В Афганистане имя матери стало камнем преткновения для общества
|
Афганка Лале Османи уже много лет возглавляет кампанию за изменение векового обычая официально идентифицировать людей по именам их отцов, призывая включать имена матерей в удостоверения личности, пишет Reuters.
Ее кампания “Где мое имя?”, которая недавно привела к изменению закона, вызвала горячие дебаты в консервативной мусульманской стране, где для некоторых людей публичное произнесение женского имени является табу.
Талибы, которые только что начали переговоры о разделе власти с афганским правительством, выступили против данной реформы.
“С самого начала этой кампании и до сих пор мы сталкивались с оскорблениями, унижениями, угрозами”, – сказала Османи, 28-летняя выпускница отделения религиоведения.
Для Лале Османи и многих других афганских женщин имя матери рядом с именем отца на удостоверениях личности представляет собой законное признание женщин в обществе.
“Это право было дано нам исламом … мы хотим вернуть себе наши права”, – заявила активистка.
Кампания Османи, которую она запустила в социальных сетях в 2017 году, возымела эффект на прошлой неделе, когда президент Ашраф Гани подписал поправку, согласно которой матери будут упоминаться наравне с отцами в удостоверениях личности.
Но наряду с признанием со стороны президента и поддержкой многих женщин, данная реформа вызвала гнев в обществе.
Это трудно изменить
Ситуация с правами женщин в Афганистане значительно улучшились с тех пор, как в 2001 году режим талибов был свергнут.
Но растет озабоченность по поводу перспективы сохранения прогресса, поскольку существует возможность возвращения талибов к власти.
Талибы говорят, что они изменились и в некоторых случаях позволят девочкам и женщинам получать образование вне дома.
Но когда речь заходит о конкретных изменениях, например, о том, смогут ли женщины работать вместе с мужчинами, они говорят, что права женщин будут решаться в соответствии с исламским шариатом, хотя и не уточняя, как именно.
Многие женщины питают глубокое недоверие и сомневаются в искренности успокаивающих комментариев талибов.
Представитель движения “Талибан” Забиулла Муджахид подтвердил, что его организация выступает против внесения имен матерей в удостоверения личности.
“С религиозной точки зрения имена женщин входят в число запретов, и нигде не могут быть упомянуты”, – сказал Муджахид.
“Упоминание имен матерей, жен, сестер и дочерей в нашем обществе недопустимо с культурной точки зрения”, – сказал он.
Позже, чтобы прояснить свой комментарий, Муджахид сказал: “Имя чьей-то жены или матери является частью частной жизни семьи, и если она не хочет этого и считает это табу или позором, то с шариатской и культурной точки зрения это является уважительной причиной, и никто не должен вмешиваться в этот вопрос”.
Османи сказала, что она разочарована позицией талибов, но не прекратит борьбу за признание женщин, хотя и беспокоится о своей безопасности и безопасности своих коллег.
“Мы не делаем ничего плохого, поэтому мы продолжим эту борьбу, чтобы мы могли возродить идентичность женщин”, – сказала она.
“Мы знаем, что перемены трудны, трудно изменить общество, но, когда мы начинаем работать, мы не должны бояться препятствий и никогда не должны сдаваться”.
В Афганистане традиционалисты и модернисты спорят о будущем страны
Противостояние нового и старого, консерваторов и либералов, религиозного и светского – все это неизбежно в любом обществе. Сегодня с подобной проблемой столкнулись в Афганистане, сообщает Gandhara.
Халида Хорсанд в феврале этого года выступила с протестом, когда религиозные власти запретили День Святого Валентина в Герате, ее родном городе и столице большой одноименной провинции на западе Афганистана, граничащей с Ираном.
Хорсанд, активистка, борющаяся за права женщин, была встревожена тем, что это последовало за неофициальным запретом на концерты под открытым небом после противостояния местных священнослужителей. По ее словам, такие меры являются признаком роста религиозного экстремизма, который стоит афганцам их прав и свобод. Хорсанд убеждена, что растущее влияние исламского медресе подталкивает Афганистан к консервативным ценностям. “Это показатель роста радикального исламизма в Герате”, – считает она.
Вестернизация и духовная апатия мусульман.
Но Абдул Алим Модрек, глава Фахр аль-Мадарес, одной из 600 исламских школ в провинции Герат, не согласен с ее позицией. Он считает, что школы не пропагандируют исламский экстремизм, а преподают исламские знания, включая исламское право, высказывания и деяния Пророка Мухаммада (САВ) – хадисы, а также запоминание (хифз) и толкование (тафсир) Священной книги мусульман, Корана. По его мнению, соблюдение законов шариата необходимо Афганистану для того, чтобы отбиваться от чуждых религиозных и культурных влияний.
“У нас нет Дня Святого Валентина в Исламе. Это чужая культура, которая пришла, чтобы изменить умы людей и, не дай Бог, отклонить их от правильного пути”, – высказал свое мнение Алим Модрек.
По сути, в Афганистане идет противостояние двух сторон– либералов и консерваторов, каждая из которых видит только один путь развития страны. В сложившихся условиях гератский интеллектуал Абдул Каюм Арезо призывает к примирению двух лагерей. Он выступает против как одержимости сохранением традиционных ценностей, так и усилий по искоренению некоторых изживших себя традиций без предварительного улучшения экономических условий жизни афганцев.
«Вместо того, чтобы проводить фундаментальные преобразования в жизнь людей, такие как процветание и справедливость, мы символически боремся против традиционных ценностей, почитаемых массами», – сказал он.
По его словам, неспособность афганских правительственных институтов поощрять современность и рациональность, основанных на реалиях Афганистана, является препятствием для примирения либералов и консерваторов.
Однако глава провинциального отделения Министерства по делам религии Саид Мохаммад Ширзади говорит, что в его распоряжении имеются ограниченные ресурсы для проведения крупных реформ. Он отвергает критику о том, что около 50 000 студентов гератских медресе особенно уязвимы для салафизма, такфиризма или других радикальных исламских идеологий, пропагандирующих насилие.
При этом, Ширзади предлагает провести интеграцию выпускников медресе, предоставляя им возможность поступать в университеты и искать работу, что уменьшит риски радикализации.
«У талиба или ученика религиозной школы в настоящее время нет шансов получить государственную работу после окончания школы», – сказал он в интервью радио «Свободный Афганистан». – «Если они не могут получить работу или учиться в магистратуре или докторантуре, естественно, это подтолкнет их к противостоянию [нынешнему порядку]».
Город-оазис Герат исторически был бастионом науки, искусства, культуры и музыки. В середине XV века этот регион был резиденцией империи Тимуридов, а умеренный суфийский орден Чишти возник вблизи Герата. Даже большая еврейская община когда-то процветала среди суннитских и шиитских мусульман различных этнических общин. По какому пути пойдет Герат пока сложно сказать, однако специалистам ясно, что современная молодежь не настроена против модернизации общества, она не помнит период правления талибов, поэтому даже если у власти будут религиозные консерваторы, им придется считаться с этим фактором.