В МВФ предупредили о рисках начала долговых кризисов в 40 бедных странах
В МВФ предупредили о рисках начала долговых кризисов в 40 бедных странах
1 год назад 388 vedomosti.ru

Можно было бы начать прощать им долги, как в 1990-е, но сейчас это вряд ли возможно

Риски долговых кризисов в наименее развитых странах (НРС) продолжают расти из-за последствий пандемии COVID-19 и шоков на товарных рынках вследствие конфликта на Украине, указывается в апрельском докладе Международного валютного фонда (МВФ).

По оценкам организации, в декабре прошлого года 28 из 69 стран с низким уровнем доходов были на грани долгового кризиса, а 12 уже вошли в него (конкретные государства фонд не назвал). Для предотвращения долговых кризисов НРС может потребоваться международный пакет мер поддержки, сопоставимый по масштабам с инициативой по снижению долгов беднейших стран (инициатива Heavily Indebted Poor Countries, HIPC), которая была запущена в 1996 г. Всемирным банком (ВБ) и МВФ, допускают авторы доклада.

В период с 2007 по 2015 г. отношение госдолга к ВВП в НРС в среднем не превышало 40%, но с 2016 г. оно превысило это значение. В 2019–2020 гг. объемы госдолга резко ускорили рост на фоне пандемии COVID-19, и к концу 2021 г. его средний объем по странам с низким уровнем доходов составил 53% ВВП. В конце 1994 г., до реализации инициативы HIPC, средний долг по НРС оценивался в 72% ВВП.

 

Более широкий доступ НРС к глобальному финансовому рынку усиливает их зависимость от средств международных инвесторов и на фоне ужесточения ДКП в развитых странах это создает серьезные риски так называемых ролловеров (переоценка займа) для низкодоходных экономик – рефинансировать свои кредиты им приходится под более высокие проценты, указывают авторы доклада. Льготные периоды погашения долгов (грейс-периоды), которые развитые страны предоставляют НРС, сокращаются, и это усугубляет ситуацию: если в 2017 г. средний грейс-период по евробондам составлял около 4,5 года, то к 2021 г. он снизился до уровня 3,5 года.

Сомнения в финансовой стабильности низкодоходных экономик также вызывают их практики привлечения средств. «Новые долговые инструменты, которые все более широко используют НРС, обычно являются более рисковыми, более сложными с точки зрения реструктуризации. Гарантированные, секьюритизированные и обеспеченные долговые контракты, связанные с государственно-частными партнерствами, государственными предприятиями, пенсионными фондами и фондами социального обеспечения, в последнее время все чаще стали использоваться НРС», – отмечают авторы доклада.

 

Сложности в выработке общей стратегии по снижению закредитованности НРС создают и изменения ее структуры. Особую обеспокоенность авторов доклада вызывает рост доли внутреннего долга в структуре суверенных финансовых обязательств этих экономик. Если в середине 1990-х гг. она составляла порядка 19% в среднем, то к концу 2021 г. внутренняя государственная задолженность достигла в среднем 35% общего долга низкодоходных стран. Это значит, что вместо более массового подхода к реструктуризации долга, который применялся в 1990-е гг., международным институтам придется разрабатывать более специфические стратегии оздоровления финансовой системы для каждой отдельно взятой страны, поясняют авторы доклада.

«Как правило, в странах, не применяющих финансовые репрессии, внутренний долг обходится государству дороже, а также предполагает более короткие сроки погашения, чем внешний долг. Поэтому увеличение доли внутреннего долга может приводить к росту нагрузки по гособязательствам, даже если общий объем суверенного долга не меняется или сокращается», – говорится в докладе.

При сохранении текущих неблагоприятных условий в мировой экономике – в особенности при продолжении ужесточения ДКП в развитых экономиках – риски неплатежей могут реализоваться в большинстве НРС, считают эксперты МВФ. Это, в свою очередь, создает серьезные риски экономической стабильности этих стран, сравнимые с ситуацией 1990-х гг., оценивают авторы доклада. Тогда беднейшие экономики направляли на обеспечение суверенного долга значительную часть своих доходов за счет сокращения расходов на улучшение экономической и социальной инфраструктуры.

Сомнения в реструктуризации

МВФ и ВБ разработали инициативу HIPC, которая предполагала частичное прощение долгов и предоставление НРС льготных кредитов на их реструктуризацию. Для получения поддержки в рамках инициативы первоначально было необходимо признать суверенный долг страны «непосильным», это значило, что он должен был превышать 200–250% общего объема экспорта или 280% доходов государства. В период с 1996 по 1999 г. право на поддержку в рамках инициативы получили только семь стран, поэтому в 1999 г. она была усилена новыми механизмами, углубляющими меры реструктуризации задолженностей и расширяющими доступ к ним. В 2005 г. ее дополнила Многосторонняя инициатива по облегчению бремени задолженности (MDRI) стран «восьмерки», что позволило НРС получать полное прощение своих долгов за счет средств МВФ и ВБ. На данный момент в инициативе HIPC принимает участие 39 стран.

