Крах христианизации
Крах христианизации
8 лет назад 36263 alfarabinur.kz/
Из на­уч­но­го на­сле­дия ка­зах­стан­ско­го ис­то­ри­ка З.Т. Сад­ва­ка­со­вой

Воз­рос­ший в по­след­нее вре­мя ин­те­рес к ис­ла­му опре­де­ля­ет­ся все­об­щей тя­гой к его изу­че­нию и по­зна­нию, а так­же рос­том по­ли­ти­чес­кой ак­тив­нос­ти со­вре­мен­но­го ис­ла­ма. Мно­го­чис­лен­ные пуб­ли­ка­ции на ре­ли­ги­оз­ные те­мы, де­ся­ти­ле­ти­я­ми слу­жив­шие конъ­юнк­тур­ным за­да­чам ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды, пре­под­но­си­ли ис­лам в пре­па­ри­ро­ван­ном ви­де, на­вя­зы­вая по су­щест­ву од­нос­то­рон­нее не­га­тив­ное от­но­ше­ние к этой ре­ли­гии. По-дру­го­му скла­ды­ва­ет­ся си­ту­а­ция се­год­ня. Вы­зы­ва­ют ин­те­рес ис­то­ки этой ре­ли­гии и куль­ту­ры, сфор­ми­ро­ван­ной под его вли­я­ни­ем.

В Ка­зах­стан и Сред­нюю Азию ис­лам при­шел вмес­те с ара­ба­ми. С это­го вре­ме­ни он по­сте­пен­но рас­прост­ра­нял­ся и ов­ла­де­вал ума­ми всех на­ро­дов не толь­ко это­го ре­гио­на, но и По­волжья, Се­вер­но­го Кав­ка­за. Чис­лен­ность му­суль­ман, ис­по­ве­до­вав­ших ис­лам в Рос­сии, к на­ча­лу XX ве­ка, бы­ло бо­лее 25 млн. че­ло­век, из них по ко­ли­чест­ву на пер­вом мес­те сто­я­ли ка­за­хи – 3236394, уз­бе­ки за­ни­ма­ли вто­рое мес­то – 2037240. Третье мес­то при­над­ле­жа­ло тад­жи­кам – 1428000.

Все ка­за­хи счи­та­ли се­бя му­суль­ма­на­ми. Для них ис­лам яв­лял­ся един­ст­вен­ной идео­ло­ги­чес­кой плат­фор­мой, со­глас­но по­ло­же­ни­ям ко­то­рой, они стро­и­ли свою ду­хов­ную жизнь. Прин­ци­пы ис­ла­ма вы­со­ко це­ни­лись и стро­го со­блю­да­лись. Ка­за­хи, как и все му­суль­ма­не, счи­та­ли ис­лам един­ст­вен­но пра­виль­ным ве­ро­убеж­де­ни­ем, по срав­не­нию с дру­ги­ми.

Рус­ские учё­ные вся­чес­ки при­ни­жа­ли роль ис­ла­ма в ду­хов­ной жиз­ни ка­за­хов. Од­на­ко и у них встре­ча­ют­ся фак­ты, го­во­ря­щие о том, что ка­за­хи сто­я­ли на бо­лее вы­со­кой сту­пе­ни куль­тур­но­го раз­ви­тия, чем дру­гие не­рус­ские на­ро­ды За­пад­ной Си­би­ри и что это­му в боль­шей сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ла му­суль­ман­ская ре­ли­гия.

