Что можно снимать блогерам, а что - нет. Блогеры захватят мир?
Что можно снимать блогерам, а что - нет. Блогеры захватят мир?
3 года назад 2008

На блогеров закон о СМИ, регулирующий фото и видеосъемку, не распространяется.

Довольно часто блогеры, имеющие многотысячную и даже миллионную аудиторию, дабы еще больше повысить свою популярность среди подписчиков и монетизировать ее, производят видеосъемку в различных торговых объектах и общественных местах, транслируют прямые эфиры и т.д., но многие из них не знают, что нарушают при этом права других людей. Что можно снимать блогерам, а что нет, рассказал юрист Мади Турысбекулы, передает zakon.kz.

Рассмотрим один из наиболее распространенных случаев, связанный с применением фото и видеосъемок.

Так, в Казнете, а также в различных тематических группах (пабликах) в Инстаграм нередко можно увидеть фото и видеоматериалы, в которых блогеры, посещая различные торговые объекты (крытые рынки, торговые дома, автоцентры и др.), ссылаясь на закон "О защите прав потребителей", производят фото или видеосъемку людей, находящихся в этих объектах - не только охранников, работников торговых точек, но и посетителей. 

Действительно, в соответствии со ст. 24 закона "О защите прав потребителей" продавцу (изготовителю, исполнителю) запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК, ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки. Казалось бы, блогеры реализуют свое право на применение фото-, видеосъемки и ничего противозаконного в этом нет. А продавцы (в лице охранников торговых и иных объектов) препятствуют (незаконно) в реализации блогерами своего права. Но, не все так просто, как кажется на первый взгляд, - сказал юрист. 

Он пояснил, что согласно ст. 145 Гражданского кодекса РК, у каждого человека есть право на собственное изображение и никто не вправе использовать его изображение без его согласия, а в случае смерти - без согласия наследников. Публикация, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату.

Единственным законодательным актом, который регулирует такие случаи, является закон "О средствах массовой информации", который предусматривает, в каких случаях требуется согласие на съемку от других людей, а в каких – нет.

Так, СМИ при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении своей продукции не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях:

- если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных публичных мероприятиях;
- если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной или публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен;
- если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».

Вместе с тем юрист отметил, что съемки людей, находящихся в торговых объектах, не могут быть признаны съемкой людей, принимающих участие в публичных мероприятиях, поскольку ведение торговой деятельности не отвечает признакам публичного мероприятия. 

Лица, находящиеся в торговых объектах, не относятся к лицам, осуществляющим служебную или иную публичную деятельность. Более того, даже работники таких торговых объектов (охрана, администрация и др.) не относятся к служащим. Если лицо, находящееся в торговом объекте не совершает противоправных действий, угрожающих конституционному строю, общественному порядку, правам и свободам человека, здоровью и нравственности населения, производить фото- или видеосъемку такого лица без его согласия, - незаконно, - пояснил Мади Турысбекулы. 

Он отметил, что фото и видеосъемка без согласия изображаемого лица не требуется для СМИ и только в тех случаях, которые определены законом. 

Поскольку блогеры действующим законодательством РК не относятся к СМИ, им (блогерам) необходимо получить согласие изображаемого лица на использование его изображения. И, кстати, это еще вопрос - приходят блогеры в торговые объекты как потребители либо, как лица, преследующие иные цели, не связанные с приобретением товаров (работ, услуг). В последнем случае, к блогерам не применимы нормы закона "О защите прав потребителей", - сказал юрист.

Что в итоге? 

1. Фото и видеосъемка потребителями, включая блогеров, - разрешены, но можно производить фото и видеосъемку самих товаров (работ, услуг), но не других лиц (вне зависимости от того, кто эти лица - работники торговых объектов или посетители);
2. Блогеры - не являются работниками СМИ, и, как следствие, на них не распространяются исключения, установленные законом "О средствах массовой информации" при осуществлении фото и видеосъемки.
3. На лиц (в том числе, блогеров), посещающих торговые объекты не с целью приобретения товаров (работ, услуг), то есть не выступающих в роли потребителей, положения закона "О защите прав потребителей" - не распространяются.

Блогер блогеру рознь, но конкуренты ли они СМИ?

В Казахстане проводится опрос общественного мнения на предмет определения правового статуса блогеров.

