Матуридизм и ашаризм как основа суннитского ислама
Матуридизм и ашаризм как основа суннитского ислама
1 год назад 10771

Стоить отметить, что изначально во все периоды существования разных мусульманских государственных формирований, существовавших на территории Крыма, Поволжья, Урала и Сибири, верующие мусульмане исповедовали матуридитское вероучение и следовали ханафитской правовой школе. В связи с этим, считаем нужным вкратце разъяснить основу матуридизма и такого же традиционного направления ислама как ашаризм.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пришел в этот мир как милость для миров. Он разъяснил мусульманам как им нужно верить и поклоняться Аллаху, чтобы обрести счастье в обоих мирах. В деле распространения ислама среди кочевых племен Аравийского полуострова пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) помогали его доблестные сподвижники.

С ходом времени, мусульманское государство, созданное Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), разрасталось территориально, росло и число последователей ислама. К концу пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) первые мусульмане стали свидетелями массового перехода арабских язычников в ислам. С течением времени в среде мусульман появились течения имевшие взгляды, прямо противоречившие исламскому вероучению. Начали зарождаться сектантские течения, которым нужно было противостоять идеологически. Широкое распространение получило греческая философия, абсолютно не имевшая сходства с исламским вероучением. Перед мусульманами стояла задача разъяснить своим единоверцам, попавшим под влияние заблудших сект, основы их религии. Исламские богословы незамедлительно приступили к проповеднической и просветительской деятельности.

Среди подобных богословов, неустанно трудившихся на благо исламской общины, был и Имам Матуриди. Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди родился в деревне Матурид близ Самарканда в 238 году хиджры/852 г. Похоронен он на кладбище, где захоронены и другие великие ученые ислама, в махалле Джакердизе в Самарканде в 333 году хиджры/944 г.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждые сто лет Аллах посылает исламской общине обновителя веры».

То есть Аллах посылает ученого, разъясняющего людям основы веры.

Таким был и Абу Мансур аль-Матуриди. Он оформил и систематизировал исламское вероучение, не противоречащее исламскому шариату. Все его труды полностью основаны на Коране и сунне.

В разные периоды, мусульман, следующих путем пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) называли по-разному. Например, адепты мутазилитского направления ислама учение, которых представляет собой симбиоз греческой философии и исламского единобожества в эпоху своего рассвета, представителей традиционного направления ислама называли «сыфатийа». Сегодня, этих людей называют «матуридитами». Это связано с тем, что имам аль-Матуриди имел большую известность в Средней Азии, он заслужил ее из-за дебатов, которые происходили между ним и его оппонентами, и в которых он, как правило, всегда одерживал верх. «Матуридийа», именно так называли ученики аль-Матуриди учение первых трех поколений мусульман, то есть учение самого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и их последователей.

Таким образом, матуридитами называют тех из мусульман, кто следует учению имама Абу Мансура аль-Матуриди. Матуридиты - не слепые последователи имама, у матуридитов имеется основательная доказательная база, источником которой является Коран и сунна. Именно через призму Корана Абу Мансур объяснял своим оппонентам несостоятельность их убеждений.

Таким же великим деятелем в области исламского богословия является имам Абуль-Хасан аль-Ашари. Он был современником аль-Матуриди и также отстаивал позиции истинной веры перед представителями различных религиозных направлений. Последователей этого ученого называют ашаритами.

Учение аль-Ашари практически ничем не отличается от учения аль-Матуриди. Различие наблюдается лишь в богословских терминах и второстепенных вопросах. Иначе и быть не может, потому что они оба были ревностными последователями сунны пророка Мухаммада, и прилагали все усилия для укрепления позиций ислама в мире. Матуридизм и ашаризм это одно единое направление ислама, поэтому, когда говорится об одном из них автоматически речь идет и о втором из этих учений.

На сегодняшний день, как и тысячу лет назад не утихают споры между матуридитами и ашаритами с одной стороны и представителями сектантских течений с другой. Несмотря на то, что в течение 70 - летнего гонения на религию, в результате которой было полностью уничтожено отечественное исламское богословие, зиждившееся на учении Аль Матуриди, на сегодняшний день мусульмане России начали интенсивную работу по восстановлению духовного наследия своих предков. Несомненно, восстановление традиционного исламского учения, веками существовавшего на территории России приведет к снижению экстремистских настроений в обществе.

0 комментариев