До­сто­ин­ст­ва ис­ла­ма от­ли­ча­ли мно­гие лич­нос­ти с ми­ро­вой из­вест­ностью. Ар­тур Лео­нард: "Ис­лам стал той ве­хой на стра­ни­цах ми­ро­вой ис­то­рии, всю зна­чи­мость ко­то­рой наш мир смо­жет по­стичь, лишь, под­няв­шись на долж­ную вы­со­ту". Ан­глий­ский ма­те­ма­тик, ло­гик, со­цио­лог, фи­ло­соф Берт­ран Рас­сел: "Пре­вос­ход­ст­во Вос­то­ка бы­ло не толь­ко во­ен­ным. На­ука, фи­ло­со­фия, по­э­зия и все ви­ды ис­кус­ст­ва про­цве­та­ли в ми­ре Му­хам­ме­да, тог­да как Ев­ро­па бы­ла по­гру­же­на в вар­вар­ст­во. Ев­ро­пей­цы с их не­прос­ти­тель­ной узостью взгля­дов на­зы­ва­ют этот пе­ри­од "тём­ным ве­ком", но толь­ко в Ев­ро­пе он был "тём­ным", фак­ти­чес­ки толь­ко в хрис­ти­ан­ской Ев­ро­пе, так как Ис­па­ния, ко­то­рая бы­ла му­хам­ме­дан­ской (т.е. ис­лам­ской), име­ла боль­шую куль­ту­ру". Ро­берт Бли­фолт (ис­то­рик): "Если бы не ара­бы, со­вре­мен­ная ев­ро­пей­ская ци­ви­ли­за­ция ни­ког­да бы не при­о­бре­ла тот ха­рак­тер, ко­то­рый по­зво­лил ей пре­одо­леть все фа­зы эво­лю­ции; и хо­тя нет ни еди­ной сфе­ры че­ло­ве­чес­кой де­я­тель­нос­ти, в ко­то­рой бы не ощу­ща­лось ре­ша­ю­щее вли­я­ние ис­лам­ской куль­ту­ры, ни­где оно не вы­дер­жа­но так яр­ко, как в ес­тест­вен­ных на­уках и на­уч­ном ду­хе. Этот дух был вне­сен в ев­ро­пей­ский мир ара­ба­ми".

Од­на­ко цар­ское пра­ви­тель­ст­во и рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь не­добро­же­ла­тель­но от­но­си­лись к ис­ла­му и вся­чес­ки его при­тес­ня­ли и лю­дей ис­по­ве­ду­ю­щих его. До­ста­точ­но от­ме­тить, что при­ка­за­ми цар­ских чи­нов­ни­ков в рус­ско-ка­зах­ских шко­лах, мед­ре­се и мек­те­бах от­ме­ча­лись по­ми­мо дней рож­де­ния цар­ст­ву­ю­щей фа­ми­лии, вос­шест­вия ца­рей на пре­стол и т.д., празд­но­ва­лись ре­ли­ги­оз­ные да­ты. Так, на­при­мер, рас­по­ря­же­ни­ем по­пе­чи­те­ля Орен­бург­ско­го учеб­но­го окру­га от 19 ян­ва­ря 1883 го­да долж­ны бы­ли празд­но­вать­ся:

 

1 ян­ва­ря – Но­вый год

6 ян­ва­ря – "Бо­го­яв­ле­ние Гос­под­не"

2 фев­ра­ля – "Сре­те­ние Гос­под­не"

25 мар­та – "Бла­го­ве­ще­ние пре­свя­той де­вы Ма­рии"

9 мая – па­мять Чу­до­твор­ца Ни­ко­лая

29 июня – па­мять Пет­ра и Пав­ла

6 ав­гус­та – "Успе­ние пре­свя­той де­вы Ма­рии"

29 ав­гус­та – "Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Крес­ти­те­ля"

8 сен­тяб­ря – "Рож­дест­во Бо­го­ро­ди­цы"

14 сен­тяб­ря – "Воз­дви­же­ние Кре­с­та Гос­под­не"

1 ок­тяб­ря – "По­кров пре­свя­той бо­го­ро­ди­цы"

22 ок­тяб­ря – "Празд­ник Ка­зан­ской Божь­ей ма­те­ри"

21 но­яб­ря – "Вве­де­ние в храм пре­свя­той бо­го­ро­ди­цы"

6 де­каб­ря – па­мять Чу­до­твор­ца Ни­ко­лая и т.д.

 

Ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки от­ме­ча­ли все ве­ру­ю­щие. Од­на­ко их празд­но­ва­ние в шко­лах, где ос­нов­ной кон­тин­гент уча­щих­ся со­став­ля­ли де­ти ка­за­хов, име­ло осо­бое зна­че­ние. Сис­те­ма пра­во­слав­ных празд­ни­ков бы­ла на­прав­ле­на на вы­тес­не­ние му­суль­ман­ских.

