Можно ли верить приметам?
Можно ли верить приметам?
8 лет назад 19229

Ассалям алейкум! У казахского народа существует много примет. Насколько правильно верить этим приметам, следовать им? Например, все знают примету, что если черная кошка перебежит дорогу, нужно сделать семь шагов назад и поплевать три раза. Я очень жду от вас ответ. Заранее благодарю.

Азиз.

Валейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух!

Уважаемый, Азиз! В целом приметы казахского народа можно условно поделить на «хорошие» и «плохие». К хорошим можно отнести  приметы, дающие человеку надежду, рождающие в его душе тягу к жизни, помогающие в определнные моменты преодолеть препятствия, мыслить позитивно.  К примеру: Если дергает правый глаз, будешь радоваться. Если же шумит в правом ухе, значит кто-то хвалит тебя. Чешется правая ладошка, обязательно к деньгам, а малыш наклоняется только к визиту гостей, и другие.

К плохим можно отнести приметы, связанные с отрицательными явлениями, предрекающие плохое, сеющие негатив. Например: Если черная кошка перебежит дорогу, в этот день не повезет. Качать пустую колыбель (бесик) – накликать бездетность. Нельзя бежать в сторону дома и опираться на палку – это к покойнику. Если кричит сыч, быть беде, и другие.

Первый вид примет не противоречит шариату. Как говорится, «хорошее слово – уже полдела». И если говорится о хороших приметах, знаменующих доброе, то не запрещается сказав «Амин», считать их добрым предзнаменованием. Посланник Аллаха (с.г.с), говорил: «Придя на жаназу, говорите хорошее. Поистине, ангелы говорят «амин» всем вашим словам» [1].

Плохие же приметы шариат не одобряет. Потому что, во-первых, они способствуют возникновению слепой веры, во-вторых, формируют негативное мышление. В книге хадисов «Сахих Бухари» приводится следующее свидетельство. Пророк (с.г.с) говорил:

«В Исламе нет Тияры (طِيَرَةٌ предрекания плохому-).Самое лучше же Фа’ль (فَأْل)». Тогда рядом стоящие люди спросили Пророка (с.г.с): «Что такое Фа’ль?». На что Посланник Аллаха (с.г.с) ответил: «Хорошие слова, которые слышит каждый из вас»[2].  

Кроме всего, есть приметы, имеющие воспитательное значение. Например: Съедающий хлебные крошки будет богатым. Класть нож острием вверх, значит быть забою домашних животных. Нельзя наступать на хлеб, рассыпать соль, потягиваться в присутствии старших и т.д. Такие приметы, призывающие совершать хорошие поступки, отвращающие от плохого также нельзя назвать противоречащими шариату.

Истина же ведома лишь Аллаху! 


[1] Сахих Мүслим * №1533 хадис.
[2] Сахих Бухари: Китабут Тыб – Бабу аттияра.

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой