Разные: Саудовская Аравия и Иран начали переговоры по восстановлению отношений
Разные: Саудовская Аравия и Иран начали переговоры по восстановлению отношений
3 года назад 1165 inosmi.ru rezonans.asia Джоомарт Оторбаев (Djoomart Otorbaev) — премьер-министр Кыргызстана в 2014-15 годах

Высокопоставленные чиновники Саудовской Аравии и Ирана ведут прямые переговоры с целью восстановить разорванные пять лет назад дипотношения, передает РИА Новости со ссылкой на  газету Financial Times.

По данным издания, переговоры, которые прошли 9 апреля в Багдаде при посредничестве иракского премьер-министра Мустафы Каземи, являются «первыми значительными политическими обсуждениями" между двумя странами с 2016 года.

По данным источников, переговоры включали в себя тему атак движения «Ансар Алла» (хуситов) по саудовской территории и «были позитивным». Делегацию из Саудовской Аравии возглавлял руководитель службы общей разведки Халид бин Али аль-Хумайдан. Источники сообщают, что следующий раунд переговоров запланирован на следующую неделю.

Отмечается, что переговоры состоялись на фоне попыток президента США Джо Байдена по восстановлению ядерной сделки и снижению напряженности в регионе. Еще одним фактором, который повлиял на то, что Иран и Саудовская Аравия сели за стол переговоров является желание последней положить конец шестилетней войне в Йемене, а также «завоевать благосклонность администрации Байдена, которая обещала пересмотреть отношения с королевством», пишет Financial Times.

По заявлению одного из чиновников, которое приводит газета, «переговоры продвигаются быстрее, потому что переговоры США (по ядерной сделке) также продвигаются быстрее и из-за атак хуситов».

При этом, как отмечает газета, высокопоставленный саудовский чиновник опроверг факт проведения переговоров между с Ираном. Иракское и иранское правительства от комментариев отказались.

Саудовская Аравия разорвала дипотношения с Ираном в январе 2016 года после того, как были совершены нападения на ее диппредставительства в Тегеране и Мешхеде, спровоцированные казнью в Саудовской Аравии известного шиитского проповедника Нимра ан-Нимра. Из солидарности с Эр-Риядом — одним из лидеров арабского суннитского мира — дипломатические отношения с Ираном прекратили Бахрейн, Судан и Джибути.

Project Syndicate (США): афганский путь к процветанию в Центральной Азии

В статье раскрываются интересные подробности о строительстве железной дороги от Термеза в Узбекистане через Мазари-Шариф и Кабул в Афганистане до пакистанского города Пешавар. Там она вольется в транспортную систему Пакистана, обеспечив доступ к портам этой страны. Свой интерес в проекте есть и у России.

Впервые за столетия появился шанс связать Центральную и Южную Азию современными транспортными и энергетическими коридорами через Афганистан. Завершение этих проектов преобразит евразийскую безопасность, значительно повысит региональную экономическую активность, потенциально принесёт, наконец-то, мир в Афганистан. Возможно, они даже позволят возродить Великий шёлковый путь.

Именно поэтому прогресс в планируемых проектах должен интересовать как влиятельных соседей региона — Россию, Китай и Индию, так и США, которые потратили не менее $2 триллионов на Афганистан за последние 20 лет. Тем не менее почти весь мир считает Центральную Азию некой «терра инкогнита» и пока уделяет мало внимания последним значительным событиям в регионе.

К примеру, в феврале министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов посетил три среднеазиатские страны — Казахстан, Туркменистан и Таджикистан — с целью заручиться их поддержкой транспортных проектов с участием Афганистана и стран Южной Азии. Камилов совершал поездку по поручению президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, который в послании парламенту страны 29 декабря особо отметил в качестве своих главных региональных приоритетов сотрудничество со странами Южной Азии и содействие миру в Афганистане.

Если говорить конкретно, переговоры велись о строительстве железной дороги «Кабульский коридор» от Термеза в Узбекистане до пакистанского города Пешавар через Мазари-Шариф и Кабул в Афганистане. По этой железной дороге может будет перевозить до 20 миллионов тонн грузов в год, при этом отрезок от Термеза до Мазари-Шарифа, построенный Узбекистаном, уже функционирует. Оставшийся отрезок до Пешавара длиной 573 километра должен будет пересечь горный хребет Гиндукуш, где высота горных перевалов превышает 3,5 тысячи метров над уровнем моря. Тем самым эта железная дорога станет одной из самых высокогорных в мире.

Отрезок железной дороги от Мазари-Шарифа до Кабула (предварительная оценка стоимости — $5 миллиардов) будет построен в основном на заёмные средства. В конце декабря Узбекистан, Афганистан и Пакистан совместно обратились к международным финансовым учреждениям за поддержкой этого проекта. Если финансирование будет получено, строительство могло бы начаться уже в сентябре этого года. Благодаря существующим автомобильным дорогам между Мазари-Шарифом и Кабулом, станет возможной доставка оборудования и строительных материалов. Кроме того, узбекские и таджикские линии электропередач, ведущие к афганской столице, располагаются на этом же маршруте, что позволит электрифицировать будущую железную дорогу.