Но, пе­ре­до­вые лю­ди Рос­сии вы­со­ко от­зы­ва­лись об ис­ла­ме и Ко­ра­не. Дух Ко­ра­на по­рой окры­лял ве­ли­ких рус­ских по­этов: Дер­жа­ви­на, Пуш­ки­на, Бу­ни­на, Гу­ми­лёва. Вы­со­ко от­зы­вал­ся об ис­ла­ме из­вест­ный рус­ский пи­са­тель Л.Н. Толс­той. В пись­ме к Е.Е. Ве­ки­ло­вой от 13-16 мар­та 1909 го­да он пи­сал: "… для ме­ня не мо­жет быть ни­ка­ко­го со­мне­ния в том, что ма­го­ме­тан­ст­во по сво­им внеш­ним фор­мам сто­ит не­срав­ни­мо вы­ше цер­ков­но­го пра­во­сла­вия. Так, что если че­ло­ве­ку по­став­ле­но пра­во вы­бо­ра: дер­жать­ся цер­ков­но­го пра­во­сла­вия или ма­го­ме­тан­ст­ва, то для вся­ко­го ра­зум­но­го че­ло­ве­ка не мо­жет быть со­мне­ния в вы­бо­ре и вся­кий пред­по­чтёт ма­го­ме­тан­ст­во с при­зна­ни­ем од­но­го дог­ма­та еди­но­го бо­га и его про­ро­ка вмес­то то­го слож­но­го и не­по­нят­но­го бо­го­сло­вия – тро­и­цы, ис­куп­ле­ния, та­инств, бо­го­ро­ди­цы, свя­тых и их изо­бра­же­ний и слож­ных бо­го­слу­же­ний". Та­ков был от­вет Л.Н. Толс­то­го на пись­мо Е.Е. Ве­ки­ло­вой, в ко­то­ром она со­об­ща­ла, что два её сы­на, один – сту­дент Тех­но­ло­ги­чес­ко­го ин­сти­ту­та в Пе­тер­бур­ге, дру­гой – юн­кер Алек­сан­дров­ско­го во­ен­но­го учи­ли­ща, про­сят у неё раз­ре­ше­ния пе­рей­ти из пра­во­сла­вия в ис­лам, и по­про­си­ла со­ве­та как ей по­сту­пить. Сре­ди пи­сем Л.Н. Толс­то­го мож­но встре­тить до­воль­но мно­го, со­дер­жа­щих вос­хва­ле­ние ис­ла­ма.

Про­по­ве­дуя хрис­ти­ан­ст­во сре­ди му­суль­ман, пра­во­слав­ное ду­хо­вен­ст­во стал­ки­ва­лось с со­вер­шен­но не­ожи­дан­ным яв­ле­ни­ем: уча­ще­ни­ем слу­ча­ев пе­ре­хо­да рус­ских и ка­за­ков из пра­во­сла­вия в ис­лам.

При­ме­ча­тель­на судь­ба кресть­я­ни­на Толс­ти­ко­ва Оси­па Ми­хай­ло­ви­ча, ко­то­рый в 1904 го­ду при­нял ис­лам, изу­чил араб­ский язык и по­ме­нял свое имя на Аб­дул­лу Ада­мо­ва. Од­на­ко цер­ков­ные влас­ти всё вре­мя пы­та­лись вер­нуть его в ло­но "свя­той" пра­во­слав­ной церк­ви, на­силь­но по­сла­ли в Том­ский муж­ской мо­на­с­тырь, но, не­смот­ря на  все эти ис­пы­та­ния, Толс­ти­ков от­ве­тил ре­ши­тель­ным от­ка­зом на пред­ло­же­ния свя­щен­ни­ков.

