Переход Казахстана к углеродной нейтральности может обойтись в 650 млрд долларов
Переход Казахстана к углеродной нейтральности может обойтись в 650 млрд долларов
2 года назад 797 forbes.kz Мадина Мамырханова. В. Шанкар - соучредитель и генеральный директор Gateway Partners, частной инвестиционной компании, инвестирующей в развивающиеся рынки

Министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев на брифинге в СЦК рассказал, сколько средств потребуется для сокращения в стране до нуля выбросов углекислого газа, передает корреспондент Zakon.kz.

Сериккали Брекешев отметил, что реализация мер по декарбонизации экономики (так называемая углеродная нейтральность) приведет к преобразованию в топливно-энергетическом комплексе.

Так, если в 2017 году топливно-энергетическая корзина состояла на 54% из угля, 24% – нефти и 22% – газа, то, по прогнозам экологов, к 2060 году в рамках реализации Доктрины достижения углеродной нейтральности доля ископаемых энергоресурсов в структуре первичных топливно-энергетических ресурсов сократится в 3,4 раза и составит 29%, а доля ВИЭ возрастет с текущих трех процентов до 70. 

Расчеты показали, что для достижения углеродной нейтральности в течение 40 лет необходимо инвестировать в низкоуглеродные технологии порядка 650 млрд долларов. Сектора, требующие наибольшего объема инвестиций за 40 лет, – это производство электро- и теплоэнергии – 305 млрд долларов, транспорт – 167 млрд долларов, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность – 65 млрд долларов, ЖКХ – 57 млрд долларов, сельское хозяйство – 49 млрд долларов, – пояснил министр. 

Позже Брекешев прокомментировал вопрос об источниках финансирования. 

Что касается необходимых инвестиций для декарбонизации, здесь рассматриваются все варианты… Есть "зеленые" фонды. Буквально месяц назад на совещании С5+1 Джон Керри, который сегодня является посланником президента США по изменению климата, в своей речи озвучил, что американские банки готовы влить свои финансовые средства в проекты, связанные с декарбонизацией, и назвал эту сумму – порядка 4-5 трлн долларов, – сообщил министр. 

Как Казахстан достигнет углеродной нейтральности к 2060 году

Согласно расчётам, для этого необходимо инвестировать в низкоуглеродные технологии $650 млрд

ФОТО: архив пресс-службы

В среду, 27 октября, министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев рассказал о сценарии углеродной нейтральности в рамках Доктрины достижения углеродной нейтральности РК до 2060 года, сообщает пресс-служба ведомства.

По словам Сериккали Брекешева, доктрина была разработана на основе моделирования реальной экономики с помощью наилучших передовых моделей, таких как: TIMES, CGE и System Dynamics. Это позволило определить наиболее оптимальный путь декарбонизации экономики Казахстана с точки зрения наименьших инвестиционных затрат и получения наибольшего экономического эффекта.

«Результаты моделирования показали, что к 2060 году Казахстан достигнет баланса нулевых выбросов в масштабах всей экономики. Большую часть выбросов удастся избежать, а оставшиеся выбросы будут улавливаться технологиями улавливания и хранения углерода, а также поглощены растительностью и почвой», - сказал министр.

Вместе с тем обеспечение заявленных показателей и цели по достижению углеродной нейтральности потребует реформирования отраслевых политик, оказывающих влияние на национальные выбросы в целом. Расчеты показали, что для этого необходимо в течение 40 лет инвестировать в низкоуглеродные технологии порядка $650 млрд.

Доктрина будет долгосрочным ориентиром устойчивого развития экономики для государственного и частного сектора, включая международных инвесторов. Стоит отметить, что социально справедливая трансформация экономики и создание новых рабочих мест являются неотъемлемой частью доктрины.

Как достичь нулевого уровня выбросов

Глобальное потепление становится все более актуальной проблемой, и все страны должны внести свою лепту в борьбе с ним

ДУБАЙ – В недавнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата содержится предупреждение о том, что, если не будут приняты срочные меры по устранению выбросов парниковых газов, к 2040 году планета нагреется на 1,5 градуса по Цельсию. После публикации доклада, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш справедливо назвал его “красным кодом для человечества”. Глобальное потепление становится все более актуальной проблемой, и все страны должны внести свою лепту в борьбе с ним. Но поскольку в следующем месяце в Глазго на Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата (COP26), правительственные чиновники со всего мира готовятся установить цели устойчивого развития, они не могут игнорировать экономические проблемы развивающихся стран. 

Климатический кризис происходит в то время, когда правительства и деловые круги в развивающихся странах борются с последствиями COVID-19. По мере того, как мировая экономика начинает выходить из пандемии, очевидно, что развивающиеся страны будут восстанавливаться более медленными темпами. А темпы предоставления вакцины еще больше осложнят экономическую ситуацию. Например, беднейшие страны Африки смогут получить достаточное количество доз для вакцинации всего своего населения не раньше 2023 года.

