Разные: Задающих неудобные вопросы юристов и адвокатов отключают от судебного процесса – эксперт
|
Конституционный совет принял решение по обращению Президента РК Токаева о проверке на соответствие Конституции закона по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи. Свое мнение по данному решению высказал адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Серик Айтбаев, сообщает zakon.kz.
- Серик Молда-Ахметович, как вы в целом расцениваете решение Конституционного совета?
- Глава государства Касым-Жомарт Токаев действительно обратился в Конституционный совет с просьбой проверить на соответствие Конституции закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи". При проверке Конституционный совет выявил недостаточную четкость изложения и несогласованность отдельных положений закона со смежными нормами, что может привести к их неоднозначному пониманию и ненадлежащему применению.
В частности, признано недопустимым установление исключений из обязанности хранить тайну юридического консультанта подзаконными нормативными правовыми актами. Должны ли юридические консультанты хранить профессиональную тайну или здесь могут быть исключения?
Конституционный Совет полагает, что тайна юридического консультанта является профессиональной тайной и направлена на обеспечение конституционных прав каждого на неприкосновенность достоинства, частной жизни, личную и семейную тайну и другие. Я с этим согласен.
Однако помимо внесения соответствующих изменений в профильный закон, необходимо внести изменения и в УПК. Сейчас такой правовой иммунитет только у адвокатов, на юридических консультантов он не распространяется.
- Конституционный совет также отметил невозможность четкого установления процедуры лишения адвоката лицензии, и прекращения его членства в коллегии адвокатов, в том числе по итогам аттестации. С этим вы тоже согласны?
- Да, конечно, и вот почему. По закону и законопроекту лишение лицензии на занятие адвокатской деятельностью может осуществляться в судебном порядке по иску Министерства юстиции ввиду непрохождения аттестации, так и во внесудебном порядке, если адвокат не сможет исполнять свои профессиональные обязанности из-за недостаточной квалификации.
Во втором случае не предусматривается процедура аттестации. Поэтому Конституционный совет обратил внимание на невозможность четко установить процедуру лишения лицензии и последовательность указанных действий. Не согласиться с этим трудно.
- По мнению Конституционного совета, поправки по различным видам юридической помощи, которую оказывают адвокаты, не согласованы. К примеру, в профильном законе исключена выдача справок по правовым вопросам, хотя осужденные имеют право получать такие документы...
- Все предусмотреть невозможно, но в этом случае такое замечание, по моему мнению, малозначительно для такого органа, как Конституционный совет.
В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса осужденные имеют право получать квалифицированную юридическую помощь, как-то, консультации, справки, составление документов правового характера и другое. Поэтому, думаю, если осужденный попросит, например, правовое заключение, то ему вряд ли откажут, ссылаясь на отсутствие такой формы документа в профильном законе.
- Судя по тому, что Конституционный совет критически оценил положения закона о создании республиканской коллегии юридических консультантов, нет необходимости в такой некоммерческой организации?
- На мой взгляд, республиканская коллегия юридических консультантов все-таки необходима в рамках нашего фактически небольшого государства. Сегодня некоторые юридические консультанты, исключенные из одной консультации, могут быстро вступить в другую. Также порядок наложения взысканий на членов палаты юридических консультантов, их снятия и обжалования определяется уставом и правилами каждой палаты в отдельности.
Конечно, с моим мнением могут не согласиться члены действующих юридических консультаций, но, как показала практика, создание единой республиканской коллегии адвокатов, республиканской палаты частных судебных исполнителей, республиканской нотариальной палаты не создало условий для нарушения равенства среди представителей одной сферы деятельности.
- В законе об адвокатской деятельности выявлены внутренние противоречия касательно правового регулирования оказания юридической помощи. Одни вопросы могут регламентироваться только законами, другие - нормативными правовыми актами меньшей юридической силы, на что и указал Конституционный совет. Отражается ли это на вашей адвокатской практике?
- Конечно. Например, согласно профильному закону, адвокатское делопроизводство, иные связанные с ним материалы и документы, а также имущество адвоката, в том числе средства мобильной связи, аудиоаппаратура, компьютерная техника не подлежат досмотру, осмотру, выемке, изъятию и проверке, кроме случаев, предусмотренных законами.
Но на практике бывает, адвокатов заставляют сдавать телефоны на КПП при УВД, ссылаясь на какие-то свои внутренние приказы. Или, допустим, в СИЗО досматривают все вещи адвоката, запрещают нам проносить компьютеры, а следователю разрешается, для этого ему просто надо написать заявление на имя руководителя ИВС. Также некоторые сотрудники могут ходить и с телефонами. Вот такие у нас подзаконные акты.
- Для устранения правовых коллизий Конституционный совет обратил внимание законодателя на необходимость принятия дополнительных законотворческих мер. Как вы считаете, что именно необходимо принять в первую очередь?
