Восстановление платежеспособности физлица при его банкротстве
Восстановление платежеспособности физлица при его банкротстве
2 года назад 1421 kapital.kz Аскар Калдыбаев - кандидат юридических наук, LL.M., Adjunct Assistant Professor КАЗГЮУ

Комментарии к проекту закона о восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан

Хотя проект предлагаемого для обсуждения закона называется «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан», собственно восстановлению платежеспособности уделено немного внимания. Более того, имеется много неясностей.

Проект предусматривает восстановление платежеспособности только в судебном порядке. Нецелесообразность дальнейшей загрузки судов очевидна. В этой связи предлагаю по умолчанию, как общую процедуру применять процедуру внесудебного восстановления.

План восстановления платежеспособности должен быть не просто согласован с кредиторами. Полагаю, что такой план должен иметь форму договора между должником и кредиторами. Значит, план должен составляться по соглашению между должником и кредиторами. В зарубежной практике должники чаще всего идут на составление плана для сохранения своего жилья от продажи.

Если должник не имеет возможности по восстановлению своего имущественного положения, то нужно позволить ему стать банкротом, без принуждения составления и исполнения плана восстановления платежеспособности.

Если, однако, должник не желает принимать меры по восстановлению своего имущественного положения, при наличии условий для этого (например, имеет стабильный доход), то возникает вопрос о его добросовестности. Банкротство предлагается только для должников, добросовестно попавших в состояние неплатежеспособности. Недобросовестность должника должна вести к отказу от признания его банкротом, и его долги не должны прекращаться.

Кредиторы (их большинство, определяемое путем голосования) должны также дать ясное согласие для утверждения плана восстановления. Если кредиторы не видят целесообразности в нем (нет перспектив улучшения имущественного состояния должника, несоразмерные расходы для администрирования плана), то это должно влечь распродажу имущества должника и объявление его банкротом. Конечно же, кредиторы должны быть надлежащим образом уведомлены об инициации должником банкротства, а также о каждых последующих действиях при прохождении процедур.

Считаю, что суд вообще не должен участвовать в составлении и утверждении плана. Суд лишь должен разрешать споры, возникающие в процедурах заключения, исполнения и прекращения плана, которые в общем должны проходить по правилам соответственно заключения, исполнения и прекращения договора. При необходимости координации действий должника и кредиторов лишь для определенных вопросов может подключаться уполномоченный орган.

Нет также необходимости обязательного участия финансового управляющего в процедуре составления и исполнения плана. Это дело должника и кредиторов. Если они увидят необходимость привлечения управляющего, они могут это сделать, оплатив его вознаграждение и расходы. Так, управляющий может быть привлечен на этапе определения имущества и доходов должника как условие утверждения плана, оценки имущества, на этапе контроля исполнения плана и согласования сделок должника.

Если должник, добросовестно исполняя план, не достигнет утвержденных в нем показателей, то у кредиторов должно быть право прекратить план (расторгнуть договор) и обратиться в уполномоченный орган для применения процедур банкротства должника. Происходит распродажа имущества должника,  и он объявляется банкротом.

Прекращение же плана по причине недобросовестных действий должника (скрыл имущество, не предоставлял информацию, умышленно нарушал исполнение плана) должно влечь к отказу от признания его банкротом, и его долги (обязательства) не должны прекращаться.

Как было отмечено, банкротство граждан предусмотрено для тех из них, которым в силу различных жизненных ситуаций стало невозможно более исполнять свои денежные обязательства. При этом такая невозможность должна иметь не временный, а постоянный характер.

Вместе с тем найдутся граждане, которые, имея возможность исполнить обязательства перед кредиторами, то есть имея в собственности имущество или достаточный доход, захотят избежать исполнения своих обязательств. Справедливости ради необходимо отметить, что в соответствии с мировой практикой их численность обычно небольшая. Закон должен ограничить злоупотребление таких недобросовестных граждан.

В этой связи важным является наличие достаточных полномочий у финансового управляющего, которого могут привлечь кредиторы, для определения наличия и поиска имущества должника, его доходов, для оспаривания сделок должника по недобросовестному выводу имущества из своей собственности и для возврата имущества в банкротную массу.

Противоправный вывод имущества гражданина-должника из своей собственности чаще всего происходит путем заключения притворных сделок со своими родственниками. На их имя переписывается имущество, но гражданин продолжает им пользоваться. Это, например, давно известно коррупционерам, но до сих пор меры эффективной борьбы с этим очевидным явлением не приняты.

В рамках банкротных процедур граждан у финансового управляющего должны быть полномочия по быстрому получению информации о наличии имущества не у только у самого должника, но и у его близких родственников – супруга, родителей, детей, родных и двоюродных братьев и сестер. При обоснованных сомнениях по переписыванию имущества должника или приобретения имущества за счет должника на имя родственников управляющий должен иметь право по оспариванию таких сделок.