Каждое новое десятилетие несёт с собой и изменения в общественной жизни. Когда-то глиняные таблички, на которых древние люди записывали то, что считали важным, считались верхом цивилизации. Печатный станок Гутенберга изменил восприятие мира и сделал основой цивилизации книгу. Потом появились телефон и радио. Мир раздвинулся и стал ближе. Ещё больше сблизило людей появление телевидение. И каждый раз, как только появлялось новое средство коммуникации, начинали кричать о гибели предыдущего. 

21-й век в этом не стал отличием. Новые технологии соперничают с прежними инструментами информирования. И вот уже кому-то показалось, что традиционные СМИ терпят крах, и они сдаются на милость победителя, то есть, блогеров. Между тем, это всего лишь иллюзия, которая имеет место быть в силу того, что в стремительно меняющемся мире не проводятся исследования на тему того, имеют ли влияние традиционные СМИ или они окончательно уступили место новой волне – тем, кого именуют блогерами. 

Для Казахстана понятие блогеров стало актуальным  с 2013 года, когда с «лёгкой руки» тогдашнего госсекретаря стали говорить о неких списках блогеров, о том, что они занимают значительное место в нашей жизни. Лично мне и тогда, и сейчас кажется, что человек, некогда якобы отвечавший за идеологию в стране, поспешил со своими заявлениями. Видимо, для того, чтобы доказать прогрессивность взглядов и то, что он тоже находится на гребне волны. Смешно сказать, но после заявления госсекретаря некоторые люди и в самом деле почувствовали себя «лидерами общественного мнения». Казалось бы, ну и Бог с ними, пусть тешат своё самолюбие. Однако всё гораздо серьёзнее и глубже. Скажем, история с ЭКСПО, состоявшейся в 2017 году в Казахстане. Почему у многих  жителей страны негативное восприятие этой выставки, хотя мы радоваться должны, что всемирная выставка прошла впервые у нас? Да потому, что традиционным СМИ отвели незавидную роль при освещении данной темы. А большинство казахстанцев привыкли (и ещё долго не отвыкнут) получать информацию из газет, телевидения. 

Акцент сделали на блогерах, надеясь, что они расскажут о том, как проходила ЭКСПО. Увы. И как не вспомнить в связи с этим историю того, как освещалась ЭКСПО-2015 в Милане. Представителей традиционных СМИ туда не повезли. Зато поехали блогеры из числа тех, кто преподносит себя «лидерами общественного мнения». Из описания поездки одной из блогерш в социальных сетях мы узнали, что Милан – город контрастов, в одном месте – парад геев, а в другом – проводится ЭКСПО. И лично этой блогерше не хватило мяса. Не правда ли, содержательно? А вот что написал российский блогер Алексей Соломатин: «Самый лучший, на мой взгляд, павильон, представленный на всемирной выставке которая сейчас проходит в итальянском Милане. Казахи удивили всех!

Недаром их павильон самый популярный и к нему тянется очередь с самого утра до позднего вечера. Сегодня у вас есть уникальная возможность взглянуть на казахское будущее и настоящее. Я много разговаривал с сотрудниками других павильонов, практически все нанимали людей в Италии для работы на Экспо. Казахи привезли 200 обученных человек для этих целей из Казахстана. Вообщем все очень круто и солидно» (орфография автора). Это он написал в своём Live Journal. В репортаже, щедро иллюстрированном фотографиями, Алексей подробно описывает всё, что он видел в павильоне нашей страны. И особенно его впечатлили сенсорные пульты, при нажатии которых появлялось описание того, что есть в Казахстане. Аквариум с рыбой, водящейся в водоёмах Казахстана, этнографические экспонаты, зал со стереоизображением – обо всём этом можно было узнать из его репортажа. И было понятно, почему все дни выставки в Милане у павильона нашей страны всегда было много народу.

Иначе говоря, блогер блогеру рознь. Один на самом деле описывает то, что видит и слышит. И делает это для того, чтобы его впечатления оказались полезны другим. Второй же блогер пытается себя показать вместо того, что рассказать об увиденном. 

