Разные: Казахстан на 55 месте из 61 по борьбе с изменениями климата
Разные: Казахстан на 55 месте из 61 по борьбе с изменениями климата
3 года назад 975 cronos.asia centralasia.media

Индекс эффективности в борьбе с климатическими изменениями в стране составил 28,04.

В рейтинге стран по борьбе с изменениями климата Казахстан занял 55-е место из 61 в мире, сообщает cronos.asia со ссылкой на Finprom.

Индекс эффективности в Казахстане составил 28,04. Среди стран СНГ выше, чем Казахстан, оценили Украину, Беларусь, Россию.

Возглавили рейтинг, стартовав с четвёртого места, Швеция, Великобритания и Дания. Первые три места эксперты не отдали никому, так как, по их мнению, ни одна страна не показала для этого достаточно хороших результатов. На последней строчке с индексом 19,75 оказались США.

Индекс рассчитывался на основе 14 показателей, входящих в 4 категории: выбросы парниковых газов, возобновляемые источники энергии (ВИЭ), использование энергии и климатическая политика.

Индекс Казахстана в сфере борьбы с выбросами парниковых газов составил 2,84 из 40, в категории ВИЭ — 5,94 из 40, в сегменте использования энергии — 10,67 из 20, в сфере климатической политики — 8,59 из 20.

Наибольшая оценка в сегменте борьбы с парниковыми газами присуждена Швеции, в сфере ВИЭ — Латвии, в использовании энергии — Украине, в категории климатической политики — Финляндии.

izmenklim1 Cronos Asia

По итогам первого квартала текущего года установленная мощность объектов ВИЭ в РК выросла на четверть за год, до 1,7 тыс. МВт.

Для сравнения: в первом квартале предыдущего года мощность объектов ВИЭ составляла 1,4 тыс. МВт — в два раза больше, чем годом ранее.

Наибольшая установленная мощность среди объектов ВИЭ приходится на солнечные электростанции: 57% от РК, или 971,6 МВт. Наибольшая установленная мощность среди объектов ВИЭ приходится на солнечные электростанции: 57% от РК, или 971,6 МВт, плюс 21,8% за год.

В тройку лидеров по установленной мощности также вошли ветровые электростанции (496,3 МВт) и малые ГЭС (229,3 МВт). Оставшиеся 7,8 МВт пришлись на биоэлектростанции.

izmenklim2 Cronos Asia

За январь–март текущего года объекты ВИЭ успели выработать 814,1 млн кВт·ч электроэнергии — сразу на 48,4% больше, чем годом ранее.

Несмотря на то, что по мощности в стране лидируют солнечные электростанции, 52,7% от всего объёма электроэнергии, выработанной объектами ВИЭ, или 428,7 млн кВт·ч (плюс 73,5% за год), пришлось на ветровые установки. Солнечные электростанции, в свою очередь, выработали 270 млн кВт·ч, плюс 37,6%.

Малые ГЭС выработали 114,2 млн кВт·ч — на 9,3% больше, чем годом ранее. Биоэлектростанции — лишь 1,1 млн кВт·ч, но на значительные для этого источника 84,2% больше, чем годом ранее.

В целом по стране доля объектов ВИЭ в общей выработке электроэнергии в первом квартале текущего года составила 2,64%, против 1,8% годом ранее.

izmenklim3 Cronos Asia

ВБ спрогнозировал для Центральной Азии проблемы с климатической миграцией

Всемирный банк (ВБ) спрогнозировал для Центральной Азии проблемы с климатической миграцией. Свыше 2,4 миллиона человек могут переселиться в другие регионы, отмечается в докладе организации, распространённом 17 сентября.

В обновленном докладе Всемирного банка Groundswell (Девятый вал) говорится, что к 2050 году изменение климата, становящееся все более мощной движущей силой миграции, может вынудить 216 млн человек в шести регионах мира переселиться в другие районы своих стран.

К 2050 году в Восточной Европе и Центральной Азии может появиться до 5,1 миллиона «климатических» мигрантов или 2,3 процента от общей прогнозируемой численности населения в верхней части пессимистического базового сценария. Из них до 2,4 миллиона «климатических» мигрантов будут жить в Центральной Азии (в среднем по пессимистическому базовому сценарию).

Прогнозируется, что Ферганская долина (на территории Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана), земли вокруг Ташкента и низменные районы южного Таджикистана (включая Душанбе), а также более густонаселенные города северного Казахстана (Караганда, Нур-Султан и Костанай) станут зонами притока «климатических» мигрантов. Это связано с ожидаемым увеличением доступности воды и урожайности сельскохозяйственных культур в этих частях Центральной Азии.

Ожидается, что зонами оттока «климатических» мигрантов станут территории вдоль южной границы Казахстана, районы, прилегающие к Ферганской долине в Узбекистане и Таджикистане, а также земли вокруг Бишкека. Это связано с прогнозируемым снижением доступности воды и урожайности сельскохозяйственных культур в этих частях Центральной Азии. По тем же причинам менее крупные районы восточного Туркменистана и юга Узбекистана, расположенные вдоль реки Амударья, также рассматривают в качестве потенциальных зон оттока «климатических» мигрантов.

Однако, как следует из доклада, незамедлительное принятие согласованных мер по сокращению глобальных выбросов и поддержке экологичного, инклюзивного и устойчивого развития могло бы сократить масштабы климатической миграции на 80%.

«Доклад «Девятый вал» – это отрезвляющее напоминание о страданиях и жертвах, которые несет изменение климата, особенно беднейшим слоям населения планеты – тем, чья роль в возникновении причин этого явления минимальна. При этом в докладе четко описан путь, по которому следует идти странам, чтобы нейтрализовать некоторые ключевые факторы, способствующие климатической миграции», – отметил вице-президент Всемирного банка по вопросам устойчивого развития Юрген Фёгеле.

Отмечается, что обновленный доклад содержит прогнозы и анализ для трех регионов: Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Северной Африки, а также Восточной Европы и Центральной Азии. Он опирается на новаторскую, первую в своем роде методику моделирования, использованную в предыдущем докладе Всемирного банка «Девятый вал», который вышел в свет в 2018 году и касался Африки к югу от Сахары, Южной Азии и Латинской Америки.

В Казахстане накоплено 30,6 млрд тонн мусора

По итогам 2020 года в стране было обнаружено почти 9 тысяч стихийных свалок.

2 июня на дискуссионной онлайн-платформе "ЦУР и Бизнес" представители государственных органов, крупного бизнеса и неправительственных организаций обсудили вопросы, которые затрагивают такие проблемы, как снижение уровня загрязнения окружающей среды посредством предупредительных мер, повторного использования отходов и уменьшения выброса загрязняющих веществ, передает cronos.asia.

Концепцией по переходу Казахстана к "зеленой экономике" предусмотрено доведение доли переработки отходов до 40% к 2030 году50% - к 2050 году. По данным Государственного кадастра отходов производства и потребления на 2019 год в стране накоплено порядка 30,6 млрд тонн отходов производства и потребления, из них порядка 100 млн тонн составляют твердые бытовые, а остальной объем – промышленные отходы, представляющие реальную угрозу экологической безопасности страны.

Основная доля приходится на отходы домашних хозяйств – 71%, отходы производства – 14,6%, уличный мусор – 10%, рыночные отходы – более 2%.

Острой в Казахстане является проблема обращения с отходами пластика.

По данным ТОО «Оператор РОП», доля образования пластмассовой упаковки в 2016 году составила 283,4 тонн, при этом объем ее переработки в 2017 году составил 6 тонн – около 2%, в 2017 году 9 тонн – около 3%.

Решение данной проблемы предложил Муханов Жанибек, представитель ОФ "Центр Содействие устойчивому развитию", рассказав о совместном долгосрочном проекте "Скажи "Да!" переработке пластика" с компанией Coca-Cola. Цель инициативы – совершенствование культуры и системы сбора и переработки пластиковых отходов в Казахстане. В рамках проекта была организована сеть по сбору и переработке пластика PlastNet, в которую на данный момент вошли 46 организаций: как сборщики и переработчики, так и торговые и бизнес-центры и другие организации, где образуются отходы. Раздельный сбор отходов внедрён в 15 организациях. За два года работы проекта в Казахстане было собрано 10,6 тонн пластика, из которых переработано 6,5 тонн – 61%.

