Разное: США подготовили новый законопроект о санкциях против России
Разное: США подготовили новый законопроект о санкциях против России
5 лет назад 1468 vesti.ru Александр Мартыненко

Американские сенаторы от обеих партий подготовили новый законопроект о санкциях против России. Как сообщается, документ является более жесткой версией того, что не прошел в прошлом году, передает корреспондент Tengrinews.kz со ссылкой на REUTERS. 

По данным агентства, законопроект предусматривает введение ограничений в отношении российских банков, поддерживающих усилия по вмешательству в выборы в других странах.

Также санкции коснутся  нефтегазового сектора, в частности, российских государственных энергетических проектов за пределами России, включая инвестиции в проекты по сжиженному природному газу (СПГ). 

Помимо этого, планируется ввести запрет на сделки, связанные с госдолгом страны.

Отдельно будут введены ограничения в отношении лиц, которые, как считается, "способствуют прямо или косвенно незаконной и коррупционной деятельности от имени президента России Владимира Путина".

Отмечается, что мировые энергетические компании, включая BP, Shell и ENI, могут выступить против законопроекта, как и такие американские компании, как Exxon и Chevron. BP владеет почти 20 процентами акций "Роснефти", крупнейшего в России производителя нефти.

Вместе с тем агентство отмечает, что законопроект имеет больше шансов быть принятым Конгрессом либо в целом, либо в качестве поправок к другим законопроектам перед лицом растущего двухпартийного гнева по поводу вмешательства России в дела других стран.

"Президенту Дональду Трампу, который принимал участие в предыдущих усилиях Конгресса по усилению санкций против России, хотя иногда неохотно, все равно придется подписать законопроект, прежде чем он станет законом", - пишет Reuters.

На фоне сообщений СМИ о новых санкционных инициативах рубль потерял к доллару и европейской валюте 40-50 копеек. 

Северная Корея готовится пойти по вьетнамскому пути

Северная Корея заявляет о готовности открыть свою централизованную социалистическую экономику, а в качестве экономической модели может использовать модель развития Вьетнама.

По мнению аналитиков, способность Ханоя сохранять однопартийное правление, строгую цензуру, систему контроля сверху после интеграции в мировую экономику является привлекательной перспективой для Северной Кореи. Если Пхеньян перейдет на рельсы рыночной экономики, скорее всего, в приоритете у него будет стабильность режима: ослабление ограничений в таких областях, как валюта и миграция, может оказаться политически дестабилизирующим фактором для правления Ким Чен Ына.

Чтобы спрогнозировать собственное будущее, Северная Корея давно изучает коммунистические правительства, такие как Китай и Вьетнам. Это страны с ростом, управляемым государством, которые интегрировались в мировую экономику. Поскольку Ханой готовится принять второй саммит США - КНДР в конце февраля, эксперты полагают, что Ким может проявить склонность к либерализации во вьетнамском стиле.

Во вторник министр иностранных дел Вьетнама Фам Бинь Минь отправился в Пхеньян после визита в Ханой министра иностранных дел Северной Кореи Ли Ён Хо в прошлом году. Как сообщает информационное агентство Yonhap, эта поездка предпринималась, для того чтобы изучить проводимые реформы во Вьетнаме. Такие визиты наносились и в более ранние годы, например в 2012 г., когда северокорейская делегация посетила вьетнамскую провинцию Тхайбинь для изучения развития сельских районов.

Только в прошлом месяце председатель парламента Вьетнама Нгуен Тхи Ким Нган заявила, что ее страна "готова поделиться экономическим решением и ноу-хау с Северной Кореей", сообщила южнокорейская газета Maeil Business. Вашингтон поддерживает эту идею. В июле прошлого года госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Ким, если бы пожелал, мог бы добиться такого же экономического чуда, что и Вьетнам. 

Сравнивая сходства

По мнению экспертов, современная Северная Корея во многом похожа на Вьетнам в 1980-х гг. Коммунистическая партия Вьетнама управляла государством с момента обретения им независимости в 1945 г., так же как Трудовая партия Кореи всегда управляла Северной Кореей.

