Разные: Казахстан-2050: расцвет в эпоху стареющего населения?
Разные: Казахстан-2050: расцвет в эпоху стареющего населения?
3 года назад 1969

В ближайшие 30 лет численность казахстанцев, по прогнозам, вырастет всего лишь на 6,5 миллиона человек. 

АО «Центр развития трудовых ресурсов» выпустило серьезную аналитику: долгосрочный демографический прогноз до 2050 года, который наши СМИ почему-то незаслуженно обошли своим вниманием. Однако обозначенные в данном документе сценарии развития уже сейчас должны заставить чиновников из правительства крепко задуматься о снижении потенциальных угроз, вызванных, в первую очередь, стремительным старением населения. 

Как отмечают авторы прогноза, «в ближайшем будущем ожидается спад рождаемости, который продлится вплоть до 2026 года, после этого сменившийся на рост до конца прогнозного периода». Впрочем, к сенсационному росту демографических показателей восстановление рождаемости не приведет. Как подчеркивается в документе, в это же время будет наблюдаться и рост смертности, вызванный естественным старением населения. 

«Количество ежегодных смертей к 2036 году перешагнет планку в 200 тысяч случаев, и к 2050 году вырастет до 248,3 тысячи случаев», – делают вывод аналитики. 

В ближайшие 30 лет численность казахстанцев, по прогнозам, вырастет всего лишь на 6,5 миллиона человек, достигнув цифры в 25,3 миллиона. Как поясняется, «рост численности ожидается в основном за счет рождаемости, которая составит за 2021-2049 годы 12 миллионов 877 тысяч человек, при этом количество умерших составит 5 миллионов 694 тысячи человек». Не сбрасывают исследователи со счетов и миграционные процессы, вызывающие сегодня множество кривотолков и неоднозначных оценок. Совокупное отрицательное сальдо миграции, делают вывод они, будет сохраняться и дальше, достигнув в 2050 году уровня в 698 тысяч человек. 

Большинство казахстанцев (а точнее, 36 процентов от общей численности населения) в 2050 году будут жить в городах. И не просто в городах, а в трех мегаполисах – АлматыНур-Султане и Шымкенте, численность жителей которых в течение ближайших тридцати лет, как ожидается, совокупно увеличится еще на 5 миллионов человек. Треть казахстанцев обоснуются в южных регионах – ТуркестанскойЖамбылскойКызылординскойАлматинской областях. А вот восточные, северные и центральные регионы по-прежнему будут терять население. ПавлодарскаяКарагандинскаяВосточно-Казахстанская области, как уточняется в долгосрочном прогнозе, совокупно потеряют почти 800 тысяч жителей, Северо-КазахстанскаяКостанайская и Акмолинская – почти 600 тысяч. Например, население в одной только Акмолинской области сократится более чем на 15 процентов. 

Регионами, в которых население будет расти, по мнению экспертов, станут Актюбинская область (плюс 270 тысяч населения к 2050 году – прирост составит более 30 процентов), Алматинская – плюс 690 тысяч, или 33 процента, Западно-Казахстанская – плюс 87 тысяч или 13 процентов, Жамбылская – плюс 103 тысячи или 9 процентов. Больше всего население увеличится в Атырауской области – на 64 процента, что в натуральных цифрах составит свыше 422 тысяч человек. 

На проблему численной диспропорции регионов, с которой мы безуспешно пытаемся бороться сегодня, наслоится еще одна, более серьезная проблема – постепенное старение населения. Сейчас частенько можно слышать мнение, что нам все по плечу, потому что мы страна с молодым населением. Но практика доказывает справедливость афоризма о том, что молодость – это недостаток, который очень быстро проходит. Как утверждается в аналитическом докладе, в течение последующих трех десятилетий численность населения трудоспособного возраста в Казахстане будет расти, но очень медленно. В абсолютных цифрах она вырастет с 11 миллионов 208 тысяч человек в 2020 году до 14 миллионов 748 тысяч человек в 2050 году. Это всего 32 процента. Количество же населения старше трудоспособного возраста будет увеличиваться в два раза быстрее – с 2,1 миллиона в 2020 году до 3,4 миллиона в 2050 году, или на 63 процента. Как отмечается в документе, «доля населения трудоспособного возраста в 2022-2023 годах достигнет локального минимума в 59,4 процента, после чего вырастет до 61,2 процента в 2035- 2036 годах, и сократится до 57,8 процента в 2050 году». То есть, как констатируют аналитики, «рост нагрузки на занятое население представляется практически неизбежным». 

Что скрывается за столько скупыми на эмоции выводами, думается, пояснять не стоит. В первую очередь, речь о гигантских социальных и экономических рисках, и серьезное внимание, судя по сделанным аналитиками выводам, им должно уделяться уже сейчас, чтобы в перспективе правительство не столкнулось с коллапсом систем здравоохранения, пенсионного обеспечения и стремительной потерей экономической мощи государства. 

Но, увы, пока что нет даже намека на понимание государственными мужами того, что совсем скоро всем нам придется жить в новой реальности, что люди старшего и пенсионного возраста уже сейчас должны начать рассматриваться как основа будущего развития со всеми вытекающими отсюда последствиями. Думается, объяснять, что законодательное повышение пенсионного возраста не из этой серии. Нужны меры, специальные программы для развития их в качестве ценного человеческого капитала по примеру таких стран, как государства Евросоюза, Япония, Южная Корея. В противном случае, растущая армия пенсионеров, не получившая дополнительной точки опоры, способна будет «съесть» благополучие казахстанцев всех без исключения возрастов.

С ноября еще одна автодорога в Казахстане станет платной

С 1 ноября автодорога Павлодар-Нур-Султан станет платной, сообщает zakon.kz.

Как отмечается в сюжете Первого канала "Евразия", сейчас идет тестирование новой системы. 

Шлагбаумов не будет. Для того, чтобы не тормозить поток движения - установили специальные арки. При проезде оплата автоматически списывается со счета водителя. 

В сутки здесь проезжает семь тысяч машин. Большая часть из них – транзитные большегрузы. 

По информации национальной компании "КазАвтоЖол", все вырученные средства в дальнейшем потратят на содержание дороги. Пока деньги на это выделяют из республиканского бюджета.
В Казахстане утвердили правила маркировки обуви

Министр индустрии и инфраструктурного развития РК приказом от 30 сентября утвердил Правила маркировки и прослеживаемости контрольными (идентификационными) знаками обувных товаров, сообщает zakon.kz. 

Как отмечается, производители осуществляют маркировку обувных товаров, произведенных на территории Казахстана средствами идентификации до первичной возмездной или безвозмездной передачи товара новому собственнику или иному лицу. 

Импортер обеспечивает маркировку обувных товаров, произведенных за пределами территории РК, до ввоза на территорию республики или до помещения обувных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта.

Комиссионер обеспечивает маркировку обувных товаров, принимаемых на реализацию от физических лиц в рамках договоров комиссии, заключенных в соответствии с главой 43 Гражданского кодекса РК. 

В случае утраты или повреждения средств идентификации обувных товаров участник оборота обувных товаров обеспечивает маркировку ранее маркированных обувных товаров (перемаркировку), поставляемых (реализуемых) в рамках сделок купли-продажи, в том числе предлагаемых к реализации (продаже) после их возврата потребителем, а также в рамках договоров комиссии/поручения, - говорится в документе. 
Маркировка остатков обувных товаров осуществляется участником оборота - текущим владельцем таких обувных товаров до 1 ноября 2022 года. 

Регистрация обувных товаров в ИС МПТ осуществляется:

  • при производстве обувных товаров на территории Казахстана производителем (включая обувные товары, производимые в рамках контрактного производства);
  • при производстве обувных товаров за пределами территории РК - импортером (до ввоза на территорию РК);

А также в процессе оборота обувных товаров при:

  • получении обувных товаров от физических лиц в рамках договоров поручения или комиссии, заключенных в соответствии с главами 41 и 43 Гражданского кодекса РК;
  • возврате обувных товаров возврате обувных товаров потребителем при отсутствии нанесенного на них средства идентификации (повторная маркировка товаров, выведенных из оборота) - организацией розничной торговли;
  • замене средств идентификации по причине их утраты, повреждения или уничтожения (повторная маркировка товаров без вывода товаров из оборота) - участником оборота обувных товаров, осуществляющим ввод данных обувных товаров в оборот;
  • возврате обувных товаров, выведенных ранее из оборота участником оборота товаров по причинам, не связанным с их реализацией (продажей), в случае отсутствия нанесенного на них средства идентификации - участником оборота обувных товаров, осуществляющим ввод данных обувных товаров в оборот;
  • наличии немаркированных остатков обувных товаров на момент введения обязательной маркировки - участником оборота обувных товаров, осуществляющим оборот и (или) вывод из оборота данных обувных товаров.