В от­ли­чии от на­силь­ст­вен­ной хрис­ти­а­ни­за­ции ка­за­хов, пе­ре­ход пра­во­слав­ных в ис­лам но­сил добро­воль­ный ха­рак­тер. На­при­мер, в 1910 го­ду в Се­ми­па­ла­тин­ской об­лас­ти при­ня­ли ис­лам 13 че­ло­век. В 1911 го­ду на имя ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра Тур­кес­тан­ско­го края по­сту­пи­ла оче­ред­ная свод­ка. В ней, в част­нос­ти ука­зы­ва­лось, что пе­ров­ский ме­ща­нин Зу­мер, иудей­ско­го ис­по­ве­да­ния об­ра­ща­ет­ся с прось­бой о раз­ре­ше­нии ему пе­рей­ти в ис­лам. В дру­гом ра­пор­те, на­прав­лен­ном в Сыр­дарь­ин­ское прав­ле­ние, по­ка­за­но, что кресть­я­нин Ни­ки­фор Сло­бо­дин пе­ре­хо­дит из пра­во­сла­вия в ис­лам всей семь­ей – 7 че­ло­век.

У рус­ских жен­щин при­няв­ших ис­лам от­би­ра­ли де­тей. Так, у ка­зач­ки Аг­ра­фе­ны Ива­нов­ны Бо­ро­ди­хи­ной по­ли­ция ли­ши­ла де­тей: од­но­му – 2 го­да, дру­го­му – два ме­ся­ца и в "20-гра­дус­ный мо­роз от­пра­ви­ли в Чер­но­рецк за 53 вер­сты".

Пос­ле Ука­за 1905 го­да да­ю­ще­го "сво­бо­ду ве­ры", ко­ли­чест­во же­ла­ю­щих пе­рей­ти из пра­во­сла­вия в ис­лам уве­ли­чи­лось. По ра­пор­ту епи­ско­па Тур­кес­тан­ско­го и Таш­кент­ско­го к 1907 го­ду в Тур­кес­та­не "до 500 рус­ских де­ву­шек от­па­ли в ис­лам". Но боль­ше все­го вол­но­ва­ло цер­ков­но­го слу­жи­те­ля то, что на­ря­ду с ми­ря­на­ми в ис­лам пе­ре­хо­ди­ли и те, кто дол­жен был вес­ти ра­бо­ту с от­ступ­ни­ка­ми – свя­щен­ни­ки.

Цар­ские чи­нов­ни­ки за­пре­ща­ли стро­и­тель­ст­во бо­лее од­ной ме­че­ти в во­лос­ти. Од­на­ко та­кие ме­ры да­ва­ли об­рат­ный эф­фект: ме­че­ти стро­и­ли де­сят­ка­ми – кон­спи­ра­тив­ным об­ра­зом. Как от­ме­чал в сво­ем до­кла­де Ка­ра­та­ев, опуб­ли­ко­ван­ным в жур­на­ле "Ай­кап", "в од­ной об­лас­ти бы­ло бо­лее ты­ся­чи ме­че­тей". В слу­чае об­на­ру­же­ния та­кие ме­че­ти под­вер­га­лись унич­то­же­нию.

Му­суль­ман­ский во­прос всё ча­ще вы­сту­пал на по­вест­ку дня. Он рас­смат­ри­вал­ся на все­воз­мож­ных со­бра­ни­ях, за­се­да­ни­ях чи­нов­ни­ков. Оце­ни­вая си­ту­а­цию, сло­жив­шу­ю­ся во­круг му­суль­ман­ско­го во­про­са чи­нов­ни­ки ко­ло­ни­аль­ной ад­ми­нист­ра­ции вы­нуж­де­ны при­знать, что "про­грес­сив­ное дви­же­ние му­суль­ман все­го ми­ра убеж­да­ет в том, что в бу­ду­щем ис­ла­му, бу­дет отве­де­на все­мир­ная куль­тур­ная роль".

Все на­ро­ды Сред­ней Азии счи­та­ли се­бя му­суль­ма­на­ми. Да­же в 1921 го­ду мест­ное на­се­ле­ние на во­прос о на­цио­на­ль­нос­ти отве­ча­ло - "му­суль­ма­нин". Это яв­ля­ет­ся под­тверж­де­ни­ем един­ст­ва ре­ли­гии и тра­ди­ций, стрем­ле­ни­ем быть вмес­те.

