«Их возможности безграничны» Социальные сети имеют огромную власть над всем миром. Чем это опасно?
«Их возможности безграничны» Социальные сети имеют огромную власть над всем миром. Чем это опасно?
3 года назад 1104 lenta.ru inosmi.ru Софья Кадочникова, Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama), Барак Ричман (Barak Richman), Ашиш Гоэль (Ashish Goel)

Социальные сети давно перестали быть просто безобидными сервисами для обмена сообщениями и впечатлениями — теперь это могущественные платформы, которые формируют мировую повестку. Их мощь и влияние на пользователей с каждым годом только усиливаются. Они способны привести к власти даже президентов. Насколько реально вмешательство IT-гигантов в мировые политические процессы и кто противостоит их власти — в материале «Ленты.ру».

Теневой мир

Об опасностях, поджидающих пользователей в социальных сетях, говорят практически с момента их появления. И если ранее исследователи чаще высказывали опасения по поводу депрессивного и деструктивного контента, плохо влияющего на пользователей, то сейчас все чаще речь идет о фальсификации картины мира у миллионов юзеров. Еще десять лет назад активист Эли Паризер придумал термин «пузырь фильтров», который определил как ситуацию, в которой алгоритмы IT-платформ искажают получаемую нами информацию в сети. По его словам, их механизмы умышленно настроены так, чтобы пользователь потреблял больше того, что ему нравится, и чаще встречал точку зрения, которую разделяет. Тогда Паризер предположил, что это может привести к расколу в обществе. То есть задуманный как демократическая площадка для всех, вне зависимости от доходов, социального положения, национальности и гендера, интернет на самом деле лишь усилит неравноправие и разногласия в обществе.

Журналисты и исследователи сходятся во мнении, что худшие прогнозы сбылись, но пузыри фильтров — лишь компонент сложившейся в мире печальной ситуации, причины и следствия которой сейчас все менее и менее ясны. Частично проблема заключается в том, что теперь трудно понять, что случилось раньше: поляризация общества или усугубление положения с помощью соцсетей. Многие предполагают, что это самоусиливающаяся система, которая питается от собственных мощностей. «Где я живу, кто мои друзья и какие медиа я использую, — все определяет то, что я вижу, а затем формирует решения, которые я принимаю о том, какие медиа я потребляю, где жить и с кем дружить», — заявил недавно Паризер.

Согласно недавнему исследованию, опубликованному в журнале Science, наиболее ярко такой раскол виден на политической арене. Статья, написанная совместно специалистами из шести различных областей, доказывает, что носители тех или иных политических взглядов с высокой вероятностью будут ненавидеть тех, кто не разделяет их точку зрения, и посчитают их «аморальными», «неприятными». В результате, по словам ученых, возникает так называемое «политическое сектантство», при котором юзеры не ищут точки соприкосновения, а сразу готовы повесить ярлык на оппонента. Это может быть опасно для общества. Разные стороны действуют как будто в разной реальности, оперируя различными наборами фактов и реакциями на них. Социальные сети в этом случае лишь усугубляют ситуацию. Особенные опасения исследователи высказывали относительно крупных политических процессов, например, выборов. Издание BuzzFeed недавно опубликовало исследование «индекса политического стресса», который продемонстрировал, что нынешняя нестабильность соответствует периоду подготовки к гражданской войне. Среди исследуемых компонентов использовались такие статистические данные, как социальное неравенство и недоверие к правительству, объем госдолга, уменьшение заработной платы и многое другое.

Фото: Reuters

Усложняют понимание происходящего и непрозрачные механизмы модерации. Ранее пользователи сети с большим интересом и почти сочувствием читали откровения администраторов, очищающих условный Facebook от языка вражды, изображений насилия и спорных видеороликов. Их описывали как уставших и измученных людей, пытающихся справиться со своими эмоциями и стрессом с помощью любых доступных средств и живущих в страхе перед бывшими коллегами. Все они подписали соглашения о неразглашении с организацией Cognizant, в которых обязались не обсуждать свою работу и даже признавать, что Facebook является клиентом Cognizant. Но такая секретность нужна не столько для защиты сотрудников от недовольных пользователей, — она защищает компанию от критики ее внутренних правил и редактуры. Модераторы обязуются не обсуждать это ни с кем, включая близких родственников. Под запретом даже разговоры об ощущениях, которые приносит им их работа, — что лишь усиливает тревожность и ощущение одиночества.

