Какую декларацию должны представлять госслужащие в 2021 году. Какие изменения ожидают казахстанских налогоплательщиков
Какую декларацию должны представлять госслужащие в 2021 году. Какие изменения ожидают казахстанских налогоплательщиков
3 года назад 1812 nalogikz.kz

2021 год станет началом первого этапа введения в стране всеобщего декларирования. Какую декларацию должны представлять государственные служащие в текущем году, разъяснили в пресс-службе Комитета государственных доходов МФ РК, передает zakon.kz.

До введения всеобщего налогового декларирования государственные служащие, приравненные к ним, их супруги ежегодно представляли в органы государственных доходов декларации о доходах и имуществе по форме 230.00. Однако требования по представлению декларации о доходах и имуществе (форма 230.00) прекращаются с 1 января 2021 года. 

Это связано с тем, что в 2021 году указанные лица должны будут представить декларацию об активах и обязательствах по форме 250.00, указав при этом активы и обязательства по состоянию на 31 декабря 2020 года, - пояснили в КГД. 

Декларация представляется по месту жительства (пребывания):

  • при представлении на бумажном носителе – не позднее 15 июля текущего года;
  • при представлении в электронном виде – не позднее 15 сентября текущего года.

При этом необходимо учесть, что в случае получения в 2020 году имущественного дохода, дохода из источников за пределами РК и иных доходов, предусмотренных статьей 363 Налогового кодекса, указанные лица, представляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00) в налоговый орган по месту нахождения (жительства). 

Срок представления данной декларации не позднее 31 марта 2021 года. 

С 2022 года такие доходы будут указываться в декларации по форме 270.00.

В случае, если физическим лицом по ошибке представлена декларация по форме 230.00 за 2020 год, то такая декларация подлежит отзыву.

Налоговым законодательством внедрение всеобщего декларирования определено в четыре этапа.

На первом этапе - с 1 января 2021 года - обязаны декларироваться:

  • лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги;
  • лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и приравненные к ним, а также их супруги;
  • лица, на которых возложена обязанность по представлению в соответствии с Конституционным законом "О выборах в Республики Казахстан" и законом "О противодействии коррупции", "О банках и банковской деятельности в Республики Казахстан", "О страховой деятельности", "О рынке ценных бумаг".
Какие изменения ожидают казахстанских налогоплательщиков

Казахстанские юристы Галымбек Керейбаев, Айкен Аскарова и Диас Туркенов подготовили обзор наиболее существенных реформ налогового законодательства в этом году, передает zakon.kz.

С 1 января вступил в силу закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" и Закон Республики Казахстан "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", за исключением нескольких отдельных норм.

Преимущественная доля изменений затронула положения Налогового кодекса РК. В частности:

1. Увеличился срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию.

Новый закон расширил перечень категорий налогоплательщиков, срок исковой давности по налоговому обязательству и требования для которых составляет 5 лет. 

В число вышеуказанных налогоплательщиков с 1 января 2022 года войдут субъекты крупного предпринимательства, а также резиденты РК, соответствующие условиям главы 30 НК РК (юридические или физические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан, которым прямо или косвенно, или конструктивно принадлежат 25 и более процентов доли участия (голосующих акций) иностранной компании). 

Согласно позиции законодателя, применяемые в настоящее время органами государственных доходов методы налогового администрирования выстроены так, чтобы стимулировать налогоплательщиков к самостоятельному добровольному исполнению налоговых обязательств. Основным инструментом выстраивания отношений с налогоплательщиком является система управления рисками, для применения которой необходима достаточная информация, а 3 года для субъектов крупного предпринимательства - несоизмеримо малый срок.

Учитывая значительные обороты и объем проверяемой документации, при установлении срока исковой давности в 3 года для таких субъектов имеются большие риски потерь государственного бюджета. 