В эти дни заговорили о том, что необходимо определить правовой статус блогеров. И это необходимо в связи с тем, что всё большее число людей называют себя блогерами, открывают свои каналы на YouTube, помимо страниц в социальных сетях. Сейчас министерство информации и общественного развития организовало опрос на эту тему. В опроснике 10 вопросов, среди которых я бы выделила следующие: «Как вы считаете, блогинг требует специальных навыков, некоторого образования?», «Как вы считаете, можно ли приравнять блогеров к отечественным СМИ?», «Скажите, пожалуйста, вы доверяете рекомендациям блогеров?», Как вы считаете, блогеры могут оказывать влияние на общественное мнение?» 

Как мне кажется, это – наиболее значимые вопросы. Достоверность, объективность информации – определяющие, составные части деятельности блогера, если он всерьёз рассчитывает на популярность в массах. Что касается того, субъект ли предпринимательской деятельности блогер, то, на мой взгляд, здесь не должно быть вопросов. Конечно, субъект, коли он работает на себя, а, следовательно, он должен платить налог и проходить соответствующую регистрацию. 

И всё же червь сомнения точит меня. Вероятно, я – традиционалист, консерватор, но не верю, что блогеры начнут влиять на общественное мнение. Такое вероятно, если только профессиональные журналисты займутся блогерством. В нашей стране есть такой пример – это Алишер Еликбаев, единственный из отечественных блогеров, коему я доверяю. И кто сумел монетизировать свою популярность, как профессионального журналиста.   

Блогеры захватят мир? И еще 7 вопросов про будущее

Как в ближайшие десятилетия люди будут потреблять информацию, почему блогеры будут принимать на работу журналистов и что позволит выжить тексту, несмотря на новые форматы в медиа. Об этих и других трендах в медиа будущего рассказал российский футуролог, технологический инвестор Кирилл Игнатьев

1. Блогеры станут работодателями журналистов

В мире будущего каждый человек - и потребитель, и производитель информации. Уже сегодня виден тренд, что пользовательские медиа начинают конкурировать с профессиональными: те же каналы в Telegram сегодня стали активными поставщиками новостей. В целом интернет стал большим источником получения новостной информации, как это и предвидел классик журналистики Маршалл Маклюэн.

Мое мнение, что профессиональные медиа никуда не денутся, но однозначно трансформируются. В том числе пользовательские медиа станут профессиональными. Если раньше топовые блогеры, имея свой собственный канал, сами работали на свою большую аудиторию, то сегодня многие из них становятся важными работодателями. Им нужны производители контента для Instagram и других площадок. Новый спрос, новый рынок появились, потому что большая аудитория блогеров приносит рекламные деньги, следовательно, у них есть бюджет.

"Большие блогеры" сегодня набирают на работу вчерашних студентов журфака, факультетов дизайна и других кузниц креативных кадров. Опытные талантливые журналисты, фотографы, режиссеры также начинают работать на медиаканалы, основанные пользователями. Любопытная статистика по Германии, по России пока нет таких данных. На сегодня там в штате у топ-блогеров 20-25 процентов - профессиональные журналисты. У одного блогера штат состоит в среднем из восьми авторов контента - бывает и три человека, бывает и 20.

Между тем самыми важными критериями отличия журналистов от блогеров останутся проверка публикуемой информации и этика журналиста. Именно по ним будет проходить психологический водораздел между профессиональными и непрофессиональными медиа. Журналисты сохраняют читателей, потому что они профессионально работают с информацией. Им доверяют.

2. Блогеры будут продавать товары

В России топовым блогером можно стать, начав с Telegram-канала. В США такой стартовой площадкой является Twitter - в этой социальной сети присутствуют все политические силы, включая президента. Бывает, что блог рождается в Instagram, эта площадка достаточно популярна в мире. В Китае есть собственные социальные сети, задающие тренды.

Блогеры постепенно создают бренды. Сначала они расширяют свое присутствие еще на несколько социальных сетей, где есть их аудитория. Если бренд возник в Telegram или Twitter, то вскоре под таким же названием появится видеоканал в YouTube, а после - канал в Instagram. Бывает, что контент на разных площадках разный, не дублирующий наполнение материнского канала.

Когда бренд блогера создан, то открываются возможности для бизнеса. Можно производить товары под единым логотипом: от футболок и косметики до продуктов и цифровых сервисов. Для профессиональных журналистов это вызов. Сейчас каждый может стать брендом, производить товары под ним и зарабатывать на этом.