Сейчас же модераторы соцсетей представляются большинству пользователей иначе: юзеры осознали, насколько велики последствия принятых ими решений. Адъюнкт-профессор Корнеллского университета и научный сотрудник в Microsoft Research New England Тарлтон Гиллеспи в своем исследовании «Стражи интернета» утверждает, что модерация контента — это способ существования социальных сетей, а не лишь одна из функций. В то же самое время администрации платформ всегда стремятся создать впечатление, что площадки не имеют вовсе никаких ограничений и поддерживают свободу самовыражения для каждого. Однако пользователь из любой точки мира, включая известных людей — журналистов, политиков и общественных деятелей, может неожиданно стать объектом модерации или даже бана. Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, член Общественной палаты России Никита Данюк считает, что такие алгоритмы включены в функционал соцсетей неспроста: «Это целенаправленное создание из социальных сетей инструмента манипулирования не только общественным мнением, но и по факту общественным сознанием, потому что этот информационный кокон, в который попадает пользователь, по сути формирует не только мнение в отношении того или иного события, он формирует в целом картину мира и мировоззрение».

По словам Данюка, вмешательство социальных сетей выражается не только в политической модерации и цензурировании, но и в несправедливом распределении возможностей: для одних платформы предоставляют все ресурсы для распространения контента, а других ждут цензура и предвзятая модерация. Это приводит к тому, что некоторую информацию пользователь попросту не может найти. Он назвал такую ситуацию актом политической цензуры, в рамках которой гиганты запрещают рядовому пользователю по большому счету обращаться к альтернативным источникам информации.

Пробуждение силы

Четыре года назад все СМИ мира заключили: избрание Дональда Трампа президентом США гарантировали социальные сети. Их усиление началось еще при Бараке Обаме, который перед выборами 2012 года использовал для общения с избирателями имиджборд Reddit и даже отвечал на анонимные вопросы пользователей сети на специальной площадке. Позднее, еще находясь на посту главы государства, Обама выступил на тему расового неравенства в YouTube, и этот выбор площадки явно повысил его рейтинг. Победа Трампа в 2016-м казалась парадоксом: он потратил на предвыборную кампанию почти вдвое меньше, чем его соперница, — 429,5 миллиона долларов против 897,7 миллиона у Клинтон. Самой крупной тратой у обоих кандидатов тогда стало размещение рекламы. Но если у Клинтон в числе самых крупных трат оказались транспортные расходы и зарплаты сотрудникам, то штаб Трампа сосредоточил все расходы на онлайне. Трамп сделал ставку на социальные сети. Позже один из руководителей Facebook заявил, что компания «несет ответственность» за избрание Трампа президентом США. Тогда вице-президент по дополненной и виртуальной реальности Эндрю Босуорт обратился к сотрудникам с сообщением, что избранию Трампа способствовало не иностранное вмешательство, а его хорошо спланированная кампания.

