Расследованием геноцида мусульман в Китае занялся трибунал
|
В первые дни работы трибунала юристы выслушали показания о пытках и групповых изнасилованиях, а также невыносимых условиях и жестокости в китайских лагерях «перевоспитания».
Группа из девяти британских юристов и экспертов в области защиты прав человека начала слушания в рамках независимого расследования. Его задача — установить, виновен ли Китай в геноциде уйгуров и других мусульманских меньшинств в Синьцзяне. В первый день слушаний слово предоставили свидетелям и очевидцам.
«Уйгурский трибунал» проведет две серии слушаний: 4-7 июня и 10-13 сентября, перед публикацией доклада в декабре. Слушания проходят в открытом режиме, идут прямые трансляции на каналах трибунала в YouTube и Твиттере.
«Против КНР выдвинуты тяжелые обвинения», — заявил в пятницу (4 июня) председатель трибунала Джеффри Найс, открывая первую четырехдневную сессию. Он добавил, что Китай обвиняется и в многочисленных нарушениях Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН.
Пекин заточил в лагеря более миллиона уйгуров и представителей других мусульман тюркского происхождения, в том числе этнических казахов. Они размещены в 400 лагерях, которые Китай называет «центрами профессиональной подготовки» и «центрами перевоспитания».
Существуют, однако, многочисленные свидетельства, в которых эти учреждения называют центрами насильственного заключения. Некоторые сравнили их с «концлагерями».
По информации на сайте трибунала, обвинения против Китая включают «убийства, нанесение ущерба физическому и психическому здоровью, в том числе пытки, изнасилования и другие формы сексуального насилия, порабощение, насильственное разлучение детей и родителей, насильственная стерилизация, высылки и депортация, апартеид, принудительный труд, насильственное изъятие органов, подстроенная пропажа людей без вести, уничтожение культурного и религиозного наследия и расселение ханьцев [крупнейшая народность в Китае] в домах уйгуров».
«Если это будет доказано, некоторые из обвинений предполагают вывод о том, что КНР ведет кампанию, направленную на полное или частичное уничтожение уйгурского народа и прекращение его существования в качестве религиозной, национальной и этнической группы», — говорится на сайте.
Трибунал не связан ни с одним правительством. Китай отказался в нем участвовать, назвав «машиной лживых измышлений». Кроме того, Пекин ввел персональные санкции против Найса, в прошлом прокурора ООН, расследовавшего военные преступления, и других участников.
Однако юристы трибунала заявили, что США и Австралия предложили предоставить имеющиеся материалы, которые дополнили тысячи страниц собранных документальных свидетельств.
Трибунал был учрежден в сентябре 2020 года по запросу Всемирного уйгурского конгресса — крупнейшей организации, представляющей высланных уйгуров. Конгресс добивается от мирового сообщества действий против Китая, утверждая, что в Синьцзяне происходят издевательства над уйгурами.
Найс и его коллеги пообещали, что трибунал будет «беспристрастным», а его работа — основанной на доказательствах.
Душераздирающие свидетельства
В первые дни члены трибунала выслушали душераздирающие рассказы о пытках игрупповых изнасилованиях. Свидетели рассказали об унизительных условиях жизни и жестокости в синьцзянских лагерях. По одному из свидетельств, в лагере скончалась женщина, подвергшаяся насильственной стерилизации.
Ситуация в Синьцзяне отзывается особой болью в Центральной Азии. У центральноазиатских народов в Синьцзяне есть миллионы соплеменников и родственников. С Китаем граничат Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
Казахи уже три с лишним месяца ежедневно пикетируют китайское консульство в Алматы, требуя от Пекина освободить родственников и друзей, оказавшихся в заключении на волне притеснений мусульман в Синьцзяне.
Келбинур Сидик, учительница из синьцзянской столицы Урумчи, этническая узбечка, рассказала, что коммунистическое руководство велело ей преподавать китайский язык в двух зловонных, набитых до отказа лагерях «перевоспитания» уйгуров — мужском и женском.
Так называемые «ученики» во время многочасовых занятий были закованы в кандалы, рассказала она участникам трибунала, выступая в пятницу.
«Полицейские, охранники лагерей не видели в заключенных мужчинах людей. Они развлекались, глядя на унижения, а страдания этих людей были для них удовольствием», — вспоминала Сидик.
Над женщинами-заключенными издевались на допросах, сказала она: «Они подвергались не только пыткам, но и изнасилованию, иногда групповому».
Была распространена принудительная стерилизация уйгурских женщин. Одна заключенная скончалась в результате этой процедуры, добавила Келбинур Сидик.
Она заявила, что и сама подвергласьпринудительной стерилизации до того, как получила визу, чтобы увидеться с дочерью в Нидерландах, и сбежала из Китая.