В Пешаваре железная дорога свяжет прибывающие поезда с транспортной системой Пакистана, тем самым соединив центральноазиатские и евразийские сети железных дорог с сетями Южной Азии и обеспечив доступ к пакистанским портам Карачи, Касим и Гвадар. Согласно оценкам экспертов, новая железная дорога сократит время транспортировки товаров из Центральной Азии с 30 дней до 15 и уменьшит транспортные расходы на 30-35%.

Очевидная причина выбора пакистанских портов — а не альтернативных вариантов — в том, что маршрут Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар является самым коротким. Впрочем, есть и более важная причина: «Кабульский коридор», наряду с транспортным коридором Китай — Кыргызстан — Узбекистан, позволит связать четыре экономически мощных евразийских региона (Европу, Китай, Россию и Южную Азию) через Центральную Азию.

Сегодня главный транспортный маршрут из Центральной Азии к южным морям — через иранский порт Бендер-Аббас — уже не считается самым привлекательным. Экономисты подсчитали, что транспортировка контейнера из Ташкента, столицы Узбекистана, до Карачи будет стоить примерно $1400-1600, то есть примерно вдвое дешевле, чем транспортировка из Ташкента до Бендер-Аббаса ($2600-3000). Кроме того, международные экономические санкции против Ирана усложнят реализацию любого проекта в этой стране.

В конце 2020 года началось строительство афганского отрезка в другом мегапроекте, связывающем Центральную и Южную Азию. Это газопровод ТАПИ, названный так в честь четырёх стран, через которые он проходит — Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия. Газопровод длиной 1814 км пройдёт от газового месторождения Галкыныш в Туркменистане до индийского города Фазилка через Герат и Кандагар в Афганистане и через пакистанские города Кветта и Мултан. Его мощность составит 33 миллиарда кубометров газа в год, а стоимость оценивается в $8-10 миллиардов.

Хотя озабоченность вопросами безопасности долгое время ставила под сомнение жизнеспособность проекта газопровода ТАПИ, сегодня завершение его строительства планируется на декабрь 2023 года. Крайне важно, что 6 февраля высокопоставленная делегация талибов посетила Туркменистан и пообещала поддержать проект. Есть данные, что США, которые давно выступают за строительство этого газопровода, возможно, помогли в организации данной поездки.

Центральная Азия всегда была политически деликатным регионом, частью так называемой «великой шахматной доски», как выразился бывший советник по национальной безопасности США Збигнев Бжезинский. И поэтому при реализации подобных крупных проектов всегда следует учитывать геополитическую позицию крупнейших региональных игроков, таких как США, Россия и Китай. Но, по крайней мере, на сегодня каждый из них, похоже, заинтересован в том, чтобы государства Центральной Азии и Афганистан были экономически динамичными и политически стабильными, а не бедными странами, являющимися источником конфликтов.

При всей важности этих новых эпохальных проектов, необходимо продолжать углублять и развивать центральноазиатское сотрудничество. Исторически этот регион добивался наибольшего процветания, выступая в роли «перекрёстка цивилизаций», направляя и преобразуя евразийскую торговлю, а также экономические и культурные силы. Более того, Центральная Азия являлась мировым лидером в экономическом развитии, торговле, технологиях, промышленности и интеллектуальной жизни в период, который считается её золотым веком, когда регион был открыт, динамичен, готов и способен учиться и перенимать опыт у других.

Нет причин, по которым Центральная Азия не могла бы вновь добиться успеха. Благодаря открытому регионализму, жители Центральной Азии находили множество причин для сотрудничества на протяжении столетий. Возврат региона к подобной роли стал бы хорошей новостью для всего мира, которая заслуживает внимания его лидеров.

Центробанк Турции запретил использование криптовалют

Центральный банк Турции запретил использование криптовалюты и криптоактивив для покупки товаров и услуг, сославшись на «непоправимые» возможные убытки и значительные риски при таких транзакциях. Об этом сказано в опубликованном накануне постановлении Центрального банка Турции.

«Поставщики платежных услуг не смогут разрабатывать бизнес-модели таким образом, чтобы криптоактивы использовались прямо или косвенно при предоставлении платежных услуг и эмиссии электронных денег, и не смогут оказывать какие-либо услуги, связанные с такими бизнес-моделями», – сообщил банк.

В заявлении, которое объясняет причину запрета, банк указал, что эти активы «не подлежали никаким механизмам регулирования и надзора.

Центральный банк заявил, что использование криптовалюты в платежах может привести к убыткам для сторон транзакций из-за вышеперечисленных факторов, и они включают элементы, которые могут подорвать доверие к методам и инструментам, которые используются в настоящее время в платежах.

 

0 комментариев
Архив