429.5
миллиона долларов
потратил Дональд Трамп на предвыборную кампанию

Позднее в своих аккаунтах Трамп совмещал образ экзальтированного и резкого в выражениях главы государства с продвижением себя как «обычного» человека. Но вскоре он понял, что недооценил силы социальных сетей, которые обеспечили ему новый виток в карьере: модераторы платформ без труда лишали его подписчиков, а также помечали его посты как фейки и опасный контент. Особенно ярким и известным стал многолетний конфликт Трампа с платформой Twitter. Администрация сервиса неоднократно уличала президента США в распространении дезинформации, одобрении насилия и манипулировании.
Глава Белого дома же утверждал, что стал жертвой предвзятого отношения к консерваторам: по его словам, сообщения правых систематически ограничиваются, а их последователи банятся. Он уверен, что это происходит из-за ненависти к продвигаемой им политике: «Twitter ничего не делает со всей ложью и пропагандой, распространяемой Китаем или радикальной лево-демократической партией», — заключил Трамп. Позднее он высказал мнение, что 230-й раздел акта о пристойности в сфере коммуникаций должен быть отменен. Эта часть документа, принятого еще в 1996 году, когда-то дала развитие зарубежным IT-платформам и интернету вообще, — благодаря ему площадки не несут ответственности за то, что размещают на них пользователи. Однако президент Трамп посчитал, что гиганты злоупотребляют юридической защитой со стороны государства, и вскоре издал указ, согласно которому площадки могут выйти из-под защиты 230-го акта, если будут принимать непрозрачные решения и цензурировать контент. Но пока соцсети существуют при прежних условиях, обращаясь с публикуемым пользователями контентом по собственному усмотрению.

По словам первого заместителя председателя комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты России Александра Малькевича, IT-гиганты уже стали важнейшим инструментом в политической борьбе. Он считает, что в минувших выборах в США именно IT-гиганты сумели победить Трампа. «Допустим, на выборах президента побеждает Джон Джонсон. И он не сможет ни в Twitter, ни в Facebook написать о том, что он победил, потому что Twitter и Facebook напишут: у нас другое мнение. А Роберт Робертсон, который проиграл выборы, напишет в Twitter, что победил, и это опубликуют. А потом десятки и сотни мировых СМИ разберут эту информацию, и все! И Роберт Робертсон в глазах мировых элит, да и большей части страны станет легитимным лидером. Поэтому влияние у них очень большое и серьезное. И то, что сейчас мы увидели в Америке, — действительно это была демонстрация их возможностей, возможности безграничны», — пояснил Малькевич. Общественный деятель уверен, что таким образом IT-гиганты показали всему миру, что могут цензурировать и продвигать любой контент, и российской стороне следует в кратчайшие сроки задуматься о том, чтобы перерезать «пуповину цифровой зависимости» и развить собственные сервисы и стартапы.

Никита Данюк тоже думает, что именно американские интернет-гиганты «назначили» нового главу государства. «Они именно назначили Байдена своим президентом, более того, способствовали его победе неоднократно, при этом те средства коммуникации, которые были у Трампа, который использовал часто социальные сети в общении со своими избирателями, потому что у него очень плохие были отношения с традиционными СМИ, — так вот, эти инструменты коммуникации точно так же мешали Дональду Трампу», — заключил он. При этом многие зарубежные СМИ отметили, что социальные сети в этот раз сами попали в собственную ловушку. Так, издание Business Insider утверждает, что Facebook и Twitter во время выборов предпринимали безуспешные попытки «лопнуть» создаваемые годами собственные пузыри фильтров.

Нужно больше золота

Растущая мощь и сила зарубежных IT-гигантов очень беспокоит американские власти. И дело не только в их влиянии, хотя, к примеру, генеральный директор компании Expensify (разработчика популярного приложения, отслеживающего расходы) Дэвид Барретт в конце октября разослал 10 миллионам клиентов письма с призывом проголосовать за Джо Байдена, «защитив демократию». Массивы информации, сосредоточенные в руках нескольких интернет-корпораций, огромны. В октябре 2020 года подкомитет по антимонопольной политике юридического комитета палаты представителей Конгресса США представил 449-страничный доклад о действиях монополистов на IT-рынке: компаний AmazonApple, Facebook и Google. Расследование злоупотреблений компаний велось почти полтора года, для этого авторы изучили 1,2 миллиона документов и сообщений, провели почти 250 интервью с участниками рынка и выслушали 38 свидетелей. Конгрессмены пришли к выводам, что для укрепления в своей сфере корпорации злоупотребляли собственной властью и неправомерно подавляли конкурентов.

Google в докладе называется монополистом в сфере поиска и онлайн-рекламы (показатели — 90 и 41 процент соответственно), Apple обвиняют в дискриминации других разработчиков приложений, а Amazon — в установлении гегемонии на рынке розничных продаж. Особое внимание уделено Facebook, который, по словам специалистов, неправомерно завладел монополией на рынке соцсетей и рекламы. Ему принадлежит 59 процентов рынка по количеству пользователей и 20 процентов мирового рынка онлайн-рекламы. Немало вопросов у юристов вызывает сделка по приобретению платформой сервиса Instagram в 2012 году.

Изучив сопроводительные документы, они пришли к выводу, что приложение было перспективным проектом, не нуждающимся ни в какой поддержке со стороны Facebook. Также в докладе упоминается об известной «записке Каннингема» — служебном документе, который в 2018 году подготовил для внутреннего использования старший аналитик Facebook. Из доклада Тома Каннингема следует, что пользователи все чаще отдают предпочтение другим продуктам, принадлежащим корпорации, а именно Instagram и WhatsApp. Он высказал опасение, что популярность основной платформы Facebook такими темпами будет стремительно снижаться, и по достижении определенной точки былую мощь вернуть уже не удастся. Бывшие сотрудники корпорации утверждают, что тогда топ-менеджмент принял решение иначе позиционировать эти продукты, чтобы избежать внутренней конкуренции. Однако администрация Facebook все отрицает — в противном случае им придется признать неправомерный сговор.

Сейчас Демократическая партия США предлагает разветвить структуры IT-гигантов и разделить их на несколько меньших компаний, а также ограничить их возможности. Предлагается также изменить антимонопольное законодательство — к примеру, считать антиконкурентными любые поглощения или слияния, совершаемые крупными корпорациями. К чему это приведет, пока неизвестно: антимонопольные слушания с участием представителей этих компаний, прошедшие летом 2020-го в Конгрессе США, остались лишь громким событием.

Согласно недавней публикации журнала MIT Technology Review престижного Массачусетского технологического института, крупные онлайн-платформы все еще непрозрачны в своих решениях, что оставляет их уязвимыми для заявлений о цензуре, а также дает возможности для дезинформации. Автор статьи, американский социолог и сотрудница Гарвардского университета Джоан Донован, утверждает, что крупные социальные сети должны отнестись к этому вопросу так же серьезно, как и к своему желанию получить прибыль.

"Нам нужно больше прозрачности. Дезинформация касается не только фактов; это вопрос о том, кто должен говорить о фактах. Решения о честной модерации контента являются ключом к общественной ответственности"

Джоан Донован

По словам исследовательницы, когда дезинформация распространяется из цифрового мира в физический, она может перенаправить общественные ресурсы и поставить под угрозу безопасность людей.

Пути неисповедимы

Пока американская сторона пытается разобраться с антимонопольным законодательством, в России раздумывают над иным инструментарием для воздействия на зарубежные интернет-платформы. В ноябре 2020-го в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий наказание для интернет-платформ за цензуру. Это касается ограничения сайтам доступа к информации, опубликованной в российских СМИ. Авторы проекта утверждают, что некоторые ресурсы необоснованно ограничивают доступ россиян к таким данным. В случае, если законопроект утвердят, к платформам-нарушителям можно будет применять экономические санкции в виде штрафов, а также частичного или полного ограничения доступа. В Роскомнадзоре это решение объяснили приоритетом российских законов над правилами платформ.

Член Общественной палаты Никита Данюк считает, что крупные социальные сети и онлайн-платформы будут соблюдать российские законы и не станут заниматься цензурированием, если в их отношении будут действовать определенные меры. Например, если им будут ограничивать трафик или запрещать заключать государственные контракты. Обращенные к корпорациям штрафы должны выражаться не в конкретной сумме, а в проценте от прибыли, которую они приобретают в российском информационном пространстве от продаж и рекламирования всевозможных товаров и услуг. «Эти инструменты работают, например, во Франции, Австралии, Германии, и социальные сети периодически вынуждены сталкиваться с такими ситуациями и, собственно, идти навстречу, для того чтобы не потерять очень привлекательный рынок, чтобы не потерять прибыль, и это действительно работает», — заявил он. По словам Данюка, такая ситуация стала возможной из-за того, что деятельность интернет-платформ никак не регулировалась даже в США — в стране, которая получает максимум выгоды и пользы от этих компаний.

Александр Малькевич высказывается более резко, отмечая, что соцсети стремятся «захватить максимальное количество квадратных метров на информационной поляне». Зампред комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты считает, что у IT-гигантов очень много инструментов влияния и вмешательства: «Главный вывод — мы должны признать, что это реальная проблема, это реальная угроза, дальше это будет только разрастаться. Потому что, войдя во вкус, зачем им останавливаться? Они понимают, что они могут действовать безнаказанно — полностью снести аккаунт человека, заблокировать неугодный пост; при этом угодный пост продвигать всеми возможными способами и средствами. И значит — только альтернатива! Мы должны идти к строительству собственной интернет-экосистемы, во-первых. А во-вторых, на нашем рынке должны работать те площадки, платформы и IT- компании, которые соблюдают наши законы и уважительно относятся к цифровым правам граждан России».

Эксперты также видят проблему в том, что иногда судебные решения, которые выносятся в России, и требования от отечественного регулятора не исполняются по целому ряду причин. Например, у них нет представительств на территории России: по факту как юридическое лицо они в целом имеют возможность игнорировать эти требования и не вступать в диалог. Чем закончится это противостояние с иностранными IT-гигантами, пока неизвестно, но, как показывает практика, сразу несколько крупных государств планируют заставить корпорации, годами устанавливавшие свои правила в сети, подумать над своим поведением.

Foreign Affairs (США): как спасти демократию от технологий

Авторов, среди которых есть и оказавшийся лжепророком предсказатель «конца истории» Фукуяма, беспокоит власть гигантов информационной индустрии — Facebook, Google, Twitter и т.д. Какие бы антитрастовые законы могли бы стреножить этих следящих за нами гигантов? Авторы борются с тем контраргументом, что Цукерберг и Безос — прогрессивные либералы, а значит, им можно все. А ну как их компании попадут в руки к консерваторам?

Покончить с монополией технологических гигантов на информацию.

Среди многочисленных преобразований, происходящих в американской экономике, наиболее заметен рост гигантских интернет-платформ. «Амазон», «Эппл», «Фейсбук», «Гугл» и «Твиттер», которые были сильны и до пандемии covid-19, сейчас еще больше укрепили свое влияние, поскольку наша повседневная жизнь в значительной степени переходит в онлайн. Их технологии очень удобны, но возникновение таких влиятельных и властных корпораций должно вызывать тревогу, причем не только из-за того, что они обладают огромной экономической мощью, но и потому что они во многом контролируют политическую коммуникацию. Эти исполины сегодня главенствуют в сфере распространения информации и в вопросах политической мобилизации. А это создает уникальную угрозу надежно функционирующей демократии.

ЕС пытается применять антимонопольные законы против этих платформ, однако США действуют намного менее активно. Но что-то и в Америке начинает меняться. За последние два года Федеральная торговая комиссия и коалиция главных прокуроров штатов начали серию расследований возможных злоупотреблений монопольной властью со стороны этих платформ. А в октябре Министерство юстиции подало иск о нарушении антитрестовского законодательства компанией «Гугл». К числу критиков технологических гигантов сегодня относятся демократы, опасающиеся манипуляций со стороны местных и зарубежных экстремистов, и республиканцы, которые считают, что крупные интернет-платформы предвзято относятся к консерваторам. Между тем, постоянно разрастающееся интеллектуальное движение, возглавляемое когортой влиятельных правоведов, стремится по-новому истолковать антимонопольное право, чтобы противостоять господству таких платформ.