Ца­ризм и его при­спеш­ни­ки из ря­дов Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви не смо­ги на­вя­зать ка­за­хам свою ре­ли­ги­оз­ную сис­те­му цен­нос­тей, но их уси­лия не про­шли да­ром, сви­де­тель­ст­вом че­му яв­ля­ют­ся та­кие фак­ты, как пре­не­бре­же­ние ка­за­ха­ми сво­е­го язы­ка, тра­ди­ций, ре­ли­гии, сле­пое под­ра­жа­ние за­пад­ной куль­ту­ре в одеж­де, по­ве­де­нии и да­же в осо­бен­нос­тях сти­ля мыш­ле­ния. 

 

1 комментарий
  • Представьте себе что:
    Стоял жаркий солнечный день. Ещё вчера прошел легкий дождичек. Но сегодня о вчерашней пасмурной погоде ничего не напоминало. Жители Актобе спешили каждый по своим делам не обращая внимание друг на друга. Никому ни до кого не было дело. 
    Амир неторопливо шел домой. Сегодня тренер по плаванию отпустил его по раньше. Спина сильно болела. Вчера ему сильно досталось ремня от старшего брата Али. Амир в этот раз дал себе слово что больше никогда не притронится к сигаретам. "И что мне мешало раньше бросить эту гадость до того как меня поймал на этом старший брат"- подумал Амир. Но произошедшое уже позади. И ничего не изменить. Достав из кармана пачку сигарет Амир выбросил их в мусур предворительно разорвав на мелкие кусочки. Спина конечно ныло сильно, но больше всего его беспокоило ни сколько спина, а то что отношения между им, его старшим братом и старшой сестрой могут изменится. И если недавно они с любовью относились к нему особено старшая сестра постоянно лаская его. То после этого случая он беспокоился что это может сильно изменить отношения между ним и его родными. Он начал вспоминать как сильно плакала вчера его сестра Аиша и от этого на сердце становилось только больнее.