Эксперты МВФ тем не менее высказывают сомнения относительно необходимости введения подобной инициативы. По их оценкам, на данный момент НРС в среднем используют только 10% государственных доходов и 8% доходов от экспорта на обслуживание суверенного долга, в то время как в 1994 г. на эти средства уходило 18% госдоходов и 10% доходов экспорта. Состояние НРС на сегодняшний день авторы доклада оценивают как более устойчивое, чем в 1990-е гг.

Кроме того, при создании аналогичной инициативы международные институты могут столкнуться со сложностями в координации усилий. Это объясняется тем, что в подобных инициативах стали чаще участвовать частные инвесторы (банки, фонды и проч.), а также страны, не входящие в Парижский клуб (Китай, Индия).

Мало желающих занять

В период пандемии центробанки развитых стран максимально снизили процентные ставки – например, ставка ФРС тогда достигла околонулевого уровня, – в связи с этим доходность долговых инструментов развитых стран не была привлекательна для инвесторов и они направили средства в НРС, напоминает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Калянов. Необычно высокий приток капитала мотивировал как правительства, так и компании в этих странах выпускать большое количество облигаций и долговая нагрузка значительно выросла, но затем с ростом инфляции развитые страны резко подняли процентные ставки и капитал быстро перетек в их долговые инструменты, обладающие низкими уровнями рисков, добавляет он. В результате облигации НРС стали распродаваться и резко обвалились в цене, развивающимся странам также пришлось бороться с инфляцией и некоторые из них поднимали свои ставки, тем самым повышая стоимость обслуживания долга и нагрузку соответственно, указывает эксперт.

Чтобы перекрыть набранные долги, НРС стремятся перекредитоваться, но желающих предоставлять им капитал сейчас, в условиях растущих мировых рисков, немного и они берут в долг любыми способами внутри страны, качество долга при этом падает, а риск его неплатежа растет, добавляет Калянов.

Высокое отношение госдолга к ВВП само по себе не является большой проблемой для экономики, отмечает первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин. Это характерно для развитых стран с относительно высоким качеством управления финансами, такие государства чаще привлекают финансирование на глубоких и ликвидных рынках в своей национальной валюте от институциональных инвесторов, таких как пенсионные и страховые системы, занимают надолго и демонстрируют равномерный график погашения долга, отмечает он. Бедные страны не могут продемонстрировать такой же уровень финансовой стабильности, поэтому им гораздо сложнее получить кредитные средства, особенно при повышенных ставках, считает эксперт.

Для НРС большой проблемой является и высокий курс доллара, указывает Калянов. Государствам и компаниям беднейших стран приходится брать кредиты для финансирования импорта именно в американской валюте, что на фоне ужесточения риторики ФРС означает для них более высокие издержки по обслуживанию этих кредитов в дальнейшем, полагает он. В сентябре 2022 г. валюты Юго-Восточной Азии упали до многолетних минимумов, когда доллар достиг максимума, напоминает эксперт.

Помимо таких факторов, как динамика процентных ставок и курса доллара, на финансовые возможности НРС влияет рост расходов на импортируемые бензин, дизельное топливо, пшеницу и удобрения, отмечает доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Воронкова. В условиях финансовых ограничений правительства беднейших стран стоят перед выбором, погашать долги или финансировать социальные проекты, при том что именно социальная сфера проявила крайне высокую уязвимость в условиях пандемии, указывает она.

Можно согласиться с одним из выводов доклада МВФ: главным способом нормализации беднейших экономик в долгосрочной перспективе остается развитие экономики и обеспечение устойчивого роста, считает Копейкин. Это подразумевает создание инструментов адекватной оценки рисков, повышение качества финансового управления, качества управления долгом и проведение ответственной фискальной и монетарной политики, рассуждает он. Как показывает практика, для стран, проводящих ответственную финансовую политику, рынки заимствований всегда открыты и необходимое финансирование доступно и без участия международных финансовых организаций, тогда как не самые бедные страны, такие как Аргентина, снова и снова оказываются в непростой финансовой ситуации, несмотря на неоднократное получение масштабной помощи МВФ, добавляет он.

Валютные резервы Саудовской Аравии рекордно снизились

Валютные резервы Саудовской Аравии упали в апреле до рекордно низкого уровня более чем за 13 лет. Об этом со ссылкой на ежемесячный отчет центрального банка королевства пишет Bloomberg.