Но хотя все большее количество людей видит угрозы, которые технологические гиганты создают для демократии, среди них нет единого мнения о том, как на это реагировать. Кто-то утверждает, что государству надо разделить «Фейсбук» и «Гугл». Кто-то призывает ввести более строгие правила и ограничить использование этими компаниями данных в своих интересах. Поскольку ясности в этом вопросе нет, многие критики требуют, чтобы интернет-платформы занимались саморегулированием, и призывают их удалять опасный контент и лучше отбирать материалы для своих сайтов. Но мало кто признает, что политический ущерб от этих платформ намного серьезнее экономического. Еще меньше людей думает о практичном пути движения вперед, который заключается в лишении платформ функции блюстителей контента. Такой подход потребует подключения к работе новой группы конкурирующих компаний межплатформного программного обеспечения, которые дадут пользователям возможность выбирать способ представления информации. Это наверняка даст больший эффект, чем утопичные попытки разукрупнить такие компании.

ВЛАСТЬ ПЛАТФОРМ

Современное американское антимонопольное право берет свое начало в 1970-х годах, когда начали появляться и упрочивать свои позиции экономисты и правоведы свободного рынка. Роберт Борк (Robert Bork), который в середине 1970-х годов занимал должность заместителя министра юстиции, стал влиятельным специалистом в этой сфере. Он утверждал, что у антитрестовских законов должна быть одна-единственная цель: обеспечение максимального благосостояния потребителя. По словам Борка, некоторые компании очень сильно разрослись по той причине, что они работают эффективнее своих конкурентов, а поэтому любые попытки разделить эти фирмы станут просто наказанием за их успех. Эта группа ученых руководствовалась либеральным подходом так называемой чикагской экономической школы, которую возглавляли нобелевские лауреаты Милтон Фридман и Джордж Стиглер, скептически относившиеся к экономическому регулированию. Чикагская школа утверждала, что если антитрестовские законы выстраивать таким образом, чтобы они обеспечивали максимальное благосостояние потребителя, то их следует серьезно ограничить. По любым меркам, это направление научной мысли имело потрясающий успех, оказав влияние на несколько поколений судей и адвокатов, и заняв господствующие позиции в Верховном суде. При Рейгане Министерство юстиции поддержало и законодательно оформило многие установки и положения чикагской школы, и с тех пор антимонопольная политика в США характеризуется нестрогим подходом.

Поскольку чикагская школа доминировала в течение десятилетий, у экономистов было немало возможностей оценить последствия такого подхода. Они выяснили, что американская экономика устойчиво развивается, больше концентрируясь на таких сферах, как авиаперевозки, фармацевтика, больницы, СМИ и конечно технологические компании. При этом страдает потребитель. Многие экономисты, и прежде всего Томас Филиппон (Thomas Philippon), считают, что более высокие по сравнению с Европой американские цены напрямую связаны с неэффективным применением антитрестовских законов.

Сейчас появляется все больше сторонников «пост-чикагской школы», которые выдвигают аргументы о том, что антимонопольные законы надо применять более активно. Они считают применение антимонопольных законов необходимым, потому что нерегулируемые рынки не могут воспрепятствовать росту и усилению ущемляющих конкуренцию монополий. Недостатки подхода чикагской школы к антитрестовским законам привели к возникновению «нео-брандесианской школы» антимонопольного права. Эта группа правоведов утверждает, что закон Шермана, ставший одним из первых в стране федеральным антитрестовским актом, предназначался для защиты не только экономических, но и политических ценностей, таких как свобода слова и экономическое равенство. А поскольку цифровые платформы обладают экономической властью и контролируют узкие места в коммуникациях, эти компании стали естественной мишенью для критики со стороны данного научного лагеря.

Действительно, цифровые рынки имеют определенные черты, отличающие их от обычных рынков. Например, данные там являются полновесной монетой. Когда компания типа «Амазон» или «Гугл» накапливает данные на сотни миллионов пользователей, она может переходить на совершенно новые рынки, побеждая не обладающие такими знаниями фирмы. Далее, такие компании многое выигрывают от так называемого сетевого эффекта. Чем крупнее становится сеть, тем больше пользы она приносит своим пользователям. Это создает цикл позитивной обратной связи, приводящий к тому, что на рынке начинает господствовать одна компания. В отличие от традиционных фирм, компании из цифрового пространства не борются за долю рынка. Они борются за сам рынок. Первопроходцы могут прочно закрепиться на этом рынке, и тогда дальнейшая конкуренция становится невозможной. Они могут поглощать потенциальных соперников, как поступила компания «Фейсбук», купившая Instagram и WhatsApp.