Кроме того, при сроке исковой давности в 5 лет субъекты крупного предпринимательства, учитывая объемность ведения деятельности, сохранят возможность требования зачетов и возвратов налогов, представления дополнительной налоговой отчетности. 

Согласно анализу Парламента РК, в случае применения исковой давности в 3 года 60% крупных налогоплательщиков останутся неохваченными проверками. При этом порядка 1,5 тысяч крупных налогоплательщиков не подлежат мониторингу и не являются недропользователями. 

Учитывая большие риски уклонения от уплаты налогов вследствие физической невозможности проведения контрольных мероприятий, законодатель считает необходимым применять к указанным категориям налогоплательщиков 5-летний срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию, - говорится в комментарии юристов. 

2. Снижение минимального оборота для обязательной постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.

Налоговым законодательством предусмотрено, что в случае, если размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость превышает в течение календарного года минимум оборота, юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой обязаны подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость. 

В связи с чем законом предусмотрено, что с 1 января 2022 года будет произведено снижение минимального порога для обязательной постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, с действующего на данный момент порогового значения 30 000 МРП до 20 000 МРП в год. 

3. Смягчение обязательств по уплате налога на добавленную стоимость на импортируемые товары методом зачета.

Реформы, предусмотренные законом, также коснулись вопросов налога на добавленную стоимость в части уплаты НДС на импортируемые товары методом зачета. 

Уплата НДС методом зачета, по сути, означает освобождение от уплаты НДС на импорт по импортированным товарам и налагает на импортера обязательство по отражению определенных сведений в декларации по НДС. 

Однако при всем удобстве использования вышеуказанного способа уплаты НДС на импортируемые товары, законодателем предусмотрено обязательство по уплате НДС на импорт с начислением пени в случае, если импортером в течение 5 лет с даты выпуска товаров для внутреннего потребления нарушены требования, установленные пунктами 1 и 2 статьи 427 НК РК.

Начисление пени производится за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства по уплате НДС на импорт, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты НДС на импорт. 

В целях исключения различных толкований по применению уплаты НДС на импорт методом зачета, а также избежания нарастающих разногласий между субъектами предпринимательства и налоговыми органами, закон окончательно закрепил, что с 1 января 2021 года ограничение по реализации товара уплаченного методом зачета установленное в 5 лет, заменяется общеустановленным сроком исковой давности по налоговому обязательству и требованию в 3 года, в соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РК.
Почему некоторые международные нормы по борьбе с коррупцией не работают в Казахстане

Почему Конвенция ООН по борьбе с коррупцией не работает в Казахстане? На этот вопрос на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК ответила исполнительный директор ОФ «Transparency Kazakhstan» Ольга Шиян, передает корреспондент МИА «Казинформ».

На вопрос представителя СМИ, почему в Казахстане не работает Конвенция ООН по борьбе с коррупцией, Ольга Шиян отметила, что опрос проводился независимым способом – не аффилировано с государственными органами.

«Мы всегда публикуем те сведения, которые всегда прозрачны. Само население по результатам опроса, сами предприниматели реже сталкивались с коррупцией в прошлом году. Когда опрашивали: повысился или снизился уровень в стране , регионе или населенном пункте, то мы видим небольшие, но уверенные ответы, что «да, уровень понизился». Если взглянуть на статистику государственных органов, из года в год количество коррупционных дел уменьшается. Уровень коррупции в стране небольшими темпами, но снижается», - подчеркнула эксперт.

По ее словам, проблематичность эффективности реализации Конвенции ООН по борьбе с коррупцией в Казахстане связана с тем, что часть основных статей, которые составляют костяк этой Конвенции, не были имплементированы в законодательство Казахстана.

«Когда они будут имплементированы и реализованы на практике, тогда, конечно ситуация изменится. Но на сегодняшний день они не имплементированы», - пояснила исполнительный директор ОФ «Transparency Kazakhstan» Ольга Шиян.

0 комментариев
Архив