По данным ЦБ, чистые активы страны упали в прошлом месяце до 1,538 триллиона риалов (410 миллиардов долларов). Они снижаются пятый месяц подряд, что стало самым продолжительным падением с начала 2019 года. С момента достижения исторического максимума в августе 2014 года резервы Саудовской Аравии сократились более чем на 44 процента.

Сокращение запасов с ноября достигло почти 42 миллиардов долларов, что является очевидным признаком того, что королевство еще не использовало прошлогодние нефтяные доходы в размере 326 миллиардов долларов для пополнения резервов центрального банка. Обычно высокие цены на нефть и большой объем производства приводили к росту валютных запасов, но год назад власти Саудовской Аравии объявили, что планируют сохранить эти деньги, и позже решат, как их распределить. По данным министерства финансов Саудовской Аравии, в прошлом году профицит бюджета составил 103,9 миллиарда риалов.

По словам министра финансов Мохаммеда Аль-Джадана, правительство установило нижнюю и верхнюю границы уровня резервов в качестве доли от объема экономического производства. Эти запасы важны для защиты государственных финансов и поддержания курса национальной валюты к доллару США на уровне 3,75 риала за один доллар.

В мае Международный валютный фонд (МВФ) предсказал королевству экономические проблемы, если цены на нефть останутся на отметке ниже 80 долларов за баррель. Если прогноз МВФ по средней стоимости нефти в этом году в 73 доллара окажется верным, то дефицит бюджета Саудовской Аравии в 2023 году составит 1,1 процента ВВП. Профицита удастся достичь только в том случае, если средняя цена нефти достигнет 80,9 доллара за баррель.

Ранее Саудовская Аравия выразила недовольство в связи с тем, что Москва, по мнению королевства, не полностью выполнила обещание сократить добычу нефти на фоне западных санкций. По словам источников The Wall Street Journal, трения между двумя крупнейшими производителями нефти в мире становятся все более очевидными накануне министерской встречи стран ОПЕК+, которая состоится в Вене 4 июня.

Саудовская Аравия нашла способ заработать на российском топливе

Закупки Саудовской Аравией дизельного топлива в России достигли рекордного уровня, при этом королевство зарабатывает на таком импорте с помощью перепродажи с большой наценкой. Большая часть топлива реализуется через Сингапур, выяснил Reuters.

В мае Эр-Рияд приобрел до 500 тысяч тонн российского дизеля, а в Сингапур, по данным Refinitiv и Vortexa, отправил 400 тысяч тонн. Эксперты считают, что эти процессы зависят один от другого.

Европейское эмбарго на поставки топлива из России заставило Москву согласиться на продажу нефтепродуктов по низким ценам, а Саудовская Аравия воспользовалась моментом более высоких цен на восточном направлении.

Ранее аналитики Kpler подсчитали, что главным бенефициаром санкций против российской нефти и нефтепродуктов стала Индия. Страна активно закупает сырье у российских компаний по цене ниже потолка, но затем реализует произведенный из него бензин по рыночным ценам, в том числе в Европу.

Значительные объемы экспорта нефти и нефтепродуктов Россией заставили Саудовскую Аравию заподозрить, что страна не выполняет взятые на себя обязательства по сокращению добычи на 500 тысяч баррелей в сутки.

В экономике Китая заметили новые проблемы

Китайская экономика продолжает испытывать проблемы, несмотря на завершение локдаунов, связанных с COVID-19, надежды аналитиков на ускоренный рост пока не оправдываются. К такому выводу пришли экономисты, опрошенные Reuters.

Активность в производственном секторе в мае продолжила сокращаться, о чем свидетельствует прогноз (официальные данные появятся 31 мая) индексу менеджеров по снабжению (PMI) — 49,4 пункта. В апреле он составлял 49,2 пункта, но значение меньше 50 все равно означает снижение к предыдущему месяцу, замечает агентство.

Данные за апрель демонстрируют резкое сокращение импорта, падение цен производителей и инвестиций в недвижимость, а результаты промышленного производства и розничных продаж оказались слабее ожиданий.

Аналитики Goldman Sachs отмечают, что базовый импульс роста в мае оказался слабым, данные по производству стали о потоках сырьевых товаров указывают на проблемы на начальных стадиях производства. При этом на прошлой неделе фьючерсы на железную руду опустились до минимума за полгода, что говорит об ожиданиях слабого спроса летом.

Ранее сообщалось, что уровень безработицы среди молодежи в Китае достиг рекордных 20,4 процента. При этом, по оценкам экспертов, в ближайшие месяцы ситуация может только ухудшиться.

0 комментариев
Архив