3. Новости роботизируются, а сайты умрут

Первое, где будет уменьшаться роль журналистов, это, конечно, новостные каналы. Новости будут возникать из бесчисленного количества источников, роботы будут их подхватывать, сортировать, объединять и выдавать в те ленты, которые охватывают большую аудиторию. В том числе и ленты, происходящие от непрофессиональных журналистов и непрофессиональных медиа. Благодаря этому журналистский труд станет менее новостным - записать и выдать - и более интеллектуальным. А еще журналистика станет более эмоциональной, более аналитической, более персональной и более визуальной.

Также вырастет роль искусственного интеллекта в каналах доставки. Искусственный интеллект и программы будут за нас делать доставку контента до пользователя. Уже на сегодня понятно, как это будет технологически реализовано. Самый простой пример - директные средства рекламы.

Сайты умрут. Мы должны с вами понимать, что сайты постепенно становятся нигде никому не нужны. Сейчас сайты частично заменяются каналами в соцсетях, частично - приложениями в AppStore и  GooglePlay. Эпоха сайтов идет к завершению, ей осталось лет 10 от силы. Дольше всего они проживут как визитки и платформы работы с большими данными.

4. Журналисты станут универсальными единицами

Журналист будущего должен обладать универсальными творческими компетенциями. В том же ВГИКе до сих пор принято учить отдельно профессиям сценариста, оператора и режиссера. А ВШЭ уже переходит к обучению на универсальную медиапрофессию: выпускник - понемногу журналист, режиссер, сценарист, оператор, фотограф и... программист.

Журналистам предстоит освоить компетенции программиста - разработчика, который пишет алгоритмы. Пользовательского контента будет много. Он будет доставляться искусственным интеллектом или алгоритмами. И именно журналист будет тем разработчиком, который пишет алгоритмы, фильтры для этого.

В целом этот принцип - умение быть эффективным - относится не только к медиа, а ко всем отраслям. Везде вместо блестящего освоения одной профессии будет цениться умение достигать целей и решать задачи. Быть универсальным специалистом - важнейшее качество специалиста будущего.

5. От экономики общества к экономике людей

Мы с вами родились и жили в эпоху экономики общества. СМИ обращались к людям безадресно: телевидение было главным медиа, большие газеты имели колоссальные тиражи, политики и новые коммерческие проекты добивались успеха благодаря рекламе на телеканалах и соответствующей пропаганде.

Сейчас рождается экономика сообществ. Стартапам уже немыслимо продвигать свой продукт через очень дорогую телевизионную рекламу. Сейчас самый дешевый способ продвижения - в сообществах. Такой способ подходит для продвижения всего - идей, политической информации, бизнесов, стартапов. Существуют как онлайн-сообщества - группы по интересам в соцсетях, так и офлайн, например, увлеченные бегом люди, которые вместе готовятся к марафону.

Следующий шаг - экономика людей, когда определенный продукт продвигается конкретному покупателю. Мы до него еще не дошли, так на сегодня это еще очень дорого: у компаний нет достаточного количества данных о человеке, у людей пока нет полноценных "цифровых двойников". А есть лишь много разрозненной информации из соцсетей, если человек активно присутствует в интернете.

Так что тренд будущего - это продвижение на конкретных людей. Именно поэтому рынок данных - один из самых перспективных бизнесов будущего. В будущем будут очень маленькие СМИ - появятся способы доставки микроновостей по микроканалам. И одновременно закончится эпоха рекламы как основного средства доходов медиа.

Как идет переход от экономики общества к экономике сообществ в России, можно было увидеть на примере последних избирательных компаний. В больших городах, где экономика сообществ уже сложилась (допустим, в Москве), медиакампании велись на сообщества. А в остальной России, где еще действует экономика общества, последняя президентская кампания Владимира Путина велась по старинке - через федеральные СМИ и прочие традиционные инструменты.

6. Мир станет честнее и прозрачнее

Мир станет прозрачнее. Технологии и всеобщая прозрачность мира сделают его более честным. Уже сегодня существует программа, которая позволяет снять человека на видео и проанализировать "на правду" как детектор лжи.

Именно за счет прозрачности уменьшится роль медиа в области продвижения больших идей. XIX-XX века были эпохой идеологий, это яркая иллюстрация, что такое экономика общества. И тогда было деление на социализм, капитализм, левых, правых и так далее.

