К азербайджанским евреям-ашкенази, возносящим молитвы за победу Азербайджана в Нагорном Карабахе, должны присоединиться горские и грузинские евреи, пишет автор. И не только потому, что Армения сотрудничает с врагом Израиля — Ираном. Ответом может послужить памятник, который расположен в центре Еревана.
Восьмого октября проживающие в Азербайджане евреи-ашкенази собрались, чтобы помолиться за победу азербайджанской армии в войне за Нагорный Карабах. Я считаю, что к этой молитве должны присоединиться все еврейские общины Азербайджана — горские евреи и грузинские евреи. Главный раввин ашкенази Азербайджана Шнеор Сегаль (Shneor Segal) сказал: «Мы любим нашу родину — Азербайджан. Мы молимся за победу и за освобождение земель, оккупированных агрессором».
Моя семья живет в Баку с начала прошлого века. Как жили бакинские евреи? Почему они с такой теплотой вспоминают свой город? Потому что евреи там никогда не были изгоями.
В Баку можно увидеть «еврейские» мемориальные доски и памятники. Они установлены в честь гениального физика Льва Ландау, руководителя советской атомной программы, генерал-полковника Бориса Ванникова и других известных ученых. В Баку есть прекрасный памятник командиру танка, национальному герою Азербайджана Альберту Агарунову, погибшему в 1992 году в бою за Нагорный Карабах. В его честь также названы улица, где находится этот памятник, и школа, в которой учился Альберт. На похоронах Агарунова по просьбе его семьи молитвы читали и раввин, и мулла. Я назвал лишь несколько памятных мест, посвященным евреям-гражданам Баку. Их гораздо больше.
Общеизвестно, что в Азербайджане практически не было антисемитизма. Мы росли вместе, уважая друг друга, наши непохожие религии и традиции.
Важно отметить, что Азербайджан является преданным стратегическим партнером Израиля. Мы получаем из Азербайджана энергоносители, которые жизненно важны для развития Израиля. Мы наладили сотрудничество в различных областях, и благодаря помощи Азербайджана «Моссад» смог провести множество операций против врагов Израиля.
Вернемся в Баку на 30 лет назад. Для литераторов, писавших на армянском языке, в Союзе писателей Азербайджана было специальное армянское отделение. У армянских писателей в Баку был свой литературный журнал на армянском языке. В Баку издавалась большая армянская газета, поддерживаемая правительством. В Азербайджане был вузовский факультет с преподаванием на армянском языке, были армянские школы. По данным переписи населения СССР 1989 года, в то время в Азербайджане проживало 390 тысяч армян.
Люди не живут там, где, по их мнению, с ними обращаются несправедливо. Армяне, жившие в Баку и в других населенных пунктах Азербайджана, уезжать не собирались и ни с кем не собирались воевать.
Подстрекательство к конфликту, ненависти, кровопролитию и страданиям пришло в Азербайджан извне. В годы перестройки идеологи «Великой Армении от моря до моря» воспользовались слабостью центрального правительства и развалом некогда великого государства и приступили к реализации своего плана.
Сотни тысяч азербайджанцев, живших в Армении, были изгнаны из своих разграбленных домов. Зачастую они приходили в Азербайджан через горные перевалы босиком, с детьми на руках. И в Нагорном Карабахе армяне выгнали всех своих соседей-азербайджанцев, живших там на протяжении нескольких поколений, заявив, что это армянская земля и что всем остальным там нечего делать. Так началась агрессия Армении против Азербайджана, война и оккупация.
Москва не знала, что делать, и, по всей видимости, не хотела гасить разгоравшийся конфликт. В «черном январе» в Баку были введены танки советской армии, что разожгло карабахский конфликт. Советские войска жестоко подавляли общественное сопротивление этой агрессии, расстреливая безоружных мирных жителей, которые мирно протестовали на улицах. Среди актов вандализма даже были случаи, когда танки давили машины скорой помощи. Эти дни ознаменовали конец существования советского Азербайджана.