- Необходимо усилить гарантии адвокатской деятельности как в ходе следствия, так в суде. Необходимо еще раз закрепить принцип беспристрастного и объективного правосудия, действительно наделить участников судебного процесса равными правами. Исключить любое процессуальное или дисциплинарное воздействие на судей.
Не надо бояться независимого правосудия и адвокатуры. Только так мы уменьшим уровень коррупции и быстрее станем конкурентоспособным государством.
- Может ли сегодня каждый, кто попал в орбиту судопроизводства, рассчитывать на профессиональную помощь высококвалифицированных юристов?
- В нашей стране очень много высококвалифицированных юристов, но, к сожалению, граждане зачастую поздно обращаются за правовой помощью и во многих случаях пытаются решить свои правовые проблемы бесплатно за счет интернета или вовсе не обращаются. Потом, проиграв судебный процесс, идут за профессиональной помощью и ждут чуда от нанятого юриста, которое, однако, происходит редко. В итоге складывается плохое впечатление о юристах и системе правосудия.
В этой связи считаю необходимо более широко развивать услуги про-боно за счет общественных фондов и благотворительных организаций, акций типа "Народный юрист" и так далее.
- Серик Молда-Ахметович, какие, по-вашему, условия необходимо создать, чтобы обеспечить эффективность деятельности адвокатов и юристов.
- В первую очередь это открытость и доступность судебных процессов. И раньше, несмотря на формально открытые процессы, было трудно попасть посторонним людям, а сейчас, в эпоху онлайн процессов, стало еще сложнее.
Юристов и адвокатов, которые задают неудобные вопросы, просто отключают от судебного процесса. Часто не допускают к судебным слушаниям и журналистов.
Также нам запрещено распространять видеозаписи формально открытых судебных заседаний. Этого не должно быть. Только открытые и доступные судебные слушания по-настоящему помогут человеку выбрать себе достойного и профессионального адвоката и юриста. А юрист и адвокат, видя перед собой слушателей, будут только рады развивать свое ораторское искусство и профессиональные навыки.
Торгын Нурсеитова
В правила аттестации кандидатов в адвокаты внесли изменения
Приказом министра юстиции РК от 28 мая 2021 внесены изменения в Правила оказания государственных услуг по вопросам адвокатской деятельности, передает zakon.kz.
В частности, говорится, что документы кандидата о допуске к аттестации рассматриваются комиссией в течение 13 календарных дней.
По итогам рассмотрения комиссия выносит мотивированное решение о допуске либо об отказе в допуске претендента к аттестации.
Основанием для отказа может стать:
- установление недостоверности документов, представленных для получения государственной услуги, или данных, содержащихся в них;
- несоответствие кандидата или представленных материалов, объектов, данных и сведений, необходимых для получения госуслуги;
если в отношении кандидата имеется вступившее в законную силу решение (приговор) суда о запрещении деятельности или отдельных видов деятельности, требующих получения определенной государственной услуги; - если в отношении него имеется вступившее в законную силу решение суда, на основании которого человек лишен специального права, связанного с получением государственной услуги.
Решение об отказе в допуске к аттестации направляется не позднее 15 календарных дней со дня поступления заявления.
Согласно правилам, кандидат в адвокаты при подаче заявления вправе определить место и язык (казахский или русский) проведения аттестации.
Перечень вопросов, подлежащих включению в тесты, формируется Министерством юстиции РК.
Вопросы для оценки знаний претендентов должны соответствовать тематике правовых дисциплин (Гражданский кодекс РК, Гражданский процессуальный кодекс РК, Уголовный кодекс РК, Уголовно-процессуальный кодекс РК, Кодекс РК "Об административных правонарушениях", закон "О противодействии коррупции" и закон "Об адвокатской деятельности и юридической помощи"), знание которых необходимо для осуществления адвокатской деятельности, и содержать не менее трех вариантов ответа с одним правильным, - говорится в документе.
При этом срок оказания государственной услуги составляет 15 календарных дней.
Приказ вводится в действие с 18 июня 2021 года.
Кто и как контролирует работу частных судебных исполнителей. Изменения
Министр юстиции РК своим приказом от 31 мая 2021 года внес изменения в Правила осуществления контроля за деятельностью частных судебных исполнителей, передает zakon.kz.
Так, говорится, что внеплановый контроль частного судебного исполнителя проводится при поступлении в отношении него жалобы, обращения либо информации о фактах совершенных им нарушений законности при осуществлении исполнительных действий.
При назначении внепланового контроля приказом уполномоченного лица соответствующего органа юстиции комиссия образовывается из числа сотрудников территориального органа.
При назначении внепланового контроля приказом руководителя Республиканской или региональной палаты частных судебных исполнителей комиссия образовывается из числа сотрудников палаты частных судебных исполнителей.
