Осенью, которая также является осенью жизни растений, мы собираем урожай.
Жатва – первый этап смерти спелой пшеницы. Затем мы перемалываем ее на мельнице. Это второй этап смерти. Замесив тесто, мы ложим его в нагретую докрасна печь. Это следующий этап смерти пшеницы. Затем мы едим готовый хлеб, пережевываем его и отправляем в желудок. В желудке пережеванный хлеб смешивается с различными соками, это очередная смерть пшеницы. В конечном счете, хлеб бывает погребен в недрах желудка.
Затем, после стольких этапов смерти, хлеб поступает в двенадцатиперстную кишку, где происходит удивительное перерождение хлеба. Он превращается в кровь, клетки и витамины, и таким образом продолжает свое существование в нашем теле.
Мы являемся свидетелями того, как простая пшеница, пройдя столько этапов умервщления, удостаивается Всевышним Аллахом второй жизни, хотя и в ином образе. Разве степень человека ниже степени пшеницы? Как можно после этого утверждать, что человек не будет оживлен после смерти?
Мы думаем, что семена, брошенные осенью в землю, преют, гниют, и в конце концов, умрут. А они, напротив, расцветают весной с новой силой, покрывая серую землю ярким зеленым ковром. Мало того, одно семя дает несколько побегов.
Всевышний Аллах, обращая наше внимание на Свое безграничное могущество, говорит:
﴿وَمِنْ آيَاتِهِ أَنَّكَ تَرَى الْأَرْضَ خَاشِعَةً فَإِذَا أَنزَلْنَا عَلَيْهَا الْمَاء اهْتَزَّتْ وَرَبَتْ إِنَّ الَّذِي أَحْيَاهَا لَمُحْيِي الْمَوْتَى إِنَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍقَدِيرٌ﴾
«К знамениям Его относится и то, что ты видишь землю иссохшей, но когда Мы ниспосылаем на нее дождь, она вздымается и разбухает. Воистину, Тот, кто оживил ее, оживляет покойников. Воистину, Он над всем сущим властен».[1]
Подобно тому, как Всевышний Аллах оживляет весной запревшие семена растений, в день Хашр (воскрешения) будут оживлены останки человека, наместника Всевышнего на земле.
[1] «Фуссилат», 39 аят.