Обе страны "находились под санкциями ООН: в случае с Северной Кореей санкции вводились за разработку ядерного оружия, в случае с Вьетнамом - за оккупацию иностранного государства", заявил австралийский исследовательский центр Lowy Institute. 

Вторжение Вьетнама в Камбоджу в 1978 г. фактически изолировало его от мира, в результате Ханой лишился доступа к международной финансовой поддержке на несколько десятилетий вперед. Пхеньян долгое время считался государством-изгоем из-за своей подпольной программы разработки оружия.

Но объединяет эти две страны больше всего стремление Пхеньяна реформировать свою экономику, научившись на примере Ханоя, который проводил такие же реформы десятилетия назад, говорится в записке Lowy Institute.

В конце 1980-х гг. Вьетнам остановил оккупацию Камбоджи и приступил к реформам по созданию свободного рынка. Это в конечном итоге открыло страну и привело к ее нынешней социалистической экономике. Рынок Вьетнама – одна из самых быстрорастущих экономик мира благодаря растущему среднему классу, сильному производственному сектору и молодому населению.

Тем временем Ким пообещал улучшить внутреннее развитие, после того как пришел к власти в конце 2011 г.

"Северная Корея готова экспериментировать, проводя реформы под руководством Ким Чен Ына", - отметил Брэдли Бабсон, эксперт Американо-корейского института Брэдли Бабсон. 

В 2014 г. Ким также ввел меры, направленные на то, чтобы сократить размеры ферм и разрешить часть производства для домашнего использования и продажи на рынках, отметил Бабсон. 

"С 2016 года эти реформы были расширены, больше внимания уделялось децентрализованному принятию решений", - сказал он.

С прошлого года Ким начал мирное наступление в попытке улучшить отношения с международным сообществом, о чем говорят его знаковые встречи с президентами Южной Кореи и США.

Призыв Вьетнама

Как отмечается в январском отчете Fitch Solutions, Кима привлекает постепенный путь развития страны Юго-Восточной Азии.

Вьетнам начал получать помощь от МВФ и Всемирного банка в 1990-х гг. после начала реализации реформ. За этим последовали значительные иностранные инвестиции в середине 2000-х гг. и членство в ВТО в 2007 г. Ким – поклонник мелкомасштабных реформ и предпочел бы этот медленный подход, если он обеспечит политическую стабильность, отмечает Fitch.

Вьетнам сохранил "геополитическую гибкость и умение выстраивать отношения" - два качества, "которыми может восхищаться" Пхеньян, отмечает Fitch. Например, у Ханоя тесные связи с Вашингтоном, несмотря на резкие идеологические разногласия и десятилетия враждебности во время войны во Вьетнаме. Азиатской стране удалось наладить связи со многими странами, включая Корею, Россию, Японию и Индию.

Учитывая их акцент на политической стабильности, Китай и Сингапур преподносились Пхеньяну как потенциальные образцы для подражания. Однако северокорейский лидер считает, что у них есть недостатки. Пхеньян хотел бы подчеркнуть свою независимость, а не подчинение Пекину, а путь Сингапура не лучший пример для подражания из-за меньшего размера экономики, продолжает Fitch.

Конечно, любая северокорейская попытка либерализации будет зависеть от прогресса в ядерных переговорах. Если Ким выполнит свое обещание денуклеаризации, санкции будут сняты и Пхеньян сможет возобновить внешнюю торговлю.

"Отмена санкций, экономические реформы и изменения в политике национальной безопасности и международных отношениях могут помочь вывести северокорейскую экономику на путь стабильного роста и экономической интеграции", - сказал Бабсон.

Українська правда (Украина): грозит ли мировой экономике новый глобальный кризис

Мировая экономика замедляет темпы роста. Однако означает ли это угрозу нового мирового кризиса? Пока такой сценарий выглядит маловероятным, полагает автор. Недавняя смена риторики ведущих финансовых регуляторов в сторону смягчения монетарной политики укрепляет уверенность фондовых рынков, что будут предприняты шаги для поддержания экономического роста.

