Секрет уникального прижизненного портрета Мехмеда Завоевателя ещё не разгадан
Секрет уникального прижизненного портрета Мехмеда Завоевателя ещё не разгадан
4 года назад 2210 Islamosfera.ru

Всемирно известный лондонский аукционный дом Christie’s 25 июня выставляет на продажу оригинальный портрет османского султана Мехмеда II, также известного как Мехмед Фатих (Завоеватель). Портрет является уникальным по многим причинам.

Портрет Мехмеда Фатиха, самого влиятельного султана Османской империи, был сделан итальянским художником Джентиле Беллини в 1480 году.

Картина является единственным портретом Мехмеда II, на котором помимо него находится другой человек. Это будет одна из самых заметных работ на аукционе. Ожидается, что портрет будет стоить в пределах 400 000-600 000 фунтов стерлингов (506 055 – 759 083 тыс. долл).

Сара Пламбли, глава отдела исламского и индийского искусства Christie’s, сказала:

“Эта картина – один из трех портретов султана Мехмеда, завоевателя Константинополя. Они принадлежат частным коллекционерам и сохранились до наших дней. Это весьма необычный портрет. Мы видим еще одну фигуру рядом с султаном. Мы до сих пор не знаем, кто этот человек. Относительно этого есть несколько предположений. По одной версии это из трех его сыновей, но небольшая разница в возрасте между ними не соответствует этой теории. Согласно другой точке зрения, этот человек может быть европейским сановником из-за выбритого лица и белого цвета кожи.

Fatih Sultan Mehmet'in portresi Londra'da satışa çıkıyor

Сара Пламбли / Источник: dailysabah.com

Кроме того, госпожа Пламбли указала, что изображение второй фигуры в том же масштабе, что и фигуры султана, не является обычной практикой. “Если имеется другая фигура, она должна быть либо очень важной персоной, либо кем-то из королевской семьи”, – пояснила она.

Еще одним важным аспектом является то, что эта картина – лишь один из трех сохранившихся портретов Мехмеда Завоевателя, остальные – часть постоянной коллекции Лондонской национальной галереи.

Помимо завоевания Константинополя в возрасте 21 года, Мехмед был известен своей любовью к искусству. У него были похожие портреты, сделанные им самим. Однако не известно, где они находятся.

Мехмед II, имевший большой интерес к эпохе Возрождения, попросил германского короля Фридриха III прислать ему хорошего портретиста. В итоге в 1479 году в Стамбул прибыл итальянский художник Джентиле Беллини (1429-1507). Султан попросил его написать портреты людей, живущих во дворце, чтобы убедиться в таланте Беллини, прежде чем позволить ему написать свой портрет.

Дата “25 ноября 1480” написана на латыни в правом нижнем углу картины. Она считается одной из самых важных работ венецианского живописца Беллини, который пробыл в Стамбуле до 1481 года.

Изображение

Джентиле Беллини. Автопортрет (1496 г.) / Источник: ru.wikipedia.org

Искусствовед Александр Бенуа так характеризует творчество Беллини: “Это сухой и черствый реалист, скорее даже «протоколист». Его мало заботят и красочные эффекты, но зато с величайшим усердием отмечает он всевозможные чины, участвующие в процессиях, и с ремесленной выдержкой списывает с сановников и прелатов один (вечно профильный) портрет за другим. При этом никакой психологии, никакой эмоции”.

Известный турецкий писатель Орхан Памук в своей книге «Другие цвета» пишет о портрете султана Мехмеда, написанном Беллини. По словам писателя, в Турции этот портрет знает каждый, так как он присутствует в учебниках истории, журналах, календарях, монетах и периодических изданиях. Этот портрет стал таким же собирательным образом османского султана, восточного правителя, как известная фотография Че Гевары — символом революционера. Сложению культа этого портрета способствовал ряд причин. Во-первых, в исламе издревле существовал запрет на изображение человека, и турецкие художники того периода никак не могли нарисовать ничего подобного. Во-вторых, попытка итальянского живописца создать произведение как на основе европейских представлений эпохи Возрождения, так и с использованием традиций османско-иранской миниатюры, породили на свет настоящий шедевр. Баязид II, старший сын Мехмеда II, отравивший его и занявший престол, приказал продать портрет отца на простом рынке. Этот жест Памук расценил как символический отказ его страны от художественных достижений Возрождения, как упущенную возможность развить национальную живописную традицию портрета.

