Наблюдатели разочарованы в российском оружии после нагорно-карабахского конфликта
Наблюдатели разочарованы в российском оружии после нагорно-карабахского конфликта
3 года назад 5194 central.asia-news.com Канат Алтынбаев. Российский миротворец кричит: «Не фотографировать!». КПП, окрестности Степанакерта, 13 ноября 2020 г. [Александр НЕМЕНОВ/AFP]

Шестинедельная война этой осенью между Азербайджаном и отколовшимся от него Нагорным Карабахом и Арменией превратилась в «лакмусовую бумажку» для турецкого и российского оружия. При этом в проигрыше оказалась Россия, говорят аналитики.

Нагорный Карабах, почти полностью населенный этническими армянами и поддерживаемый соседней Арменией, использовал российские системы противовоздушной обороны (ПВО), в то время как Азербайджан выпустил по противнику целый рой турецких и израильских беспилотников.

В ходе боевых действий войска Нагорного Карабаха и Армении потерпели сокрушительные поражения — впрочем, как и другие заказчики, использующие ту же самую российскую технику, которые пострадали от турецких беспилотников в Сирии и Ливии в начале этого года, передают «Радио Свобода» и другие СМИ.

Недостатки российской техники на нескольких фронтах в течение всего года сделали предыдущие хвастливые заявления Кремля о своем «беспрецедентном» и «непобедимом» вооружении еще более неправдоподобными.

Зенитные установки ЗУ-23, поставленные Россией в Таджикистан в конце 2017 года. Принятые в эксплуатацию в 1960 году, установки не являются надежной защитой от современной военной техники. [Минобороны РФ]

Армейская машина российского производства для перевозки военнослужащих. Каскеленское ущелье, окрестности Алматы, июль 2020 г. [Канат Алтынбаев]

Вооруженные силы Армении и Нагорного Карабаха в основном оснащены военной техникой и оружием из России, в том числе зенитно-ракетными комплексами С-300, которые российские СМИ называют эффективной защитой от нападений с воздуха.

Армения входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военный блок под контролем Москвы, охватывающий Евразию. Другие участники организации — Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Участие Армении в ОДКБ и давняя зависимость от Кремля побудили ее отдать предпочтение российскому оружию в ущерб себе.

«Убийцы беспилотников» терпят неудачу

После поражения в первой войне в Нагорном Карабахе, которая закончилась в 1994 году, Азербайджан воспользовался своими нефтяными богатствами, чтобы превзойти Армению в военном отношении. Он активно закупал оружие у Турции, в том числе беспилотники Bayraktar, которые использовались в сражениях в этом году.

Эти беспилотники продемонстрировали свое решающее преимущество перед российскими С-300, которые уже не выглядят чудом технический мысли, заявленным Кремлем.

За первые три дня боевых действий, начавшихся 27 сентября, азербайджанские войска уничтожили или вывели из строя около 130 танков или другой бронетехники Армении или Нагорного Карабаха, около 25 систем ПВО и многие другие виды военной техники, говорится в заявлении Минобороны Азербайджана.

Две недели спустя официальный Баку опубликовал видео, показывающее уничтожение используемого армянской армией зенитно-ракетного комплекса С-300. А 9 ноября мир стал свидетелем уничтожения высокоточным ударом Азербайджана еще одной жемчужины российского военно-промышленного комплекса России: зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2КМ».

Турецкие беспилотники, развернутые Азербайджаном, регулярно взрывали российские системы ПВО и полагающиеся на них войска Армении и Нагорного Карабаха.

«Судя по представленному видео, ЗРК “Тор М2КМ” практически в упор не замечал те цели [беспилотники], для борьбы с которыми он разрабатывался», — рассказал один из аналитиков московскому информационному агентству Avia.pro, освещающему военную тематику.

«Как и почему это произошло — неизвестно, но это один из наиболее передовых зенитно-ракетных комплексов в мире, предназначенный именно для борьбы с беспилотными летательными аппаратами».

Обсуждая современную российскую систему ПВО, аналитики отметили уязвимость российского зенитно-ракетного комплекса С-400, преемника С-300.

«Турция... внесла ясность, что с С-300 можно бороться. Тем не менее, учитывая то, что С-400 создавался на базе С-300, логично предположить, что аналогичные уязвимости имеются и у “Триумфов” [С-400], а это очень сильно подрывает российскую обороноспособность», — рассказал аналитик Avia.pro.

Сомнения в оружии Москвы

Недостатки российской военной техники заставили наблюдателей усомниться в ценности оружия, которое Москва поставляет государствам Центральной Азии.

В Баткенской области, где пограничный спор с Таджикистаном привел к эпизодическим перестрелкам, кыргызские военные развернули устаревшую советскую технику, часть которой была произведена в 1960-х и 1970-х годах, рассказал один из дислоцированных там солдат.

«Россия отправляет нам технику, которую они сами не стали бы применять. Это нужно утилизировать, а не использовать в реальном бою», — сказал он на условиях анонимности.

Соседний и более процветающий Казахстан стремится обновить свою оборону современной техникой, но российский режим, по всей видимости, продвигает свои интересы в стране через дружественных казахстанских чиновников.

Результат тот же: поставки в это центральноазиатское государство устаревшего оборудования.

В январе казахстанские власти провели расследование в отношении ряда казахстанских военных, лоббирующих покупку 30 устаревших российских бронетранспортеров БТР-80, сообщил в то время военный обозреватель алматинской газеты «Караван» Владимир Северный.

По его словам, эта модель «разрабатывалась советскими конструкторами в 50-х годах прошлого столетия».

«Если даже бывший главнокомандующий Сухопутными войсками России генерал-полковник Александр Постников открыто критиковал эти концептуально устаревшие образцы вооружения и техники (БТР), которые по своим параметрам “уже давно не годятся для использования в современных гибридных войнах”, то зачем Казахстану захламлять свои Вооруженные силы техникой прошлого века?», — пишет Северный.

Устаревшее оружие, которое Россия поставляет в страны Центральной Азии, — не лучшее решение при чрезвычайной ситуации, говорит руководитель секции Азиатско-Тихоокеанского региона Центра исследований армии, конверсии и разоружения из Киева Юрий Пойта.

«Такое вооружение может быть более или менее эффективно использовано в боевых действиях в ограниченном масштабе и со средней интенсивностью против... слабых государств или незаконных вооруженных формирований», — сказал он.

Сегодня важны «современные средства разведки, управления, подсветки целей, беспилотных роботизированных комплексов, высокоточного вооружения», добавил Пойта.

0 комментариев
Архив