Но пока нет ответа на вопрос о том, снижают ли крупные технологические компании благосостояние потребителей. Они предлагают им множество цифровых продуктов, таких как поиск, электронная почта и аккаунты в социальных сетях. Похоже, потребители высоко ценят такие продукты, хотя они вынуждены за это расплачиваться, лишаясь неприкосновенности частной жизни и подвергаясь обработке со стороны рекламных компаний. Более того, почти все злоупотребления, в которых обвиняются эти платформы, можно назвать экономически эффективными, и это будет доводом в их защиту. «Амазон», например, буквально уничтожила семейные магазинчики розничной торговли и выпотрошила не только главные торговые улицы, но и крупные гипермаркеты. Но в то же время, эта компания предоставляет услуги, которые многие потребители считают бесценными. (Представьте, каково бы нам было, если бы во время пандемии людям пришлось лично ходить по магазинам.) А что касается обвинений в том, что такие платформы скупают стартапы во избежание конкуренции, то далеко не факт, что молодая компания в случае сохранения самостоятельности станет новым «Эппл» или «Гугл». Не исключено, что она обанкротится без вливаний капитала и без управленческих знаний и навыков, получаемых от новых владельцев. Наверное, потребителям было бы лучше, если бы Инстаграм продолжал работать отдельно и стал жизнеспособной альтернативой Фейсбуку. Но им было бы гораздо хуже, если бы Инстаграм потерпел полный крах.

Экономические доводы в пользу обуздания технологических гигантов сложны и неоднозначны. Но политические доводы намного более убедительны. Интернет-платформы наносят политический вред, который намного опаснее причиняемого ими экономического ущерба. Их истинная опасность не в том, что они нарушают работу рынков, а в том, что они угрожают демократии.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОНОПОЛИСТЫ

В 2016 году американцы осознали, насколько сильно технологические компании влияют на информацию. Эти платформы позволяют мошенникам распространять фейковые новости, а экстремистам — проталкивать свои теории заговоров. Они создают «информационные пузыри», в которых пользователи из-за применяемых алгоритмов получают только ту информацию, которая подтверждает их убеждения. Они также могут усиливать или гасить определенные голоса, оказывая дезориентирующее влияние на демократические дебаты по политическим вопросам. Есть опасения, что такие платформы сосредоточили в своих руках огромное влияние и власть, что позволяет им оказывать воздействие на результаты выборов, как специально, так и непреднамеренно.

Критики в ответ на эти опасения требуют, чтобы интернет-платформы ответственнее подходили к контенту, который они распространяют. Они призвали «Твиттер» удалять или проверять на достоверность вводящие в заблуждение твиты президента Дональда Трампа. Они в пух и прах разнесли «Фейсбук» за его нежелание модерировать политический контент. Многие хотели бы, чтобы интернет-платформы действовали как средства массовой информации, отбирая и проверяя материалы политического содержания и призывая к ответу должностных лиц.

Но заставлять крупные платформы выполнять такие функции в надежде на то, что они сделают это, думая об общественных интересах — это не долгосрочное решение. При таком подходе игнорируется проблема власти и влияния этих компаний, хотя настоящее решение требует ограничения этой власти. Сегодня на политическую предвзятость интернет-платформ жалуются в основном консерваторы. Они исходят из того (в определенной степени обоснованно), что люди, руководящие такими платформами — Джефф Безос из «Амазон», Марк Цукерберг из «Фейсбук», Сундар Пичаи из «Гугл» и Джек Дорси из «Твиттер» — являются прогрессивно мыслящими в социальном плане людьми, хотя и руководствуются в основном корыстными коммерческими интересами.