Переработанные отходы могут быть вновь использованы для создания новых продуктов, что значительно сокращает финансовые затраты и выхлопы парниковых газов в процессе производства. К решению данной задачи важно подключать не только бизнес-сообщество и государство, но также и само население.

Несмотря на актуальность вопроса переработки, большинство отходов производится населением, и зачастую они неправильно утилизируются и оказываются на улицах городов, в последствие образуя проблему замусоривания.

О защите окружающей среды рассказала Асель Ахметова,  руководитель по внешним связям ТОО "Филип Моррис Казахстан"

Переработка – это замечательно, но ситуация в городах наглядно показывает, что бытовые отходы зачастую не доходят до урн, поэтому образовательная работа с населением – необходима, в чем и заключается чуть нашего проекта, – поделилась мнением Асель Ахметова.

Социальный проект по борьбе с замусориванием "StopMusor", который организован "Филип Моррис Казахстан", недавно объявил о результатах проделанной работы совместно с Экологической Ассоциацией РК: кампания охватила более миллиона человек в Алматы и Нур-Султане и продемонстрировала качественный сдвиг в отношении людей к замусориванию в городах, согласно проведённым замерам общественного мнения на 4% больше людей стали обращать внимание на мусор, 9% больше людей не мусорят на улице, 15% больше людей начали считать, что безразличие людей к чистоте городов является главной причиной замусоривания.

Кроме этого, в Казахстане продолжается работа и с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Только за 2018 год их объем составил около 4,3 млн. тонн. Доля переработки и утилизации ТБО к их образованию составила в 2018 году 11,51%, услугами по сбору и вывозу отходов обеспечены 72% населения страны. По итогам 2018 года по республике количество объектов размещения ТБО составило 3417, из них соответствуют нормам - 585 или 17%.

По словам представителя Министерства экологии Асем Жансанбай, на сегодняшний день разработана и активна система слежения, задействованы два спутника, которые отслеживают стихийные свалки мусора. По итогам 2020 года обнаружено 8 884, из них ликвидировано 80%. Кроме того, с 1 июля в силу вступает новый Экологический кодекс, согласно которому каждая компания будет уведомлять о своих действиях в отношении бытовых отходов.

В Китае посчитали потери воды в Центральной Азии

Если фермеры из Центральной Азии кардинально не изменят подход к использованию воды, то регион не будет кормить Китай.

Центральная Азия - одно из самых проблемных с водой мест на планете. Усилия Советского Союза по сельскому хозяйству в степи истощили Аральское море. Сегодня устойчивая монокультура хлопка в Узбекистане и Туркменистане гарантирует, что пресноводное озеро, которое когда-то было четвертым по величине в мире, не вернется, передает cronos.asia со ссылкой на Eurasianet.

На выращивание хлопка по-прежнему тратится слишком много воды. Но пшеница - это новое проклятие. В год только сельское хозяйство Казахстана потребляет 54 млрд кубометров воды - для сравнения, это примерно вдвое больше, чем попадает в находящееся под угрозой исчезновение озеро Балхаш. Большая часть воды используется для выращивания пшеницы, растущая доля которой продается в Китай.

В готовящейся к публикации статье в Science of the Total Environment исследуется устойчивость этой торговли - тема, представляющая очевидный интерес для китайских политиков, спонсировавших исследование. В то время как Пекин спорит с другими производителями продуктов питания, такими как Австралия, он смотрит на перспективы Центральной Азии как на житницу. Должен ли Китай, должны задаться вопросом эти политики, делать ставку своей продовольственной безопасности на регион, столь безрассудный с его ограниченными ресурсами?

Юлин Лю из Северо-западного университета A&F в китайской провинции Шэньси и ее коллеги, в том числе несколько сотрудников Министерства водных ресурсов Китая, обнаружили регион, в котором используется гораздо больше воды, чем в Китае (что, как они признают, также может быть расточительным). В Таджикистане для выращивания цыплят требуется в 61 раз больше поливной воды; узбекская свинья съедает в 10 раз больше; хлопка семян в Туркменистане требуется в 42 раза больше.

Способ выращивания пшеницы в Центральной Азии настолько водоемок, что авторы приходят к выводу, что странам было бы лучше покупать у Китая, хотя это маловероятно, поскольку Китай является нетто-импортером пшеницы. Действительно, за последние 10 лет продажи казахстанской пшеницы в Китай выросли почти с нуля до 10% от общего объема экспорта.

