Русские мусульмане спорят о национальной идентичности
|
11 ноября по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Единство истории, единство народа, единство России», был принят документ, на основе программных тезисов которого родилось определение русской идентичности:«Русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».
Опрошенные русские люди были удивлены не только вышеприведенными формулировками, из которых следует, что, в частности, русский мусульманин на самом деле никакой не русский.
Муфтий Свердловской области Николай (АбдульКуддус) Ашарин считает: «Религия с национальностью, на мой взгляд, не очень связана. Религия – сама по себе, национальность – сама по себе, я никогда не привязываю одно к другому и не стремлюсь акцентировать на этом внимание. Если ты мусульманин – значит, мусульманин. Если христианин – значит, христианин. У нас свойвероустав, у них – свой. С христианами у меня очень хорошие отношения, я очень уважительно отношусь к православным».
Руководитель отдела по связям с общественностью Союза мусульман Волгоградской области Сергей (Муса) Баранов, со своей стороны, пояснил: «Будучи мусульманином, я не только не утратил русскую идентичность, но и более сильно ее ощущаю, чем до принятия ислама, потому что именно крепкая вера – основа национальной идентичности. Когда ты понимаешь, что вера – это, прежде всего, ощущение богобоязненности, и когда ты через полную богобоязненность понимаешь, что этот мир дан только как испытание, ты начинаешь относиться к своей национальной принадлежности, к своей народности именно с точки зрения историчности. А еще сильнее эта идентичность у меня наступила в тот момент, когда стали происходить все эти события, связанные в Крымом и Украиной».
Сотрудник исторической мечети Москвы Владимир (Махди) Зарубин, отвечая на вопрос о том, перестал ли он считать себя русским после принятия ислама, ответил: «Это ерунда все, невозможно лишить людей их национальной идентичности принятием деклараций. Русскому человеку свойственен духовный поиск, он пытается найти истину, и если не находит ее для себя в православии, ищет в другом мировоззрении. Почти каждый день в ислам приходят новые девушки и парни, много славян – из русского народа, из украинского. Знаю и нескольких армян, которые приняли ислам. Напротив нас работает один брат из еврейского народа, открыл халяльный магазин, у него вся семья мусульмане. При этом они остаются людьми, искренне любящими свою Родину. Если человек – мусульманин, это не значит, что он не патриот своего государства. В Российской Федерации проживает более 146 народностей, этнических групп, говорящих на своих языках. Россия – это многонациональное, многоконфессиональное государство, и делать все время упор на русских, как Жириновский, неправильно. Мы с такой политикой останемся в границах Золотого кольца. Якутия уйдет со своими алмазами в одну сторону, Татарстан и Башкортостан – в другую. Даже Северный Ледовитый океан, в котором нашли углеводороды, уйдет к чукчам. Поэтому надо ассоциировать не с русским, а с российским народом. Российский человек может думать не обязательно на русском языке, он может думать на том языке, на котором говорили его родители, а ассоциировать себя именно с Россией, потому что он гражданин РФ, является ее патриотом, ратует за то, чтобы государство укреплялось и расширялось, чтобы была любовь и уважение друг к другу, независимо от народности и вероисповедания. В исламе подчеркивается, что у нас одна национальность – мусульманин, человек, покорный Богу. А из народа он может быть какого угодно, без разницы. Главное, что все мы граждане России, и каждый выбрал себе путь, по которому он хочет приблизиться к Всевышнему. Сейчас наши враги в лице Запада активно пытаются разорвать РФ, мне доводилось видеть карту, где Россия поделена на части. И вот тот посыл, который мы наблюдаем в тезисах Собора, весьма успешно вписывается в эту стратегию. Возможно, кому-то было бы комфортнее, если бы Россия была мононациональным и моноконфессиональным государством, пусть и меньшим по размеру. Только вот нужно ли это самой России и ее народу – большой вопрос».