Таким образом, признавая, что решение проблемы изменения климата является долгосрочным императивом, ближайшим приоритетом для развивающихся стран должен стать экономический рост – оживление их экономики, сокращение бедности и создание рабочих мест. Построение более экологичного будущего в итоге принесет свои плоды, но голодным домохозяйствам сегодня нужны еда и работа.

Ожидается, что в рамках подготовки к саммиту COP26 G7 и G20 обнародуют амбициозные планы, которые, скорее всего, будут включать требование ко всем странам договориться о единых сроках по достижению чистого нулевого уровня выбросов к 2060 году. Крупные инвесторы и НПО требуют, чтобы финансовые институты немедленно прекратили финансирование проектов, связанных с ископаемым топливом и лесным хозяйством и декарбонизировали свою деятельность, а регулирующие органы ужесточили экологические, социальные и управленческие стандарты (ESG) (хотя в настоящее время перспективы согласования правил практически отсутствуют). Все эти инициативы приветствуются, но они не учитывают проблем, стоящих перед развивающимся миром.

Безусловно, развивающиеся страны должны двигаться к более экологичному будущему и чистому нулевому уровню выбросов. Однако ожидаемые темпы изменений нереалистичны. Без жизнеспособного пути к экологически чистой энергии и устойчивым отраслям промышленности, развивающиеся страны могут еще больше отстать. Для более богатых стран, лучшим подходом было бы облегчить переходный период, путем предоставления странам с формирующейся рыночной экономикой трех ресурсов: времени на адаптацию, финансовую поддержку и политическую помощь.

Во-первых, хотя G20 должна сплотиться вокруг единого комплекса глобальных стандартов, она должна предоставить более бедным странам время, необходимое для соблюдения этих стандартов, полагаясь на поэтапные сроки, с учетом уровней развития и доходов. Мы не должны размывать эти стандарты или отказываться от них, мы должны признать, что развивающийся мир находится в невыгодном положении и заслуживает времени и ресурсов для реализации планов в области климата. Эти планы могут даже потребовать продолжения использования ископаемых видов топлива, пока директивные органы готовятся к переходу на возобновляемые источники энергии. Между тем, США, европейские страны и Китай, которые, по-прежнему, являются крупнейшими мировыми источниками выбросов парниковых газов и имеют возможность начать движение к зеленому будущему, должны начать делать это прямо сейчас.

Во-вторых, богатые страны должны выполнить свои обещания по оказанию финансовой поддержки усилиям более бедных стран по смягчению последствий изменения климата и адаптации к нему. В рамках Парижского соглашения по климату 2015 года развитые страны договорились ежегодно до 2020 года предоставлять развивающимся странам помощь в размере 100 миллиардов долларов. Однако в независимом докладе, опубликованном в декабре прошлого года, было указано, что была оказана лишь незначительная часть этой помощи. По мере того, как развивающийся мир изо всех сил пытается справиться с экономическими издержками пандемии, эта поддержка приобретает еще более важное значение для продвижения климатической повестки дня. Чтобы вызывать доверие, любые новые обязательства развитых стран, в отличие от прошлых обещаний, должны включать механизмы обеспечения их выполнения. Такого рода обязательства могут быть гарантированы таким многосторонним институтом, как Международный валютный фонд или Всемирный банк, при поддержке выделения специальных прав заимствования (расчетная единица МВФ) развитыми странами.

Наконец, помимо финансовой поддержки, развивающиеся страны нуждаются в консультативной помощи по вопросам политики и​ наращивании потенциала. Такое руководство могло бы включать передовые методы поэтапного отказа от дорогостоящих топливных субсидий, получения доступа к технологиям и создания институтов и стимулов для привлечения зеленого капитала. Эти ресурсы выведут развивающиеся страны на устойчивый путь к низкоуглеродному будущему. В то же время получатели должны нести ответственность. Создание надлежащих механизмов для оценки и отбора проектов, мониторинга за их реализацией и оценки прогресса на основе соответствующих показателей имеет решающее значение для обеспечения эффективного инвестирования капитала.

Переход к “зеленой” экономике имеет жизненно важное значение для будущего развивающихся стран. В конце концов, именно эти страны больше всего пострадают от изменения климата. Но универсальная политика по сокращению выбросов парниковых газов не работает. До тех пор, пока развитые страны не осознают проблемы, с которыми сталкиваются развивающиеся страны и страны с формирующейся рыночной экономикой, и не предпримут надлежащие шаги для оказания им помощи в достижении нулевого чистого уровня выбросов, наше положение только ухудшится.

© Project Syndicate 1995–2021 

0 комментариев
Архив