Для регистрации обувных товаров в ИС МПТ участник оборота указывает следующие сведения:

  1. ИИН или БИН заявителя;
  2. код товара (GTIN);
  3. сведения об изготовителе товара;
  4. код ТН ВЭД ЕАЭС;
  5. вид обуви;
  6. полное наименование товара;
  7. сведения о товаре (бренд, цвет, размер обуви, модель, вид материала верха обуви, вид материала низа обуви, фотографии обувных товаров).

При этом регистрация сведений об обувных товарах невозможна в следующих случаях:

  • обувной товар с таким кодом товара (GTIN) уже зарегистрирован в ИС МПТ;
  • код товара (GTIN) по данным информационного ресурса GS1 -Kazakhstan не подлежит использованию участником оборота;
  • код товара (GTIN) по данным информационного ресурса GS1 не существует.

По результатам регистрации обувных товаров Оператор в течение трех рабочих дней со дня ввода в ИС ПМТ сведений об обувных товарах включает представленные сведения в реестр товаров ИС МПТ и направляет участнику оборота обувных товаров информацию о регистрации товаров. 

Согласно правилам нанесение средств идентификации на обувные товары, или на потребительские упаковки обувных товаров, или на товарные ярлыки обувных товаров в случаях производства, оборота и возврата обувных товаров на территории РК осуществляется в местах производства или хранения таких товаров, а в случае ввоза - до фактического пересечения государственной границы РК, до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта. 
Средство идентификации наносится методом, не допускающим его отделения от обувного товара, потребительской упаковки обувного товара, или товарного ярлыка обувного товара без повреждения и перекрытия другой информацией. При этом средство идентификации располагается, не нарушая целостность информации, нанесенной на обувные товары, потребительские упаковки обувных товаров, или товарные ярлыки обувных товаров, - говорится в документе.

Вводом маркированных обувных товаров в оборот на территории РК является:

  • при производстве обувных товаров на территории Республики Казахстан - первичная возмездная или безвозмездная передача обувных товаров от производителя новому собственнику либо иному лицу с целью отчуждения такому лицу или для последующей реализации, которая делает их доступными для распространения или использования;
  • при ввозе обувных товаров с территории государств - членов ЕАЭС, на территории которых не введена обязательная маркировка обувных товаров, а также до готовности государств членов ЕАЭС, на территории которых введена обязательная маркировка обувных товаров, к взаимному признанию кодов маркировки - принятие на учет ввезенного обувного товара по результатам направления в ИС МПТ сведений о подтверждении кодов идентификации, заявленных импортером при внесении в ИС МПТ сведений о ввозе обувных товаров в Республику Казахстан с территорий государств - членов ЕАЭС;
  • при ввозе обувных товаров с территории государств - членов ЕАЭС, на территории которых введена обязательная маркировка обувных товаров (после готовности государств членов ЕАЭС к взаимному признанию кодов маркировки) - принятие на учет ввезенных обувных товаров по результатам направления в ИС МПТ сведений о приемке кодов идентификации, содержащихся в средствах идентификации, нанесенных на принятый товар, и сведения о которых переданы Оператором национального компонента информационной системы маркировки товаров государства - члена ЕАЭС в ИС МПТ;
  • при ввозе обувных товаров с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, - выпуск обувных товаров таможенными органами для внутреннего потребления по результатам внесения в ИС МПТ сведений о ввозе обувных товаров в РК с территорий государств, не являющихся членами ЕАЭС;
  • при комиссионной торговле обувными товарами, полученными от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на основании заключенных с этими физическими лицами договоров комиссии/поручения - нанесение средств идентификации на обувные товары или потребительские упаковки обувных товаров, или на товарные ярлыки обувных товаров с целью их последующей реализации;
  • при маркировке остатков обувных товаров, подлежащих маркировке - нанесение средств идентификации на обувные товары или потребительские упаковки, или на товарные ярлыки обувных товаров с целью отчуждения новому собственнику или для последующей реализации, которая делает их доступными для распространения или использования.

