Можно ли окуривать (аластау) спичками или подожженным растением гармалой (адыраспан) колыбель (бесик) в Исламе?
Можно ли окуривать (аластау) спичками или подожженным растением гармалой (адыраспан) колыбель (бесик) в Исламе?
9 лет назад 28373

Ассламалейкум! Некоторые казахи бесик (колыбель) и ребенка, лежащего в нем, окуривают (аластау) спичками или подожженным растением гармалой (адыраспан).  Насколько это правильно? И соответствует ли это канонам Ислама?

Пусть будет вами доволен Аллах! Азамат

Валейкум ассалаям ва рахматуллахи ва баракатух!

 «Аластау», что означает очищение огнем, произошло от слова «алас», то есть огонь. Само действие «аластау» уходит корнями вглубь веков, когда казахи исповедовали анимистическое и тотемистическое  верование. Можно с уверенностью говорить, что свое начало оттуда берет и ритуал очищения огнем. Поклонявшийся огню степной народ верил, что огонь нейтрализует негатив и избавляет от сглаза, дурного языка. С огнем обходили углы в доме, освящали колыбели, веря, что это способствует спокойному сну ребенка. При этом нужно было не просто обойти огнем углы и закоулки, но и приговаривать особые «волшебные» слова: «Алас, алас, алас, защитит от болезней, от сглаза, от злого языка». [1].  

Ритуал окуривание огнем бесик (колыбельку) младенца, зародившись в далекие времена, когда казахи поклонялись огню, сохранился по сей день, хотя уже не так популярен. И еще можно увидеть мамочек с заправским видом, «очищающих» колыбельку или кроватку малыша спичками, приговаривающую «магические» слова.

«Анимистика» или «анимизм» ( от лат. animus — «душа» или «дух») – вера в одушевленность всей природы, всех вещей.

«Тотемизм» - религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема. Вид поклонения, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. [2].

По шариату:

В Исламе (согласно шариату) нет ритуала или правила, согласно которому нужно совершать окуривание огнем колыбели или чего либо другого. Вместо этого, можно повесить амулет, в котором хранятся написанные аяты Священного Корана. Потому что сохранились данные, что сахаба Абдулла ибн Амр одевал детям амулеты с написанными внутри дуа, которым он научился у Пророка (с.г.с), а также, что этим дуа, сахаба обучал подростков. [3].


[1] «Традиционная система казахских этнографических категорий, понятий и названий»http://el.kz/
[2] https://kk.wikipedia.org/ 
[3] Тирмизи, Давват – 3528.
 Подробней о ритуале «аластау» травой-оберегом (адраспаном), чт=итайте здесь:  http://islam.kz/ru/questions/veroubejdenie/mojno-li-izgonyat-djinnov-s-pomoshyu-rasteniya-garmala-adyraspan-3/#gsc.tab=0 

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой