Водительское удостоверение, выданное в Казахстане, позволяет свободно управлять автомобилем не только на родине, но и во многих других странах мира. Однако правила признания прав, условия их использования и процедуры обмена сильно различаются в зависимости от государства. Где работают казахстанские права, узнавал Tengri Auto.
Где действуют казахстанские водительские права
Казахстан подписал Венскую конвенцию о дорожном движении в 1994 году. С тех пор национальные права соответствуют международным стандартам и признаются в других 82 странах-участницах.
Европа: Австрия, Албания, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия*, Италия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Северная Македония, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.
Америка: Багамы, Бразилия, Венесуэла, Коста-Рика, Куба, Мексика, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
Африка: Гана, Египет*, Кения, Конго, Кот-д’Ивуар, Марокко, Нигер, Сенегал, Сейшелы, Тунис, ЦАР, ЮАР.
* Египет требует МВУ для аренды авто.
Другие страны: Азербайджан, Армения, Бахрейн, Грузия, Израиль, Индонезия, Иран, Киргизия, Китай, Кувейт, Россия, Монголия, ОАЭ, Пакистан, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Филиппины, Южная Корея, Япония*.
* Япония требует международное водительское удостоверение (МВУ) или перевод.
В какой стране проще всего получить водительские права
Согласно данным International Drivers Association, легче всего получить права можно в таких странах, как:
Мексика:
- минимальный возраст получения прав составляет 15 лет;
- сдаете только письменный тест (без вождения!);
- нет обязательных часов в автошколе;
- срок получения - 1-2 недели.
Катар:
- минимальный возраст - 14 лет (с ограничениями);
- короткий курс теории;
- практический экзамен - формальный (главное - не делать грубых ошибок);
- стоимость: около 100 долларов.
США:
- минимальный возраст - 16 лет (в некоторых штатах - 14-15 для learner’s permit (ученические);
- теория + проверка зрения;
- практика - часто просто "проехать вокруг квартала".
Канада:
- сдаете теорию, получаете временные права. Практика через 8–12 месяцев;
- экзамен по вождению - без жестких требований (например, в Британской Колумбии можно сдать за 20 минут).
Где сложнее всего получить права
Если в Мексике права дают почти "автоматом", то в некоторых странах придется действительно попотеть.
Финляндия:
- базовый курс (теория + первая помощь);
- теория (сложные вопросы, включая экстремальное вождение);
- практика - экзаменатор следит за каждым движением;
- стоимость: около 2000 евро (из-за обязательных уроков в автошколе).
Япония:
- нужно проехать по строго заданной траектории (отклонение = провал);
- cкорость не выше 30 километров в час;
- если экзаменатор уснул, это хороший знак (значит, едешь плавно);
- процент сдачи: 30-40 процентов (многие пересдают по 5-10 раз).
Германия:
- 14 теоретических занятий + 12 практических;
- если завалить экзамен 3 раза – придется заново идти в автошколу;
- стоимость: 1500-3000 евро.
Саудовская Аравия:
- нужно пройти медкомиссию, теорию, практику;
- стоимость: около 160 долларов;
- срок получения: до нескольких месяцев.

Испытательный срок для водителей предложили ввести в Казахстане
Сенатор, бывший первый заместитель главы МВД (с 2019 по 2024 год) Марат Кожаев предложил ввести испытательный срок для новых водителей, а также усилить контроль за автошколами и процессом получения водительских удостоверений, передает Tengri Auto.
Свой депутатский запрос сенатор Кожаев адресовал премьер-министру Олжасу Бектенову. В нем он привел статистику, согласно которой 96 процентов всех ДТП в стране происходят из-за нарушений ПДД, и одна из главных причин — низкий уровень подготовки водителей.
Кожаев подчеркнул, что сейчас в Казахстане функционируют 374 автошколы, однако их деятельность практически не контролируется. В ряде случаев, по его словам, процесс обучения носит формальный характер, а выпускники выходят на дороги без необходимых знаний и навыков.
«Обеспокоенность также вызывают факты систематического нарушения процедуры выдачи водительских удостоверений. В ряде центров отсутствует или находится в неисправном состоянии необходимая техника для сдачи экзаменов — мототранспорт, автобусы, грузовики, а где-то даже нет автодромов», — отметил Кожаев.
В связи с этим сенатор предложил ввести государственный контроль за учебными организациями по подготовке водителей. Обновить учебные программы автошкол с акцентом на безопасность и культуру вождения. А также «пересмотреть порядок сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения, включая введение испытательного срока для новых водителей».
Кроме того, Кожаев предложил обеспечить строительство разноуровневых пешеходных переходов, освещение тротуаров населенных пунктов, через которые проходят республиканские дороги, и рассмотреть вопрос о проверке правильности установления дорожных знаков и нанесения дорожной разметки на местных республиканских дорогах.
Также Кожаев подчеркнул, что необходимо обеспечить предрейсовые медосмотры водителей такси и автобусов, внедрить GPS-контроль скорости и тахографы для мониторинга их режима работы. Еще одно предложение — создать цифровой реестр водителей такси с возможностью исключения нарушителей за систематические нарушения ПДД.