Как отмечают Мухаррам в Индии?
|
Месяц Мухаррам имеет большое религиозное значение для мусульман во всем мире. Он считается самым священным из всех месяцев после Рамадана.
Для шиитов Мухаррам является временем скорби по Хусейну ибн Али, ставшему мучеником в битве при Кербеле в день Ашура. Траурные мероприятия начинаются в 1-й день этого месяца и длятся до 10-го числа. Сложился свой комплекс ритуалов, который принято проводить в это время.
Из Ирака и Ирана эти ритуалы в конечном итоге достигли некоторых частей Южной Азии. Возможно, они были введены там Тимуром (ум. 1405), или попали в регион в результате миграции иранских элит. Великие Моголы (1526-1857) не одобряли их, но когда в XVIII веке эта династия ослабла, такие ритуалы стали проводить более широко, например, в княжестве Ауд под покровительством наваба Саадата Али Хана I (ум. 1739). Шиитские правители Ауда также оказывали покровительство Мирзе Дабиру (ум. 1875) и Мир Анису (ум. 1874), двум выдающимся создателям элегий в честь Кербелы на языке урду. К концу XVI века в Индии стали строить специальные здания для проведения ритуалов Мухаррама, известные как имамбара, имамбараг, азахана, ашурахана и тазияхана.
В целом, в Индии распространены такие же ритуалы Мухаррама, как и во всем шиитском мире. Шииты в это время надевают черную одежду, не слушают музыку, не отмечают радостные события, такие как свадьбы, а также постятся. В течение каждого из первых девяти дней Мухаррама проходят «маджалис» (собрания), на которых ораторы ярко описывают мученическую смерть Хусейна. В день Ашура проводятся большие процессии, часто в них участвует красиво украшенная белая лошадь. Участники процессии скандируют «Йа Хусейн», громко плача и причитая. Представители некоторых шиитских сект практикуют самобичевание цепями, а также наносят себе порезы ножами и острыми предметами, выражая свою скорбь. Также принято организовывать пункты, где всем бесплатно подают воду и соки.
Отличительной чертой Мухаррама в Южной Азии являются шествия тазия – процессии, которые несут красочно раскрашенную модель мавзолея или мечети из бамбука и бумаги, которую в конце топят в воде. Индийские рабочие в XIX веке распространили эту практику в британских, голландских и французских колониях. Благодаря этому такие процессии и сейчас можно наблюдать на Западной Суматре в Индонезии и Карибском бассейне.
Примечательно, что на протяжении веков на большей части Индии в траурных ритуалах по имаму Хусейну участвовали и представители других религий, таких как индуисты, сикхи, джайны и христиане. В городе Варанаси, который является самым священным городом для индуистов, многие немусульманские семьи присоединяются к процессиям Мухаррама и в наши дни.
Город Лакхнау, известная своими традициями Мухаррама резиденция шиитских навабов Ауда, может похвастаться несколькими индуистскими имамбарами. Одной из таких является «Кишну Халифа ка Имамбара» в районе старого города. Основанная в 1880 году, она славится своими индуистскими азадарами (участниками траурных церемоний), которые соблюдают Мухаррам с пылом религиозных мусульман. В Лакхнау видные индуистские аристократы, такие как Раджа Тикаит Рай и Раджа Билас Рай, построили имамбары для размещения аламов – штандартов, которые символизируют знамя Хусейна.