Оборот и вывод из оборота остатков обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 апреля 2022 года.

До 1 ноября 2022 года участник оборота товаров осуществляет хранение и транспортировку, а также осуществляет маркировку остатков обувных товаров, используемых в обороте и выводе из оборота на территории РК.

Полный текст правил можно посмотреть здесь.

Приказ вводится в действие по истечении 60 календарных дней после дня его первого официального опубликования 7 октября).

С 1 ноября будет введена цифровая маркировка обуви в Казахстане 

Обязательная цифровая маркировка обуви в Казахстане будет введена с 1 ноября, сообщает zakon.kz.

Решение было принято по результатам консультаций с представителями отрасли. С 1 ноября 2021 года будут запрещены производство и ввоз немаркированной обуви на территорию страны.

А у розничного бизнеса будет еще дополнительный год - до 1 ноября 2022 года, чтобы распродать остатки немаркированного товара. 

У бизнеса есть пять месяцев, чтобы тщательно подготовиться к нововведению, и больше года, чтобы распродать остатки немаркированного товара. Для предпринимателей круглосуточно работает горячая линия по цифровой маркировке. Центром развития цифровой экономики регулярно проводятся специализированные вебинары, предоставляются индивидуальные консультации для представителей отрасли. Полезная информацию о цифровой маркировке обуви размещается на специализированном портале markirovka.kz. Поэтому каждый производитель и импортер имеет возможность и время тщательно подготовиться к новым правилам работы на рынке, - сказал генеральный директор Центра развития цифровой экономики Бикеш Курмангалиева. 

К введению обязательной цифровой маркировки также готовятся и таможенные склады. На их территории во время таможенных процедур будут наноситься стикеры или этикетки с цифровым кодом Data Matrix на товар, который не был промаркирован на зарубежных заводах-изготовителях.

Производителям и импортерам необходимо маркировать обувь с 1 ноября

В Казахстане с 1 ноября 2021 года вводится обязательная цифровая маркировка обуви в Казахстане. Производителям и импортерам для реализации необходимо промаркировать обувь, сообщает zakon.kz 

Для получения кода маркировки нужно заполнить карточку на каждый вид изделия в Национальном каталоге товаров (НКТ), являющемся неотъемлемой частью системы маркировки - markirovka.kz. 

Как отмечается, код маркировки позволяет проследить весь путь товара от производителя или импортера до конечного потребителя. Сам же потребитель может проверить подлинность происхождения изделия с помощью мобильного приложения Naqty Onim. 

Каждая пара обуви будет иметь свой цифровой код, что позволит избежать подделок и очистить рынок от контрафакта и контрабанды. Информацию, "зашитую" в код Data Matrix, невозможно подделать. 

Генерация уникального кода маркировки происходит после заполнения карточки с указанием всех характеристик товара в НКТ.

Пять шагов для создания карточки товара:

  1. Получить ЭЦП онлайн на сайте egov.kz.
  2. Скачать программу NCALayer и установить ее на компьютер.
  3. Зарегистрироваться в системе маркировки markirovka.kz.
  4. В разделе "Национальный каталог товаров" перейти на вкладку "Карточка товара" и внести основные сведения об изделии: модель, страна производства, вид обуви, вид материала верха, низа и подклада, бренд, цвет и другая информация.
  5. Загрузить одну фотографию обуви с лицевой стороны.

Если производителем или импортером уже внесены данные об этой модели товара, повторно заносить сведения не нужно. У каждого участника оборота формируется свой индивидуальный цифровой каталог товаров.

Возможность заносить данные о реализуемых изделиях сейчас уже доступна в продуктивной версии системы маркировки.

Действует и тестовая среда, где можно заранее проработать все процессы, включая и заказ кодов Data Matrix. Заказанные таким образом коды также будут тестовые. Тест-версия доступна по ссылке.

При возникновении любых вопросов по работе в системе маркировки можно обращаться в круглосуточный контакт-центр 8 800 080 65 65.

0 комментариев
Архив