Комиссия для проведения проверок состоит не менее чем из трех человек.
Предметом внепланового контроля является изучение и проверка материалов исполнительного производства и действий частного судебного исполнителя в рамках поступившей жалобы, обращения и информации о фактах совершенных им нарушений законности при осуществлении исполнительных действий, - говорится в документе.
При этом контроль за деятельностью частных судебных исполнителей не проводится в случае наличия вступившего в силу судебного акта о нарушении частным судебным исполнителем требований законодательства республики.
Заключение о проверке состоит из вводной, описательно-мотивировочной и заключительной частей.
В вводной части заключения излагаются сведения о виде контроля, фамилия, имя, отчество лиц, осуществлявших контроль, и частного судебного исполнителя, подлежащего контролю, сроки проведения контроля, номер и дата приказа о назначении контроля частного судебного исполнителя.
В описательно-мотивировочной части заключения излагаются сведения о деятельности частного судебного исполнителя и об исполнительном производстве, в том числе исполнительские действия в хронологическом порядке.
В заключительной части заключения излагаются выводы о наличии или отсутствии нарушений законодательства РК, рекомендации по их устранению с установлением срока в течение одного месяца и указывается обязанность частного судебного исполнителя предоставить в соответствующий территориальный орган или региональную палату информацию об устранении нарушений.
При этом в случае устранения нарушения законодательства или восстановления причиненного ущерба, заключение направляется на рассмотрение в соответствующую дисциплинарную комиссию региональной (Республиканской) палаты частных судебных исполнителей.
К заключению прилагаются следующие документы:
- копия жалоб на действия (бездействие) частного судебного исполнителя либо при наличии другой информации, свидетельствующей о недобросовестном исполнении им своих обязанностей;
- копия приказа о проведении планового или внепланового контроля деятельности частного судебного исполнителя;
- копия пояснения частного судебного исполнителя (при наличии) либо копия акта об отказе от дачи пояснения;
- копии материалов исполнительного производства (при наличии) либо копия акта об отказе представления;
- копии документов подтверждающих ознакомление частного судебного исполнителя с приказом о проведении планового или внепланового контроля его деятельности и заключением о результатах проведенного контроля за деятельностью частного судебного исполнителя.
Приказ вводится в действие с 18 июня 2021 года.
Судебных приставов хотят лишить права применять оружие
Министерство юстиции РК разработало проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов юстиции", передает zakon.kz.
В частности, изменения касаются 8 статьи закона "О судебных приставах" от 1997 года.
Теперь она звучит так: "Порядок применения специальных средств и физической силы". Ранее она называлась: «Порядок применения огнестрельного и электрического оружия, специальных средств и физической силы»
Согласно изменения, физическая сила, в том числе боевые приемы, а также специальные средства, перечень которых определяется специальным законодательством, могут быть применены судебным приставом для:
- отражения нападения на судей и участников судебного разбирательства;
- пресечения физического сопротивления и нападения на судебного пристава при исполнении им служебных обязанностей;
- задержания лица, если это лицо отказывается выполнить требование о прекращении противоправных действий;
- пресечения побега лица из-под стражи, а также пресечения попытки насильственного освобождения лица, содержащегося под стражей.
Запрещается применять специальные средства и боевые приемы в отношении женщин, несовершеннолетних и лиц с явными признаками инвалидности, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения и оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения, - говорится в законопроекте.
Также говорится, что во всех случаях применения специальных средств и боевых приемов судебный пристав обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан и оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, доложить о применении специальных средств и боевых приемов руководителю соответствующего территориального подразделения.
Судебный пристав Верховного Суда РК обязан доложить о применении специальных средств и боевых приемов руководителю уполномоченного органа.
В каждом случае применения специальных средств и боевых приемов, повлекших гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется прокурор, - указывается в документе.
В связи с этими поправками подверглись изменению и задачи судебных приставов.
Так, задачами судебных приставов являются:
- поддержание общественного порядка в зале во время судебного заседания;
- содействие суду в выполнении процессуальных действий
- обеспечение охраны зданий судов, охрана судей и других участников процесса.
Пункт о контроле за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, исключен.
Также исключен пункт о том, что судебные приставы проходят специальную подготовку, после которой имеют право на хранение и ношение огнестрельного табельного и электрического оружия, использование специальных средств.
Согласно закону, судебным приставом может быть назначено лицо, являющееся гражданином РК в возрасте не моложе двадцати одного года, имеющее среднее (послесреднее) образование, способное по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности и прошедшее специальную проверку
Поправки вносятся и в другие законы, касающиеся деятельности Минюста.
Как отмечают, разработчики, они, прежде всего, направлены на расширение и конкретизацию функциональных обязанностей системы органов юстиции РК.
Проект документа размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 23 июня.