месте с улучшением настроений на финансовых рынках возобновился интерес инвесторов и к рынкам развивающихся стран. Последнее особенно важно для Украины в сложный год выборов и пиковых выплат по внешнему долгу.

Тем не менее, нынешняя глобальная ситуация остается достаточно хрупкой. И именно поэтому стоит рассмотреть все ключевые факторы, влияющие на мировую экономику.

Тревожная статистика 

Ключевые регионы мира показывают все больше признаков слабеющего экономического роста.

В США индикатор текущей деловой активности показал снижение роста до 1,5% в январе с 4% в сентябре, инфляция остается ниже целевого уровня 2% ФРС, а ожидания бизнеса и потребителей также далеки от оптимистичных. В Китае почти каждый значимый экономический индикатор в последние месяцы оказался ниже ожиданий, объемы торговли уменьшаются, рост реального ВВП в 4-м квартале 2018 года снизился до 6,4%, впервые ниже 6,5% с 2010 года, а индекс ожиданий менеджеров по закупкам показывает сокращение экономической активности впервые за два года.

ВВП еврозоны в 4-м квартале прошлого года вырос всего на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом — это самый низкий показатель за последние четыре года.

Растущее число негативных сигналов встревожило финансовые рынки еще в прошлом году, и с конца сентября ключевые фондовые индексы покатились вниз: к концу 2018 года: Эс энд Пи 500 упал на 14%, Эф-ти-эс-и 100 — на 9%, «Насдак» — на 17%.

Все же подавляющее большинство аналитиков считают, что еще рано говорить об экономической рецессии. По данным агентства «Блумберг», в 2019 году ожидается замедление роста мирового ВВП всего лишь до 3,5%, после 3,7% в 2018-м.

Насколько действительно ослабеет мировая экономика в следующий год-два, будет во многом определяться эффективностью макроэкономической политики в ключевых регионах — США, Китае и ЕС, а также способностью мировых лидеров справиться с растущими геополитическими вызовами.

Со времени глобального экономического кризиса 2007-2009 годов национальные регуляторы преуспели в поддержании инвестиционного спроса ведущих мировых экономик, и их роль в восстановлении стабильного роста сложно переоценить. Однако сейчас их задача усложняется из-за высокого уровня накопленных долгов.

Более того, эффективность ресурса количественного смягчения, обеспечившего выход из прошлого кризиса, может все больше снижаться по мере его дальнейшего использования.

Ситуация еще более осложняется растущими политическими вызовами.

Торговый конфликт США и Китая, выход Великобритании из ЕС без соответствующего соглашения, а также рост торгового протекционизма — все это представляет наибольшую опасность своими непредсказуемыми последствиями и может нанести серьезный урон мировой экономике.

Равнение на США

Наиболее решающее значение на глобальный экономический рост может оказать разворот в политике центрального банка США.

Начиная с 2015 года, Федеральная резервная система девять раз поднимала учетные ставки на 25 базисных пунктов до текущих 2,25%-2,5% и еще в декабре предупреждала рынки о дальнейших повышениях в 2019 году. Однако 30 января глава ФРС Джей Пауэлл заявил, что вероятность снижения ставок теперь так же высока, как и вероятность их повышения.

Такая резкая смена риторики, вместе с решением приостановить раскрытие планов по поднятию ключевых ставок, а также пересмотреть политику нормализации баланса ФРС, дала финансовым рынкам сигнал о значительном смягчении монетарной политики ФРС.

Это также предоставило возможность другим центробанкам, в первую очередь Народному банку Китая, более уверенно смягчать свою процентную политику, без боязни вызвать нежелательное ослабление национальной валюты против доллара США.

Многие наблюдатели полагают, что нынешние уровни учетных ставок достаточно сбалансированы, с возможностью снижения почти на 250 базисных пунктов в случае серьезного экономического спада. В то же время рынок труда остается недостаточно насыщенным и по-прежнему наблюдается значительный рост зарплат. Это сохраняет потенциал роста инфляции и может не позволить ФРС особо затягивать дальнейшее повышение ставок.