    Старший брат Амира Али имел то же телосложение что и Амир. И хотя разница в возрасте между ними было только чуть чуть меньше года взглянув на них их можно было принять за близнецов. Хотя Али если и был братом близнецом, но не Амиру, а Аише. Помимо старшего брата и старшей сестры у Амира так же была сестра близнец Гульсум. Это было очень интересное сочетание. Многие удивлялись как у матери Амира получилось родить одну пару близнецов, а через год ещё одну. Али и Аише было по шестнадцать, ну а Амиру и Гульсум по пятнадцать. Аиша в отличие от Али была мягче по характеру, хотя иногда могла и проявить строгость. Али же был по строже и почти за каждую провинность Амиру не мало достовалось. Аиша редко била Амира. Максимум что достовалось Амиру от старшей сестры так это пощёчина. Но и то после этого она начинала сильно плакать и тут же принималась жалеть братика. И уже через минуту со слезами она кидалась обнимать и целовать его. Аиша если заслуженно и наказывала Амира, то по большому счету просто неделю не разрешала сидеть за компьютером или целый день заставляла сидеть в своей комнате. Амир был сильнее Аише но он никогда и не подумал о том что бы поднять на неё руку. Старшая сестра есть старшая сестра. И старших надо уважать. Сказала что во время надо выучить уроки значит надо сделать это во время. А вот Али уже был построже. С ним уже так как с сестрой не забалуешь. Если даст ремня, то всю неделю спина будет болеть. Родители никогда не защищали младших от старших. Если им и приходилось ругать кого то из старших, то делали это не в присутствии младших что бы не занижать авторитет перед младшими. 
    Амир шёл домой с радостью думая о том что сейчас встретится со своими родными. Он их видел только утром, но уже успел соскучится по ним.
    Придя домой Амир сразу поприветствовал сестру. Аиша сразу бросилась на шею Амиру начала целовать его. Зайдя в детскую Амир поприветствовал брата и сестру Гульсум сел рядом с Али обнял и поцеловал его. Али тоже хотел обнять братика но не хотел показывать что так легко простил ему вчерашнее и слерживая эмоции сказал:
    - Так давай переодевайся и принимайся за уроки. Сегодня на улицу не выйдешь. 
    - Но у нас сегодня с пацанами футбол. Мы должны играть двор на двор. - обиженно сказал Амир.
    - Накакого футбола, я сказал что сегодня сидишь дома.
    - Ладно Али ага.- тяжело вздохнув сказал Амир. 
    Амир понимал что провинился но он уже ведь получил за это двадцать ударов ремня по спине. Но спорить со старшим братом он не любил.
    - Амирчик кушать будешь? - вмешалась в размышления Амира Аиша.
    Амир закивал головой. 
    - Пойдём я тебе кушать погрею. - сказала Аиша взяв Амира за плечи повела его на кухню.
    Покушав Амир начал мыть посуду.
    - Я сама помою Амирчик - сказала сестра. 
    Амир ещё раз попросил разрешения у старшего брата пойти на футбол. Али нехотя разрешил ему сказав что бы к восьми вечера тот был дома.
    Амир с радостью обнял и поцеловал брата.
    - Давай быстрее беги, а то опаздаешь - строго сказал Али - и не забудь что бы к восьми был дома.
    - Хорошо Али. - сказал Амир и быстро выбежал из дома. 
    На дворе всё ещё стояла жаркая погода. Но это ничуть не убавило настроение Амиру и он с радостью побежал к своему другу Мише жившему напротив его дома. Добежав до подъезда Амир позвонил в домофон.
    - Кто? - послышалось из динамика.
    - Это я Амир, открывай побыстрее.
    Как только Миша открыл дверь Амир вбежал вверх по лестнице до пятого этажа. Запыхиваясь на бегу Амир увидел в дверях своего друга Мишу.
    - Заходи - сказал Миша.
    - Ты один? 
    - Нет с сестрой. Ты что так долго? 
    - Да еле отпустили.
    - Ну как вчера сильно досталось? 
    - Ну как сказать? Спина побаливает.
    - Кто там пришёл? - послашался голос со спальне. Это была старшая сестра Миши Алёна.
    - Не твоё дело. - сказал Миша.
    - Э проще разговаривай. - крикнула сестра.
    - Да ни к тебе пришли. Отстань.
    - Тебе что трудно ответить что ли? - крикнула Алёна.
    - Да Амир пришёл. Какое твоё дело?
    - Ну так и скажи. - сказала Алёна.
    Миша сделал вдох сказал тихо Амиру.
    - Как она меня задолбала. Ты чай будешь?
    - Какой чай?! Мы опаздываем. - сказал Амир.
    - Да не боись сейчас поедим и пойдём.
    - Да поехали потом чай попьёшь.
    - Ты дома пообедал? А я с утра ничего ни ел. Так что жди.
    Открыв холодильник Миша увидел что пироженное которое он вчера недоел отсутствует. Подумав что это дело рук Алёны он крикнул:
    - Ээ Алёна ты моё пироженное съела?
    - Ты что придурок что ли? Ты что не помнишь что ли как ты его ещё вчера съел? - крикнула Алёна.
    - Сама ты дура. Я его вообще-то не доел и половину оставил. Это ты сволочь съела его. - обиженно крикнул Миша. 
    Тут в дверях кухни появилась Алёна.
    - Привет Амир. - по приветствовала Алёна Амира.
    - Привет. - ответил на приветствия Алёны Амир.
    - Как дела? - спросила Алёна
    - Да ничё отлично. Ты как поживаешь? 
    - Да потихоньку. - ответила Алёна. Потом подошла к Мише и сказала. - Ты идиот не трогала я твоё пироженное. Это может мама с утра съела. Во время надо есть, а не искать потом виноватых.
    - Всё уйди отсюдого. - с психом сказал Миша. 
    Когда Алёна вышла из кухни. Миша и сказал еле сдерживая свою ярость:
    - Блин отвечаю я её когда нибудь ушатаю. Вырубает она меня если честно. Ладно давай быстро поедим и двинем. А то реально сейчас опоздаем.
    7 лет назад