Мы живем в современном мире и должны считаться с его реалиями. Существуют международные законы и признанные границы, которые международное сообщество обязано соблюдать. Есть люди, которые мирно жили на этой земле. Армения напала на соседнее независимое государство Азербайджан и оккупировала 20% его территории, захватив и Карабах, и семь прилегающих к нему районов.
Кто выиграл от этой войны в 1994 году? Только политики, которые нажили многомиллионные состояния, разжигая конфликт. Многие из них живут далеко от Кавказа. И эта агрессия не принесла армянскому народу ничего, кроме несчастий, разрухи и изоляции.
А как относятся к евреям в Армении?
Ферн Сидман (Fern Sidman) из нью-йоркской еженедельной газеты «Джуиш Войс» (The Jewish Voice) написала статью под названием «Армянский антисемитизм вновь поднимает свою уродливую голову» («Armenian antisemitism rears its ugly head again»). Она пишет: «В данных, опубликованных исследовательским центром Пью (Pew Research Center) Армения приведена как наименее терпимая к евреям среди 18-ти стран Центральной и Восточной Европы, что является ключевым признаком, присущим угнетенным, закрытым и полностью моноэтническим обществам. Целых 32% армян-респондентов заявили, что они вообще не приемлют евреев в качестве сограждан. Эта цифра производит неприятное впечатление, но в принципе не удивляет».
Согласно индексу антисемитизма, опубликованному Антидиффамационной лигой, Армения является наиболее антисемитской страной на постсоветском пространстве, причем антиеврейские настроения разделяют 58% ее населения.
«Типичным официальным ответом на антисемитизм в Армении является отрицание его существования», — пишет Сидман. В 2004-2005 годы в отношении Мемориала памяти жертв Холокоста в столице Армении Ереване неоднократно совершались акты вандализма, но полиция якобы пришла к выводу, что памятник «просто упал сам по себе», и эти инциденты никто из представителей властей публично не осудил.
Важно отметить, что в сегодняшнем конфликте ближайшим союзником Армении является Иран, страна, которая открыто заявляет о своем стремлении уничтожить еврейское государство и которая является одним из главных спонсоров мирового терроризма.
Более того, американский раввин Исраэль Барук (Israel Baruk) написал о скоординированных действиях армянских студенческих организаций США. На сайте интернет-издания «Таймс оф Исраэль» (The Times of Israel) он написал о проводимых в различных университетах страны кампаниях по бойкоту и отказу от сотрудничества с Израилем.
«Ожесточенное предубеждение в отношении евреев и глубоко антисемитские действия в Армении являются многолетним кризисом, — пишет Барук, — несмотря на абсолютную неосведомленность общественности об этом, особенно в США. Большинство практически не знает, что армянский антисемитизм сыграл важную роль в проведении гитлеровской политики под названием „окончательное решение еврейского вопроса", в частности, когда 20 тысяч армянских нацистских коллаборационистов оказывали содействие нацистам, выслеживая и арестовывая евреев и других „нежелательных лиц" в тылу немецкой армии».
Лидерами этих коллаборационистов были генерал А. Дро и генерал Нжде, которых сегодня в Армении называют национальными героями. Более того, в 1930-е годы армяно-американские СМИ, такие как газета «Айреник» (Hairenik), оказывали Гитлеру всяческую пропагандистскую поддержку, называя евреев «вредными элементами», оправдывая массовое истребление евреев и называя его необходимой «хирургической операцией».
В центре Еревана сейчас стоит памятник Нжде, считающемуся национальным героем.
«Цифры не лгут, — пишет Сидман. — Армянский антисемитизм — это серьезная проблема, и эту проблему нельзя отрицать, обелять или игнорировать».
Что мы видим сегодня из Израиля?
С одной стороны, есть Азербайджан, в котором никогда не было особо выраженного антисемитизма, который обеспечивает жизненно важные энергетические потребности Израиля, который помогает Израилю бороться с его врагами в регионе. И который сегодня воюет на своей суверенной территории, чтобы выгнать оттуда захватчиков.
