Исламофобия во Франции: углубляющийся раскол и его исторические корни
Исламофобия во Франции: углубляющийся раскол и его исторические корни
1 месяц назад 774

В то время как Организация Объединенных Наций приняла термин «исламофобия» для описания расизма, основанного на религиозной принадлежности к исламу, этот ярлык часто отвергается во Франции, где министр внутренних дел Бруно Ретайо считает, что он несет в себе исламистский или даже мусульманский подтекст. Тем не менее, происхождение этого термина восходит к концу 19-го и началу 20-го веков и уходит корнями больше в этнологию, чем в политическую идеологию.

В последние месяцы во Франции активизировались политические и медийные дебаты вокруг термина «исламофобия». В то время как Организация Объединенных Наций приняла этот термин для описания расизма, основанного на религиозной принадлежности к исламу, Франция по-прежнему расходится во мнениях по поводу его использования. Министр внутренних дел Бруно Ретайо неоднократно высказывал свои оговорки, утверждая, что этот термин несет в себе идеологический подтекст и упускает из виду влияние «Братьев-мусульман» и религиозного энтризма. Некоторые голоса, в том числе те, на которые ссылается France Culture в понедельник, связывают его с иранской революцией 1979 года.

После теракта в Ла-Гран-Комб 25 апреля политические лидеры и деятели гражданского общества осудили то, что они называют токсичным, исламофобским климатом, хотя французское правительство предпочитает термин «антимусульманский». 9 мая убийство было официально квалифицировано прокуратурой как «убийство по расовому или религиозному признаку». 

В интервью 3 мая газете Le Journal du Dimanche премьер-министр Франции Франсуа Байру четко изложил свою позицию. Используя термин «исламофобия», он поставил под сомнение отказ от использования того, что он назвал «правильными словами». «Вы не можете бороться с тем, что отказываетесь называть», — сказал он. «Отказываться от слова, потому что это заставляет тебя смотреть правде в глаза, — это то, что я часто вижу в политике. Здесь факты неоспоримы: 22-летний мужчина был убит во время молитвы в мечети. Его убийца снял этот акт на видео и выкрикивал оскорбления в адрес Аллаха. Если это не ненависть к исламу, то что тогда?» — спросил он.

Спорный термин во Французской ассамблее

В то время как некоторые считают этот термин идеологически нагруженным, другие считают его необходимым для обозначения и борьбы с конкретной формой дискриминации. Согласно France Culture, слово «исламофобия» предшествует современному политическому исламу. Первоначально он использовался для описания предрассудков и дискриминации в отношении мусульман или тех, кого они воспринимают как таковых. Со временем, особенно в активистских кругах, он был переосмыслен, чтобы подчеркнуть упущенные из виду аспекты системной дискриминации. 

Sociologists Abdellali Hajjat and Marwan Mohammed, in their book Islamophobia: How French Elites Create the Muslim Problem (La Découverte), argue that the term refers not only to discriminatory acts, but also to a broader social phenomenon that reduces individuals to their presumed or actual religious identity. Islamophobia, they write, is «an ideology grounded in prejudice and systemic discrimination that goes beyond racism and is rooted in the notion of a 'Muslim problem'».

They distinguish between various intersecting logics—anti-religious sentiment, sexism, and class-based racism—which, they argue, often converge on the «essentialization of Muslims». Following the 9/11 attacks, geopolitical shifts gave rise to what they call a distorted «Islam-Islamism-terrorism continuum», fueling Islamophobic narratives.

In the Anglo-Saxon world, the term gained traction in the 1990s, particularly in the UK. Over time, critics warned that using «Islamophobia» could suppress legitimate criticism of religion and infringe on free speech. In France, sociologists argue, this suspicion has become mainstream—without much real debate. 

In a 2020 interview with Yabiladi, Marwan Mohammed criticized the narrowing of public discourse around Islamophobia in France. «We are witnessing the criminalization of political anti-racism, especially when it points to the responsibility of public institutions. This shift lacks any serious data or study», he said.

Исламофобия до политического ислама

The term «Islamophobia» did not originate with modern Islamist movements. Some scholars trace its roots to the late 19th and early 20th centuries. One early reference is found in Alain Quellien’s 1910 work Muslim Policy in French West Africa, where he described Islamophobia as «a prejudice against Islam prevalent among peoples of Western and Christian civilization».

In a 2015 chapter for the Trajectories and Origins survey published by INED, researchers Patrick Simon and Vincent Tiberj explored how debates over Islam in France have shaped public perceptions of Muslims. Drawing on the work of Hajjat and Mohammed, they highlighted how increasing politicization over the past two decades has affected both the visibility of Islam and the conditions of its reception in French society. 