«Я по сей день не могу забыть то, что видела и пережила. Я сама женщина, у меня есть дочь. Никому не пожелаю таких страданий», — говорила в своем выступлении Сидик.
Трибунал заслушал также показания Омира Бекали, казахстанца с уйгурскими корнями, арестованного полицией, когда он приехал навестить родню в Синьцзяне.
Во время рассказа он надел на себя цепи, чтобы показать, как его более семи месяцев содержали в лагере.
«Первые четыре дня и ночи меня страшно пытали», — сказал он.
«Меня подвесили к потолку», — объяснил Бекали, добавив, что его били по всему телу и ступням.
По словам свидетеля, его отец скончался, а брат остался инвалидом после пыток. «Отец умер, а на моих сестру и брата навесили клеймо террористов», — рассказал Бекали трибуналу.
Перед собравшимися выступил и президент Всемирного уйгурского конгресса Долкун Иса, получивший убежище в Германии.
«Из-за моей деятельности за границей, вся моя семья столкнулась с контролем и притеснениями», — заявил он.
«Я понятия не имею, сколько моих родных находятся в концлагерях или в заключении, и сколько из них живы».
Пекин отрицает постоянно прибывающие свидетельства
Обвинения, звучавшие на заседании трибунала, совпадают со многими другими свидетельствами тех, кто прошел лагеря.
В Синьцзяне арестованы более 1 000 имамов и заметных религиозных фигур , говорится в докладе Уйгурского правозащитного проекта (УПП), опубликованном 13 мая.
Доклад УПП дополняет череду свидетельств, подтверждающих обвинения в том, что Пекин пытается искоренить мусульманскую культуру и религию, а также ассимилировать этнические меньшинства, сделав их частью ханьской культуры Китая.
Китайские власти уничтожили или повредили в Синьцзяне около 16 000 мечетей . Об этом в прошлом сентябре сообщил Австралийский институт стратегической политики (АИСП), использовав в своем докладе спутниковые снимки и статистическое моделирование.
Уничтожение, в основном, происходило в последние три года, когда с лица земли, по оценкам, исчезли 8 500 мечетей, говорится в докладе.
Расследование AFP в 2019 году выявило уничтожение в регионе десятков кладбищ. Человеческие останки и кирпичи из надгробных памятников оказались разбросанными по земле.
Беседы с уйгурами, казахами и другими мусульманами из Синьцзяня, исследование официальной статистики и публикаций в местных СМИ показали «попытки принуждения» со стороны китайского режима, намеренного контролировать репродуктивные права людей, написала 10 мая The New York Times.
Американские власти объявили, что в Синьцзяне ведется геноцид. 12 мая представители США, Британии и Германии совместно призвали Китай прекратить репрессии в отношении уйгурского меньшинства. Они также призывают допустить в регион Верховного комиссара ООН по правам человека.
Китай отвергает все обвинения, называя трибунал лживой клеветой.
«Текущая ситуация в Синьцзяне лучшая за всю историю», — заявила в мае китайская делегация в ООН.
«Этот псевдотрибунал не имеет отношения к законности», — подчеркнул в прошлый четверг представитель МИД Китая Ван Веньбинь, обинив трибунал в проведении «антикитайской политики».
Мусульманские страны высылают уйгуров в Китай по требованию Пекина
Уйгурская мусульманка Аманниса Абдулла и ее муж Ахмад Талип направлялись в магазин детской одежде в Дубае, когда ему пришло смс-сообщение от властей эмирата с предписанием явиться в ближайший полицейский участок. Ахмад завез жену к друзьям и обещал вернуться за ней после посещения участка, но он так и не вернулся. Аманниса всю ночь проплакала, молилась и ждала мужа, шли часы, на звонки он не отвечал. Наутро беременная 29-летняя мусульманка с 5-летним сыном села в такси и поехала в полицейский участок, где объяснила ситуацию офицерам. Там мальчик заметил своего отца – он сидел в камере за решеткой. 13 дней Аманниса ездила в участок и умоляла отпустить Ахмада. Тот в одно из посещений сказал ей, что в Эмиратах для уйгуров небезопасно, и спецслужбы Китая не дадут им покоя даже в мусульманской стране.
«Бери нашего сына, и уезжайте в Турцию. Если родится девочка, назови Аминой, если мальчик, то Абдуллой», – сказал женщине супруг.
Спустя пару недель его экстрадировали в Китай, а еще через месяц в Турции родилась маленькая Амина. Она так и не увидела своего отца.
В распоряжении CNN оказалось более десятка таких историй – уйгурских мусульман экстрадировали и депортировали из Египта, Эмиратов, Саудовской Аравии, причем без законных оснований, передает IslamNews.
В Египте большинство возвращенных в Китай составляли студенты исламского университета аль-Азхар.