С другой стороны, есть Армения — страна, которая создала сильный стратегический союз с Ираном, которая почитает нацистских пособников как национальных героев, страна с самым высоким уровнем антисемитизма в Европе. Страна, которая незаконно захватила и оккупировала территорию соседнего государства и которая обстреливает гражданские объекты, чтобы спровоцировать более масштабный конфликт.
Это две стороны одного фронта.
Le Figaro (Франция): 60% израильтян считают, что во Франции евреи находятся в опасности
Впервые исследование общественного мнения позволяет сформировать четкую картину того, что думают израильтяне о ситуации с безопасностью евреев во Франции. Поль Себий анализирует результаты опроса, согласно которому из-за недостаточных гарантий безопасности французские евреи уезжают в Израиль.
В четверг Эммануэль Макрон произнесет в Израиле речь на тему антисемитизма, а Французский институт общественного мнения провел по этому поводу совместный с i24News и ELNET опрос среди израильтян, чтобы выяснить их мнение насчет еврейской общины Франции и ситуации с антисемитизмом в стране. Это исследование впервые позволяет сформировать четкую картину о том, что думают израильтяне о безопасности евреев во Франции, и о причинах, по которым большинство из них хотят, чтобы те перебрались в Израиль.
Израильтяне беспокоятся насчет безопасности евреев во Франции и скептически относятся к способности французских властей вести борьбу с антисемитизмом.
В связи с ростом числа антисемитских терактов (убийства в еврейской школе «Озар-Хатора» 2012 году, магазине Hyper Cacher в 2015 году…) и преступлений (убийство Сары Халими в 2017 году…) израильтяне всерьез обеспокоены положением евреев во Франции: 60% считают, что французы иудейской веры или культуры находятся в опасности во Франции. Эти настроения подпитывают как официальная статистика по агрессии в отношении евреев во Франции, так и отголоски этих преступлений в Израиле, где с большим вниманием следят за новостями о крупнейшей еврейской общине Европы. Чувство незащищенности особенно сильно проявляется среди израильтян французского происхождения (73%), что определенно связано в первую очередь с приходящими из Франции новостями.
Отметим, что разногласия в израильском обществе перекидываются и на Францию: арабские граждане Израиля не испытывают особого беспокойства по поводу положения французских евреев или даже относятся к нему с полным безразличием. Лишь 32% из них указывают на незащищенность евреев во Франции, что идет вразрез с позицией их еврейских сограждан.
Этот пессимизм становится сильнее, и израильтяне выражают широкое недоверие к способности французского правительства бороться с антисемитизмом: две трети (66%) опрошенных называют действия французских властей в этой сфере неэффективными. С ними согласны и французы, которые тоже указывают на неэффективность правительственных мер (60% в феврале 2019 года). Физическая агрессия в отношении евреев во Франции, начало которой положили пытки и убийство Ильхама Халими в 2006 году, оставила глубокий след в сознании людей с обоих берегов Средиземного моря. Не удивительно, что среди израильтян французского происхождения неэффективность действий правительства в этой сфере ощущается еще острее (74%). Их решение уехать из Франции, безусловно, в какой-то степени опиралось на этот скептицизм.
Скептическое отношение к способности французских властей бороться с антисемитизмом идет рука об руку с однозначными представлениями об ответственных за такую агрессию. Так, израильтяне считают, что антисемитские акции совершают в первую очередь люди мусульманской культуры и веры (77%), а также сторонники ультраправых (61%) и ультралевых взглядов (45%). Французов христианской культуры винит лишь небольшое количество израильтян (22%). Стоит отметить, что израильские евреи винят прежде всего мусульман (92%), тогда как израильские арабы смотрят на ситуацию совершенно иначе: они говорят об ответственности ультраправых (50%), а не мусульман (15%). Исследование также демонстрирует сильное расхождение между французами и израильтянами в том, что касается личности агрессоров. Французы проявляют куда большую сдержанность и не могут указать четкий профиль: 23% говорят о людях мусульманской культуры, а 28% — об ультраправых. Кроме того, много тех, кто не могут выбрать что-то одно (26%) или затрудняются с ответом (23%).