Такая посылка в перспективе может оказаться ошибочной. Предположим, что какую-то из этих гигантских компаний приобрел консервативный миллиардер. Контроль Руперта Мердока над «Фокс ньюс» и «Уолл-Стрит джорнал» дает ему огромный политический вес, но по крайней мере, последствия такого контроля хорошо видны. Сейчас мы сразу чувствуем это влияние, когда читаем редакционную статью «Уолл-Стрит джорнал» или смотрим «Фокс ньюс». Но если Мердок начнет контролировать «Фейсбук» или «Гугл», он сможет незаметно менять расстановку по приоритетам или искать алгоритмы, которые определяют, что смотрят и читают пользователи. Не исключено, что это повлияет на их политические взгляды, хотя сами они об этом не будут даже подозревать, а уж тем более давать на это согласие. В силу господствующего положения таких платформ их влияние трудно не заметить. Если вы либерал, вы можете просто смотреть MSNBC вместо «Фокс ньюс». Но если Мердок возьмет под свой контроль «Фейсбук», у вас может не оказаться такого выбора, когда вы захотите поделиться новостями со своими друзьями или согласовать с ними какую-то политическую деятельность.

Задумайтесь о том, что платформы, в частности, «Амазон», «Фейсбук» и «Гугл», обладают таким объемом информации о жизни людей, какого не было у предыдущих монополистов. Они знают состав семьи своих пользователей, их друзей, их доходы, какая у них собственность. Им известны даже самые интимные подробности их жизни. Что, если руководитель одной из платформ захочет воспользоваться компрометирующей информацией на какое-нибудь должностное лицо с неблаговидными намерениями? Или представьте себе другую картину: ненадлежащее использование частной информации во взаимодействии с органами власти. Скажем, если «Фейсбук» объединяет усилия с политизированным Министерством юстиции.

Концентрированная экономическая и политическая мощь цифровых платформ — это как лежащее на столе заряженное оружие. Пока никто из сидящих за столом не собирается хватать его и нажимать на спусковой крючок. Но вопрос для американской демократии состоит в том, насколько безопасно оставлять это оружие на столе — ведь в комнату может войти человек с дурными намерениями и взять его. Никакая настоящая демократия не согласится доверить концентрированную политическую власть индивидуумам, исходя из предположений об их добрых намерениях. Вот почему Соединенные Штаты применяют в отношении власти систему сдержек и противовесов.

ЗАКРУЧИВАНИЕ ГАЕК

Самый очевидный метод сдерживания такой власти — это государственное регулирование. Такой подход применяется в Европе. Германия, например, приняла закон, согласно которому распространение фейковых новостей является уголовным преступлением. Меры такого регулирования возможны и в других демократических странах с высоким уровнем согласия в обществе, но они вряд ли применимы в такой поляризованной стране как США. Когда вещательное телевидение переживало пору расцвета, в Федеральном агентстве по связи действовала доктрина справедливости, согласно которой телевизионные сети должны были сбалансированно освещать политические вопросы. Республиканцы безжалостно критиковали эту доктрину, заявляя, что телевизионные сети предубежденно относятся к консерваторам. Поэтому Федеральное агентство по связи в 1987 году отказалось от нее. Теперь представьте себе, что государственный регулятор пытается сегодня решить, блокировать или нет президентский твит. Каким бы ни было это решение, оно вызовет огромный скандал.

Есть и другой метод сдерживания власти и влияния интернет-платформ. Это содействие развитию конкуренции. Если у нас появится много разных платформ, ни одна из них не будет занимать доминирующее положение, как это делают сегодня «Фейсбук» и «Гугл». Но проблема в том, что ни США, ни ЕС не смогут разукрупнить «Фейсбук» и «Гугл», как это было сделано со «Стандард Ойл» (Standard Oil) и с «Эй-Ти-энд-Ти» (AT&T). Сегодняшние технологические гиганты окажут ярост

0 комментариев
Архив