Сейчас все меняется. В конце мая 2019 года прошли выборы в Европарламент - там не было деления на левых и правых, делились по принципу "за" и "против" развития евроинтеграции. 20-летним вообще не важен вопрос о роли государства в экономике. Зато их волнует сохранение приватности информации. Приоритеты политики изменились.

Сегодня охотнее организуются в сообщества по интересам: "Клуб любителей пива", "Клуб фанатов электровелосипедов", фолловеры различных групп в соцсетях. "Большая" идеология становится менее важной. Именно поэтому о ней будут меньше писать медиа.

Сейчас государство на пике, сейчас оно важнейший источник информации. Но это ненадолго. За ближайшие 50 лет государство и медиа как противоборствующие стороны в спорах о свободе слова канут в историю. Государство станет сервисом: приоритетами будут уровень и продолжительность жизни, кибербезопасность, экология. Налогообложение, голосование, управление инфраструктурой станут электронными.

7. Вырастет онлайн-присутствие людей в Интернете

Рост онлайн-присутствия людей в Интернете - это большой, глобальный тренд развития социальных сетей. Как все движется в социальных сетях? Все началось с текста. Первые электронные медиа были текстовыми. Потом появился Instagram с фото, потом появилось видео и стриминг. Скоро станет возможным онлайн-присутствие. Медиа будущего, социальные сети будущего все больше будут стремиться, чтобы пользователи получали свое присутствие в том месте, где их сейчас на самом деле нет. Доступ к зрению другого человека - один из таких инструментов, который может быть использован в медиа.

Умрет ли текст? Нет. Текст - это самое короткое и быстрое, его можно прочитать и передать. Всегда будут люди, которым будет нужна короткая быстрая информация. Значит текст будет нужен всегда.

8. Все действия пользователей в Интернете монетизируются

Все больше и больше, за каждое действие, за каждое прочтение, за каждый клик в Интернете нужно будет платить. Будет все больше легализации и защиты авторских прав, причем не с помощью права, а по "праву первого": кто впервые выложил контент в интернете. Постепенно интернет-рынок станет хорошо отрегулированным, а автор оригинального контента сможет автоматически получать роялти за его использование.

Интернет-пространство будет тарифицироваться очень-очень хорошо - любое действие будет оплачено пользователем. Таким образом, активные в интернете люди, производящие оригинальный контент - имеющие собственный канал, блог, медиа, смогут в будущем зарабатывать больше денег, чем сейчас.

В бизнесе происходит еще одна очень интересная вещь. Раньше мы продавали товары и услуги. Сейчас мы продаем сервисы. Раньше люди покупали услугу такси, сейчас они покупают сервис доставки из точки А в точку Б. Сервисы дают доступ к товарам, потому что людям нужен не товар, а функция - то, что с помощью этого товара достигается.

В будущем мы будем продавать эмоции и чувства. Именно поэтому все больше и больше возрастает роль креатива. Люди будут должны доносить эмоции, доносить то, что обращается к чувствам. Это глобальный тренд развития коммуникаций и в целом - развития бизнеса. Как следствие, вся медиакоммуникация становится более адресной

Записала Ольга Пастухова

Блогер исполнил мечту детства и остался разочарован (видео)

Блогер Лиам Томпсон (Liam Thompson) исполнил мечту детства — поспать на облаке. В видео на YouTube он показал, что в качестве альтернативы использовал матрас из сладкой ваты. Однако в результате эксперимента Томпсон остался разочарован.

По словам блогера, для реализации плана он купил машину по созданию сладости и взял несколько мешков растопленного сахара. Затем он сделал достаточно сладкой ваты, чтобы из нее получились подушки и матрас.

Части ваты Томпсон разложил на пол и прилег на «облако». Первоначально блогеру понравились ощущение от лежания на таком матрасе. «А ведь очень удобно. Несмотря на липкость, ощущения и вправду невероятные», — поделился он радостью со зрителями.

Однако первое впечатление оказалось обманчивым. Блогер записал в полночь новый фрагмент ролика, в котором признался, что не может заснуть на матрасе из сладкой ваты. Он не предвидел, что всего через несколько часов она постепенно начинает твердеть и сжиматься в размерах.

«Пожалуй стоит поменять название [видео] на "Сон на каменной вате"», — в шутку заметил Томпсон. В результате он не смог нормально уснуть до самого утра. Блогер показал, что к утру от ваты остались лишь небольшие твердые части, напоминающие белые осколки.

 

0 комментариев
Архив