Снижение налогов американских корпораций администрацией Трампа также дало мощный толчок американской экономике.

Вместе с тем, это вылилось в потери для госбюджета, который вырос до 3,8% ВВП в 2018 году. Маловероятно, что в 2019-м власти США способны будут предоставить экономике дополнительные фискальные стимулы.

Китай замедляет Европу

Признаки серьезного замедления китайской экономики уже заставляют государство мобилизовывать ресурсы по ее стимулированию. В этому году китайские власти планируют задействовать разные рычаги, включая монетарное смягчение, фискальное стимулирование и точечное регулирование регионального рынка недвижимости. Экономика может ощутить положительный эффект от дополнительного притока кредитных средств уже в конце 1-го — начале 2-го квартала 2019-го.

Вместе с тем, полностью избежать замедления Китаю вряд ли удастся.

Фискальное стимулирование ускорит рост дефицита госбюджета, на что не пойдет правительство. Существенному же смягчению монетарной политики препятствуют значительно выросшая долговая нагрузка экономики, необходимость дать приоритет качественной стороне экономического роста, а также нежелание государственных банков принимать на себя дополнительные риски кредитования частного сектора. 

Более осторожное отношение китайского руководства к финансовому стимулированию не предполагает кредитного бума таких же масштабов, как в 2010 и 2016 годах.

Замедление роста китайской экономики с конца прошлого года начало сказываться и на Европе.

Существенным негативным фактором также становится ухудшение деловых ожиданий из-за политических проблем, главные из которых — последствия бесконтрольного Brexit, рост популизма в Италии и других странах, протесты во Франции. Однако риски рецессии в Европе остаются низкими благодаря достаточно высоким уровням занятости, росту доходов, снизившимся ценам на энергоносители и благоприятным условиям финансирования.

Тем не менее, Европейский центральный банк демонстрирует готовность действовать и при большем количестве признаков ослабления экономики.

В этой связи вполне вероятным будет решение ЕЦБ в начале марта о продлении программы по целевым операциям долгосрочного рефинансирования — нестандартному монетарному инструменту, с помощью которого ЕЦБ предоставляет долгосрочные кредиты банкам и стимулирует их расширять кредитование потребителей и бизнеса в еврозоне.

Не исключено также перенесение планов поднятия учетной ставки в более поздние сроки, чем ранее объявленный декабрь 2019-го.

Торговое перемирие

Еще один существенный риск для мировой экономики — эскалация торгового противостояния США и Китая.

Уже с 1 марта, в отсутствие существенного прогресса в переговорах, США могут увеличить импортные пошлины для товаров из Китая с 10% до 25%. И такая перспектива серьезно беспокоит финансовые рынки.

Сложность переговоров состоит в том, что США хотят добиться не только более сбалансированного торгового обмена, но и гарантий китайских властей по предотвращению утечки технологий, защиты интеллектуальной собственности, устранению нетарифных барьеров, а также началу структурных реформ, устраняющих субсидирование отраслей китайской экономики. Масштаб обсуждаемых проблем очень велик, и дискуссии по ним, скорее всего, будут продолжаться еще долго после обозначенного срока.

В последнее время стороны заявляют о значительном прогрессе в переговорах.

В достижении договоренностей заинтересованы как китайские власти, которые хотели бы избежать ощутимого удара по экспорту страны, так и администрация Трампа, которой необходимо продемонстрировать успехи по одному из ключевых направлений внешней политики накануне выборов.

В базовом сценарии можно ожидать достижения предварительного соглашения и продолжения переговоров.

* * * * *

В целом, несмотря на серьезные вызовы, глобальная макроэкономическая ситуация позволяет сохранять осторожный оптимизм.