Конечно же, оспаривание сделок по выводу имущества должно базироваться на необходимом уровне стандарта доказывания нарушений должником. Не завышая стандарт достаточно высоко, когда устанавливаются требования по однозначным и неоспоримым доказательствам. Но и не занижая стандарт, без допущения оспаривания лишь на основе догадок.

Последствиями для недобросовестных должников будет то, что их не смогут объявить банкротом в течение определенного времени (нескольких лет), помимо возмещения ими убытков кредиторов, в том числе в связи с привлечением кредиторами финансового управляющего. Поэтому в законе должны содержаться стимулы для того, чтобы граждане разумно и добросовестно подходили к инициации своего банкротства.

Привлечение и оплата услуг финансового управляющего при банкротстве физлиц

Комментарии к проекту закона о восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан

Проект закона «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан» предусматривает привлечение финансового управляющего для сопровождения процедур банкротства как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Для внесудебной процедуры банкротства проект предусматривает, что профессиональная организация администраторов назначает финансового управляющего для рассмотрения заявления должника о применении процедуры банкротства.

При судебном банкротстве предусмотрено, что для начала процедуры банкротства к заявлению должника прилагается договор с управляющим. В проекте указано, что вознаграждение управляющего выплачивается за счет средств должника.

На управляющего возлагаются различные обязанности, реализация которых, безусловно, требует определенных ресурсов с его стороны. Однако проектом закона не конкретизируются условия оплаты услуг управляющего и возмещения его расходов. Отсутствие достойной оплаты его услуг лишает процедуру эффективности и перспектив.

Я понимаю, что имеются три потенциальных источника финансирования: сам должник, государство, кредиторы.

В соответствии с проектом финансирование осуществляется должником. Но вряд ли должник, который не может оплатить свои долги, будет способен оплатить услуги и расходы финансового управляющего. Кроме того, как показывает мировая практика, лишь в малых случаях можно получить хоть какие-то деньги за счет продажи имущества должника.

Привлечение управляющего должником будет также влечь вопросы объективности заключений управляющего и его возможных злоупотреблений в интересах должника. Определение управляющего профессиональной организацией администраторов не снимет вопрос возможного взаимодействия управляющего с должником во вред кредиторам. Так, управляющий может поощряться должником не оспаривать сделки по выводу имущества должником и не выявлять признаки преднамеренного банкротства должника.

Финансирование за счет государства влечет вопросы бремени, которое будет ложиться на госбюджет. С учетом большого количества должников-инициаторов банкротств и процедур, где участие финансового управляющего обязательно, размер расходов на финансовых управляющих будет большим. Разработчик закона расчет таких расходов не указал.

Кроме того, даже если будет финансирование из государственного бюджета, то повторится текущая ситуация с финансированием администраторов при банкротстве юридических лиц. Так, размер вознаграждения будет минимальным, а ждать его уплаты и возмещения расходов управляющего придется годами. Все это приведет к злоупотреблениям со стороны управляющих, которые могут найти оправдание своим злоупотреблениям – если государство так к ним относится, то почему они должны относиться по-другому к своим обязанностям.

Низкий размер вознаграждения будет также вести к сложности привлечения грамотных финансовых управляющих. Ведь они могут заработать больше на банкротстве компаний или, например, оказании юридических услуг (проект предусматривает возможность быть управляющими также юридических консультантов и, наверное, адвокатов).

Кроме того, быть финансовым управляющим будет еще менее привлекательным с учетом вводимых проектом закона их административной ответственности (штрафы) за нарушение каждой из своих обязанностей. А обязанностей у управляющих по закону довольно много.

Наиболее оптимальным, исходя из имеющихся вариантов, я вижу финансирование управляющего кредиторами. Конечно, имеется вопрос, почему кредиторы, которые и так будут нести отрицательные последствия банкротства или восстановления платежеспособности гражданина, должны еще будут платить финансовому управляющему. Однако это как раз в интересах кредиторов.

Они могут привлечь финансового управляющего (с оплатой его услуг по рыночным ставкам) для объективного определения имущественного положения должника и перспектив возможного восстановления платежеспособности, возврата долга.

Если будут обнаружены признаки вывода имущества должником, то опять же кредиторы могут привлечь управляющего для оспаривания сделок и возврата имущества, привлечения должника к ответственности.

Таким образом, привлечение управляющего, оплата услуг, возмещение его расходов кредиторами, по моему мнению, будет более эффективным. Каждый кредитор должен иметь право выбрать для себя отдельного управляющего или совместно единого управляющего, тем самым разделив между собой соответствующие расходы.

Предлагаю сделать внесудебную процедуру банкротства граждан, независимо от размера их долга общим правилом, когда дальнейшее продвижение дела будет зависеть от кредиторов. Именно во внесудебной процедуре привлечение финансового управляющего должно быть опциональным, зависящим от кредиторов.

0 комментариев
Архив