В условиях такой угрозы для безопасности израильская общественность призывает к переезду французских евреев и лучшей интеграции живущей в Израиле французской общины.
Хотя эта тема стала болезненной после того, как Биньямин Нетаньяху призвал в 2015 году французских евреев переехать в Израиль, израильское общественное мнение не скрывает, что поддерживает массовую иммиграцию французских иудеев.
Стоит отметить, что доктрина приема евреев из иностранной диаспоры в Израиле, где они должны быть в безопасности, возникла отнюдь не вчера и является продолжением сионистской идеологии, сформированной декларацией независимости государства Израиль 1948 года и законом о возвращении 1950 года (в нем указано, что «у любого еврея есть право иммигрировать в Израиль»). 52% опрошенных израильтян поддерживают эту доктрину и хотят, чтобы французские евреи перебрались в Израиль. Лишь 14% предпочли бы, чтобы те остались во Франции. Здесь мнение израильской общественности вновь кардинально отличается от позиции французов, 57% которых хотят, чтобы французские евреи остались.
Хотя отношение израильского общественного мнения к безопасности французских евреев, без сомнения, связано с поддержкой их иммиграции в Израиль, эта позиция, вероятно, перекликается с чрезвычайно положительным образом французских евреев в Израиле. Причем, это касается тех, которые живут во Франции (90%), приезжают в Израиль на отдых (88%) или уже переехали туда (88%).
В политическом плане у израильтян нет единого мнения насчет необходимости «возвращения» в Израиль французских евреев, что особенно интересно за несколько недель до досрочных парламентских выборов. Среди правых националистов это поддерживают 71% сторонников партии «Ликуд» и 74% сторонников правых религиозных партий (союзники Биньямина Нетаньяху). В то же время ультраортодоксы, которые активнее критикуют сионистские проекты Израиля, более разобщены (52%) насчет прибытия новых евреев с другими взглядами и мнениями. Электорат арабских партий в свою очередь массово выступает против такой иммиграции. Наконец, отметим, что призывы израильского премьера привлекли к себе внимание и во Франции: среди израильтян с французскими паспортами поддержка партии «Ликуд» составляет 40% против 21% среди населения в целом.
За 50 лет еврейское население Европы сократилось на 60% — Dagens Nyheter
Согласно новому отчету лондонского Института еврейских политических исследований (JPR), еврейское население Европы сократилось почти на 60% за последние 50 лет. Это в основном объясняется тем, что многие евреи переехали из Восточной Европы после распада Советского Союза. Об этом сообщила одна из старейших шведских газет Dagens Nyheter.
Исследователи из JPR составили карту, чтобы продемонстрировать, как демографические тенденции повлияли на размер и структуру еврейского населения в Европе. В отчете «Евреи в Европе на рубеже тысячелетий: тенденции и оценки численности населения» аналитики отмечают, что доля евреев, живущих в Европе, резко сократилась.
В 1880 году 88% еврейского населения всего мира проживало в Европе. После Второй мировой войны, когда миллионы евреев были убиты в нацистских лагерях смерти, эта доля упала до 35%. Сегодня в Европе проживает только 9%, что соответствует половине процента от общей численности населения континента.
В отчете определены три основные причины снижения численности еврейского населения в Европе после Второй мировой войны: создание Государства Израиль, победа над политикой колониализма в Африке и Азии и падение Советского Союза.
Наибольший след в статистике оставили прежде всего миграционные потоки из Восточной Европы. В прошлом большая часть еврейского населения Европы проживала в Советском Союзе, что затрудняло эмиграцию с его закрытыми границами. Однако, когда пала коммуно-советская власть, все изменилось.