Портрет Султана Мехмеда II, ставший культовым (1480 год, холст, масло). Худ. Джентиле Беллини. Лондонская национальная галерея / Источник: ru.wikipedia.org

Турецкие султаны-каллиграфы

Среди турецких султанов были настолько увлекающиеся арабской каллиграфией, что достигали в этом искусстве степени мастера – устаз.

1 – Ахмед III ( 1673-1736) правил в 1703-1730 гг. На престол он вступил после свержения своего брата Мустафы II.

2 – Ахмед III получил прекрасное образование, оказывал покровительство ученым, поэтам и каллиграфам. Сам он писал стихи под псевдонимом Неджиб.

3 – В число предметов, которые изучали шехзаде, включалось и искусство каллиграфии. Поэтому будущий султан с детства имел возможность учиться у прославленных мастеров той эпохи, изучая почерки сульс и талик. Хранящиеся в музее Топкапы альбомы показывают, что султан также достиг успехов и в искусстве написания тугры.

4 – Ахмед III своей рукой украсил фонтаны у ворот Баб-и Хамаюни и у пирса в Ускюдаре в Стамбуле, а также Тронный зал во дворце Топкапы. Вершиной его творчества считается надпись «калима-и таухид» (свидетельство Единобожия в исламе) в форме тугры, находящаяся также в Топкапы.

5 – Подаренные султаном стамбульским мечетям Йени Валиде и Айазма и текке Драгман изготовленные им каллиграфические позолоченные панно до сих украшают эти здания.

6 – После свержения с трона Ахмед III занялся переписыванием Корана. Два из переписанных им экземпляров он подарил Мечети Пророка.

7 – Султан Махмуд II (1785-1839) правил в 1808-1839 гг. Увлекался искусством, будучи шехзаде, писал стихи под псевдонимом Адли.

8 – Также, будучи шехзаде, в 1807 г. он получил от каллиграфа Кечеджизаде Мехмета Васфи Эфенди иджазет, т.е. свидетельство о признании его мастером по почеркам сульс и насх.

9 – Работой султана Махмуда II являются каллиграфические надписи над гробницами в мечети Султана Эйюпа и большое панно в музее Айя-Софии. После смерти Махмуда II в 1839 г. на престол взошел его сын 17-тилетний Абдул-Меджид I (1823-1861), который, как и отец, был мастером каллиграфии.

10 – Будучи шехзаде, Абдул-Меджид наряду с традиционным исламским образованием получал и западное.

11 – Это сказалось и на его предпочтениях в искусстве – он интересовался как восточной музыкой, так и европейской. Увлекаясь каллиграфией и искусством позолоты, он был поклонником и западноевропейской живописи. На Абдул-Меджида I большое впечатление произвели картины Ивана Айвазовского, он лично встречался с художником и даже наградил его орденом.

12 – В 21 год султан получил иджазет как мастер почерков сульс и насх. Также он был искусен в почерке рика.

13 – Свидетельством его мастерства является переписанный им Коран, находящийся в экспозиции музея Топкапы. В целом, в разных музеях хранится 55 его работ.

14 – Созданные султаном каллиграфические панно с именами Аллаха, Посланника Аллаха (сав), 4-х праведных халифов, Хасана (р.а.) и Хусейна (р.а.) украшают многие построенные при нем мечети Стамбула и Бурсы.

15 – Его работы можно увидеть и в Каире – в мечети аль-Хусейна и гробнице имама Шафии.

16 – Абдул-Меджид II оказывал покровительство каллиграфам, щедро оплачивая их работу.

0 комментариев
Архив