«The tightening of the secular framework has had consequences for all religions», they wrote, «but especially for Islam, which has become central to public debate. The negative perception of Islam, and the restrictions placed on visible religious expression, have likely reinforced the sense of Muslim identity and elevated it beyond its spiritual or traditional dimensions».

Международная перспектива

Since 2022, the United Nations has officially recognized March 15 as the International Day to Combat Islamophobia. The UN defines the term as «fear, prejudice, and hatred towards Muslims», often arising from «institutional, ideological, political, and religious hostility», which can evolve into structural or cultural racism targeting Muslims and Islamic symbols.

On the 2025 commemoration of this day, UN Secretary-General António Guterres warned of rising sectarianism and intolerance worldwide. In his message, he described Islamophobia as part of a broader wave of extremism and hate, noting a surge in attacks on religious groups and vulnerable communities.

Yabiladi

Исламофобия во Франции: убийство в мечети, кровь и государственное лицемерие

На сайте Международного французского радио RFI опубликована статья, посвящённая исламофобии во Франции. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала. 

«В прошлую пятницу 22-летний малиец Абубакар Сиссе, работавший волонтером во французской мечети Ла-Гран-Комб, получил множественные ножевые ранения. Главный подозреваемый, 21-летний гражданин Франции Оливье, снял нападение на видео и выложил его в социальные сети, на которых поздравлял себя, говоря: «Я сделал это». После бегства в Италию он сдался полиции недалеко от Флоренции.

Прокурор города Алес Абделькрим Грини заявил, что, хотя в центре внимания следствия находится «антимусульманский или исламофобский характер преступления», изучаются и другие возможные мотивы, включая «желание убивать или прославиться как серийный убийца».

В минувший вторник семья Сиссе была принята в Национальном собрании Франции. «Правосудие должно свершиться в отношении нашего племянника, – сказал дядя жертвы Джибрил Сиссе. – Мы опечалены и разгневаны. Он приехал сюда не для того, чтобы его убили, он был хорошим человеком, общительным и примером для всех нас».

Минута молчания

Национальное собрание Франции почтило память Сиссе минутой молчания. Первоначально председатель Яэль Браун-Пиве отказалась проводить эту церемонию, но под давлением депутатов, особенно левых, она изменила своё решение.

«Республика едина и неделима, – сказала глава партии «зелёных» Марин Тонделье. – Люди, которых убивают за их религию, будь то мусульмане, католики или другие верующие, заслуживают равного отношения со стороны республиканских институтов и всех политиков».

Критики утверждают, что правительство отреагировало на происшествие слишком медленно. Президент Эммануэль Макрон высказался по поводу нападения только в воскресенье, написав в соцсетях: «Я выражаю поддержку его семье и нашим согражданам, исповедующим ислам. Расизму и ненависти нет места во Франции. Свобода вероисповедания неприкосновенна».

Когда за день до убийства Сиссе в одной из средних школ в Нанте был зарезан ученик, министр внутренних дел Франции Брюно Ретайо посетил место происшествия через несколько часов после нападения. Однако в мечеть он направился не сразу, поехав сначала в соседний город для встречи с местными властями. Хотя Ретайо выразил поддержку семье жертвы, его критикуют за то, что он не встретился с близкими Сиссе.

Двоюродный брат жертвы Йоро Сиссе сообщил AFP, что никто из членов правительства не связывался с его семьей. «Мы хотим чувствовать себя в безопасности», – сказал он.

Ненависть к мусульманам

Французские СМИ первоначально ошибочно сообщили, что убийство произошло в результате спора между двумя мусульманами. Джибриль Сиссе заявил, что семья обеспокоена как тем, как это дело освещается в прессе, так и запоздалой реакцией некоторых политических лидеров.

Представитель этнической группы сонинке Амината Конате-Бун заявила: «Это исламофобское преступление, это террористический акт, мы боимся. Что будет завтра? Будут ли они стучаться в наши двери, чтобы убить нас? Будет ли охота на мусульман?»

Президент Французского совета мусульманской веры Мохаммед Муссауи выразил обеспокоенность тем, что «ненависть к мусульманам не воспринимается так же серьёзно, как другие виды ненависти», и спросил, почему не было начато антитеррористическое расследование.

В прошлое воскресенье более 1000 человек собрались на марш в Ла-Гран-Комбе, чтобы почтить память Сиссе, а несколько сотен человек провели демонстрацию в Париже против исламофобии», – говорится в статье. 

Перевод: Фарах Мамедли

Caliber.Az
0 комментариев
Архив