Человек без смартфона сегодня редкость. Наши смартфоны способны на удивительные вещи – они объединили нас, и весь мир теперь у нас на кончиках пальцев. Взгляните на нас, мы полностью поглощены телефоном и социальными сетями. В чём же секрет?
Facebook – гигант в мире соцсетей. В нём зарегистрирована почти треть населения Земли, это больше, чем последователей большинства мировых религий. Компания Facebook уже подверглась критике за незаконную передачу властям наших данных, а сейчас ей предъявлено новое обвинение.
Операторы соцсетей с самого начала намеренно использовали технологии, вызывающие зависимость. Их цель – подсадить вас на соцсети и продавать ваше время рекламодателям. Думаю, они намеренно формируют у нас эти привычки.
Сенти Паракилос, бывший администратор платформы в команде Facebook, говорит: «Их бизнес-модель предполагает необходимость увлечь вас, поглотить как можно больше времени вашей жизни, а потом продать ваше внимание рекламодателям».
Марк Цукерберг, основатель сети Facebook, говорит, что одна из главнейших функций компании – служить на благо людям, делать мир лучше для них: «Мы идеалисты, мы всегда думали о том, сколько пользы принесём, объединяя людей. Примеров много!».
Действительно ли такова цель Цукерберга или основателя любой другой крупной соцсети?
Чтобы выйти на новый уровень инвестиций и поднять цену акций, нужно увеличивать время, которое люди проводят в приложении. И раз так много зависит от этого показателя, то просто необходимо изобретать всё новые способы привлечь людей.
В прошлом году один из основателей сети Facebook сделал важное, но незапланированное признание. Компания с самого начала намеревалась вызвать у пользователей зависимость: «При создании соцсетей самым первым таким предложением был Facebook. Главной целью было занять как можно больше вашего времени. Мы используем бреши в психологии людей. Изобретатели это осознавали, но мы всё равно так сделали».
Значок Like в Фейсбуке стал символом социальных сетей. В Инстаграме, Твиттере есть свои версии. Этот безобидный с виду значок сообщает, нравится ли другим ваш пост. Одним из его разработчиков была Леа Перлман. Она говорит, что хотела сделать Fcebook более удобным для пользователей, а не вызвать зависимость. Успех этой кнопки её изумил: «У меня просто мозг взрывается. На подъезде к центральному офису компании Facebook стоит щит с огромным знаком Like, он стал символом Фейсбука».
Но со временем Леа стала замечать, что кнопка Like оказывала влияние на её самооценку: «Моё отношение к ней стало меняться. Я заметила, что публикую какой-нибудь самый обычный пост и расстраиваюсь, если он вдруг набирает мало лайков. И вдруг я поняла – у меня же зависимость от ответной реакции. Именно тогда я начала задумываться: вряд ли это здорово – зависеть от чисел, которые я не могу контролировать».
Леа пыталась перестать пользоваться соцсетью, но, по её словам, она уже подсела: «Мне одиноко – проверяю телефон, тревожно – проверяю телефон. Цель всего этого – самоутешение. Я заметила, что мне бывает очень плохо, когда я в поиске одобрения проверяю Facebook, а там ничего нет».
В самой природе человека заложена сильная потребность в признании и связи с другими людьми. Мы любим делиться переживаниями, и наиболее часто мы обращаемся к телефонам, чтобы проверить соцсети. А уж если мы там, множество разных хитростей не даёт нам от них отвлечься, и за всем этим стоит наука.
Свойства красного цвета широко известны, он используется как способ побудить людей к действиям. Значки, которые появляются в приложениях вроде Facebook или Twitter, сообщающие, сколько у вас уведомлений, именно красного цвета. Этот цвет – сигнал, обозначающий что-то важное. Он активизирует ту часть мозга, на которую не воздействуют другие цвета.
Эйза Раскин заработал миллионы, создавая хитроумные примочки для браузеров и приложений, связанных со здоровьем и музыкой. Эйза – один из ведущих дизайнеров Кремниевой долины, и он знает, как управлять нашим поведением с помощью технологий:
«Был знаменитый эксперимент с суповыми мисками. Если в миску бесшумно и незаметно подливать суп, будете ли вы есть больше? Оказывается, да, люди едят намного больше, потому что сигнала, что порция съедена, не поступает».
Эйза придумал аналогичную функцию для телефона – бесконечная прокрутка ленты. Раньше, дойдя до конца страницы, нужно было щёлкнуть дальше, чтобы перейти на следующую. Теперь же страница не кончается, намертво затягивая нас.
«Мы обнаружили, что, если не позволять мозгу реагировать на импульсы и не подавать сигналы, что пора закругляться, люди продолжают без конца прокручивать ленту. Но мы не учли, что наш дизайнерский подход оказался настолько мощным, что вызывал у людей настоящую зависимость», – говорит Эйза.