Фермеры из Центральной Азии используют гораздо больше воды, чем Китай, для производства тех же товаров, а затем экспортируют многие из этих товаров в Поднебесную.

Это приводит к деградации экосистемы, серьезно угрожая местной водной безопасности и биоразнообразию, - говорят ученые.

Юлин и ее коллеги также исследуют неэффективное использование земли - тему, которая должна заинтересовать казахстанских активистов, обеспокоенных продажей земли иностранцам. Но растущие потребности в воде и рекомендации по экономии кажутся более насущными.

Авторы статьи рассматривают два сценария, чтобы проверить потенциал Центральной Азии.

Во-первых, они сохраняют объем производства на уровне 2014 года. Они подсчитали, что с улучшением ирригации, улучшенными семенами и другими "сельскохозяйственными технологиями" можно сэкономить 56% воды, выращивая те же культуры, а это означает, что около половины воды просто тратится впустую.

Во втором сценарии они измеряют, сколько продуктов питания можно было бы произвести, если бы потребление воды осталось на текущем уровне. Благодаря современным технологиям урожайность растениеводства увеличивается почти вдвое. Наибольший потенциал роста наблюдается в Казахстане, наименьший - в Узбекистане. По этому сценарию Центральная Азия могла бы накормить еще 387 миллионов человек, или половину голодающих в мире.

Засуха обостряет конфликты в Центральной Азии

Засуха в Центральной Азии означает, что сток реки Амударьи в июне 2021 года на 24,5% ниже, чем в 2019 году и на 16,4% ниже, чем в 2020 году, когда регион начал страдать от засухи.

Таким образом, для Туркменистана и других стран, расположенных в нижнем течении трансграничных рек, воды стало меньше, и между ними усилилась напряженность по поводу нынешних и будущих поставок воды. Хотя Туркменистан прекратил откачку воды в среднем течении Амударьи, чтобы больше воды поступало в более населенные районы нижнего течения для снижения давления на Ашхабад, это никак не повлияет на ситуацию, если засуха продолжится, как предсказывают многие (centrasia.org/news.php?st=1623793740).

Чтобы попытаться справиться с ситуацией, Туркменистан и Узбекистан в конце мая создали совместную комиссию по водным вопросам. Но это только одни из текущих переговоров, потому что все страны нижнего течения и даже традиционно обеспеченный водой Кыргызстан испытывают нехватку воды.(ritmeurasia.org/news–2021-06-13–solenaja-rana-centralnoj-azii-kakuzbekistan-reshaet-problemu-priaralja-55088,stanradar.com/news/full/45167-budetnechego-est-nehvatka-vody-v-kyrgyzstane-mozhet-povlijat-na-osennij-urozhaj.html и 1 Перевод с английского 15 stanradar.com/news/full/45195-v-kazahstane-rasskazali-chto-poluchat-kyrgyzstanuzbekistan-i-tadzhikistan-v-obmen-na-polivnuju-vodu.html).

Дефицит воды уже сказывается на экономике и уровне жизни всех пяти стран региона. Переговоры по другим вопросам между ними становятся не менее трудными. Никакое двустороннее соглашение не может быть устойчивым, если оно игнорирует интересы трех других стран.

По мере продолжения лета засуха, по всей видимости, будет усугубляться, создавая условия для новых конфликтов внутри этих стран и между ними, особенно с учетом того, что в настоящее время не представляется возможным найти какое-либо решение. Одним из вероятных последствий станет резкое увеличение к осени числа мигрантов из Центральной Азии. Это превратит региональную проблему, которая в настоящее время привлекает мало внимания, в гораздо большую, которая заставит сесть за стол переговоров не только пять стран, но и сторонние силы, в первую очередь, Россию и Китай, что может сделать проблему еще более неразрешимой и взрывоопасной.

Источник — http://www.waterpolitics.com/2021/06/16/drought-exacerbating-central-asian-regional-conflicts/

Текст в переводе с английского размещен в Бюллетене МКВК No. 87 http://cawater-info.net/library/rus/icwc/87-ru.pdf

0 комментариев
Архив