Мировые фондовые рынки приветствовали кардинальный разворот в риторике ФРС, и за январь ключевые фондовые индексы Эс энд Пи 500 и Эф-ти-эс-и 100 выросли на 8% и 3% соответственно. Продолжающие поступать сигналы от китайских властей о планах поддержать китайскую экономику и наметившийся прогресс в торговых переговорах США и Китая также оказывают поддержку фондовым и сырьевым рынкам.

В результате также возобновился интерес инвесторов к ценным бумагам развивающихся рынков. Последнее — критически важно для украинского правительства, которому предстоит выплатить в этом году рекордную сумму в 4,7 миллиарда долларов по обслуживанию внешнего долга.

Несмотря на хрупкость мировой экономики, угроза нового кризиса пока не выглядит актуальной. Более того, нынешняя ситуация скорее благоприяна для Украины.

Госдолг США: риски и решения

В начале второй декады февраля общий госдолг США превысил отметку $22 трлн, обновив тем самым исторический рекорд. По данным бюджетного управления конгресса, публичный долг США в 2018 г. вырос до уровня 78% от ВВП, став почти на 2% выше в сравнении с уровнями 2017 г. Основным фактором увлечения объемов долга остается бюджетная диспропорция, которая в свою очередь вызвана как снижением налогов в рамках налоговой реформы Трампа, так и действием различных социальных программ, отмечает Антон Покатович, главный аналитик "БКС Премьер".

Антон Покатович, главный аналитик "БКС Премьер"

Таким образом, первостепенной причиной роста госдолга является финансирование растущего дефицита бюджета на фоне действия выше приведенных факторов. Так, в 2018 фискальном году дефицит бюджета США составил 3,8% ВВП в сравнении с 3,5% годом ранее. По прогнозам бюджетного управления, в перспективе 2026-2028 гг. при сохранении действия текущих законодательных условий бюджетный дефицит составит порядка 4,8% ВВП, или $1,4 трлн, в этой связи объемы госдолга к 2028 г. вырастут до уровня 96% ВВП ($29 трлн). 

Столь существенные хронические бюджетные диспропорции формируют соответствующие риски для американской экономики. С одной стороны, растущая долговая нагрузка не решает проблем бюджетного дефицита, а в долгосрочной перспективе скорее выступает их акселератором. То есть увеличению объемов долга сопутствует рост процентных платежей. Если предположить, что повышение ставок в США продолжится, то возросшие процентные платежи будут раскручивать спираль бюджетного дефицита. С другой стороны, рост долговой нагрузки будет оказывать давление и на сам экономический рост, снижая запасы капитала в США. Именно фактор давления на экономический рост, на наш взгляд, таит в себе наиболее существенные риски. 

Рост объемов государственного долга на фоне сохранения стабильного роста экономики в целом не является нездоровой тенденцией развития страны. Однако существует определенный порог, после которого объемы процентных платежей на оплату долга становятся прямым фактором ослабления экономического роста. Именно реализация сценария, при котором США начнут замедляться, а объемы госдолга продолжат свой рост, является одним из путей к рецессии американской экономики, которая также может стать отправной точкой для нового мирового кризиса. 

Говоря о долговом кризисе как об одной из причин спада американской экономики, всегда можно обратиться к тому факту, что американские долги номинированы в американской валюте, а реализация дефолтов по таким долгам для самих Штатов весьма маловероятна. Такой аргумент, на наш взгляд, имеет полное право на существование, однако подобные условно безрисковые условия для США в отношении выплат по своим долгам могут складываться, когда мировая экономика находится на устойчивом пути развития. На сегодняшний же день существуют угрозы для стабильности мирового роста, и одной из данных угроз является торговый конфликт США и Китая. Другими словами, если эскалация торговых прений между двумя крупнейшими экономиками мира доведет их отношения до формата торговой войны, под масштабным давлением окажутся все экономики мира. Именно в этих условиях долговые проблемы США приобретают особую остроту – даже у американской экономики в условиях мирового замедления, а также наличия столь существенных бюджетных и долговых диспропорций может закончиться запас финансовой прочности.

