов и повышение их выносливости. Но в ней ни слова не говорится о срочной необходимости нанимать больше лесных рабочих, которые играют решающую роль в защите наших лесов в случае лесных пожаров и других стихийных бедствий.

За последние несколько десятилетий многие лесные рабочие потеряли работу в результате жестких мер экономии. Смертельной расплатой за пренебрежение здоровьем наших лесов стал рост количества лесных пожаров в Южной Европе этим летом. Без работников лесного хозяйства, несмотря на все благие намерения ЕС, леса Европы в будущем станут еще более уязвимыми. Поэтому Европейская федерация профсоюзов EFFAT требует, чтобы на каждую тысячу гектаров в ЕС нанимался как минимум один дополнительный лесник.

EFFAT полностью поддерживает амбициозные экологические цели Европейского зеленого курса. Но без инклюзивных действий правительства с активным вовлечением работниц и работников ничего нельзя добиться одной формулировкой целей. Долгосрочный успех таких инициатив, как Европейский зеленый курс, в секторе сельского хозяйства не в последнюю очередь зависит от того, насколько они эффективны для прекращения эксплуатации и улучшения условий труда. Без достойных условий труда не будет справедливого перехода к климатической нейтральности.

Кристьян Брагасон

Кристьян Брагасон
Брюссель

Кристьян Брагасон (Kristjan Bragason) – генеральный секретарь Европейской федерации профсоюзов пищевой, сельскохозяйственной, туристической и смежных отраслей (EFFAT), в которой более 2,6 млн работников и работниц объединены в 120 профсоюзов из 35 европейских стран.