Для изменения курса движения к реализации таких сценариев США нуждаются в очередных масштабных законодательных изменениях, которые бы позволили снизить непроцентные расходы либо увеличить бюджетные доходы. По оценкам бюджетного управления конгресса, времени для данных изменений остается все меньше. Так, чтобы снизить уровень госдолга в перспективе 30 лет до средних уровней (за последние 50 лет), вышеупомянутый секвестр расходов или увеличение бюджетных доходов с 2019 г. должны осуществляться в ежегодных объемах 3% ВВП (порядка $650 млрд в 2019 г.).

Китай нуждается во внешнем финансировании

Китаю понадобится больше иностранных денег на фоне снижения профицита торгового баланса, считают в Morgan Stanley.

Зависимость Китая от иностранного капитала может вырасти, так как страна столкнется с многолетним дефицитом по счету текущих операций, прогнозирует Morgan Stanley в своем отчете.

В последний раз дефицит счета текущих операций наблюдался у Китая в 1993 году. Стране могут понадобиться заемные средства, так как общая стоимость импортируемых товаров, услуг превышает общую стоимость экспорта.

Инвестиционный банк прогнозирует, что в отличие от ситуации 1993 года переход к дефициту может быть «устойчивым». В итоге вторая по величине экономика мира стать более зависимой от иностранного капитала с 2020 года.

Профицит счета текущих операций Китая снизился с 10,3% ВВП в III квартале 2017 года до 0,4% в III квартале 2018 года. В этом году дефицит счета текущих операций может составить 0,3% от ВВП и увеличиться до 0,6% в 2020 году, прогнозирует инвестиционный банк.

Все это меркнет в сравнении с золотым периодом более 10 лет назад. В 2007 году у Китая был огромный профицит счета текущих операций в $420 млрд, или 9,9% от его ВВП.

Демографический сдвиг

В отчете отмечается, что сокращение счета текущих операций напрямую связано со старением населения Китая, стабилизацией доли рынка в экспорте товаров.

Динамика ВВП Китая: июль 2016 года - июль 2018 года

«Мы ожидаем, что с 2019 года в Китае будет отмечен дефицит счета текущих операций из-за снижения уровня национальных сбережений на фоне старения населения», - сказали в банке.

Дефицит означает, что страна тратит больше, чем получает. И если объем национальных сбережений страны снижается, ей придется привлекать больше иностранного капитала для финансирования своих потребностей.

Помимо сокращения доли в экспорте, отмечается рост внутреннего спроса на импортные товары и выездной туризм, что усугубляет сокращение профицита, согласно отчету.

Кроме того, в Китае наблюдается спад. Согласно официальным данным правительства, экономика страны замедлилась в прошлом году до 6,6% - самый низкий показатель роста за последние 28 лет.

С учетом мрачных прогнозов Morgan Stanley подсчитал, что Китаю потребуется объем чистого притока иностранного капитала на сумму не менее $210 млрд в год с 2019 по 2030 годы для финансирования дефицита. Первоначально финансирование будет составлять от $50 млрд до $90 млрд в год с 2019 по 2020 год, но постепенно увеличится до $200 млрд в 2020 году, согласно оценкам банка.

«Это означает, что Китаю необходимо будет и дальше улучшать бизнес-среду и привлекать прямые иностранные инвестиции, ускорять открытие внутренних рынков акций и облигаций, продвигать статус юаня в качестве международной резервной валюты», - говорится в документе.

Возможности для инвесторов

Но инвесторы могут воспользоваться некоторыми возможностями на фоне этих событий. 

«Приток на фондовые рынки Китая, вероятно, будет усиливаться, благодаря увеличению капитализации рынка А-акций в долгосрочной перспективе... Стабилизация роста в Китае в этом году также поможет стимулировать притоки, будет отмечено увеличение прибыли», - говорится в отчете.

Также он рекомендовал инвесторам приобрести акции Hong Kong Exchanges and Clearing Limited — крупного финансового холдинга. Банк пояснил, что рост потоков портфеля акций и облигаций приведет к росту доходов оператора, это поможет росту его акций в течение 2-3 лет. 
 
0 комментариев
Архив