Руководство и милосердие Пророка во время хаджа
Руководство и милосердие Пророка во время хаджа
8 лет назад 2121 www.islam.ru/

 Аллах наделил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) исключительными моральными качествами.

Пророк был идеалом человеколюбия и успешного руководства, и люди шли к нему с открытым сердцем.

Когда им становилось известно о его намерении совершить хадж, они спешили присоединиться к нему, чтобы исполнить эту важную заповедь ислама. Каждый хотел сопровождать его и быть под его знаменем.

С ним совершили хадж около ста тысяч паломников. Личность Пророка (мир ему и благословение Аллаха) производила неизгладимое впечатление на души мусульман. Он давал им наилучшее руководство и был для них образцовым предводителем и наставником. В сущности, это был величайший лидер и вдохновитель из всех, кого когда-либо видел мир.

Вот лишь несколько примеров в подтверждение вышесказанного.

Скромность

Скромность – одно из положительных качеств, которым Аллах награждает своих слуг. Абу Хурайра рассказывал:

«Аллах превозносит тех, кто поклоняется Ему со смирением» (Ибн Маджа).

Аллах сказал в Коране:

«Опусти свое крыло перед верующими, которые следуют за тобой (будь добр и милосерден к ним)» (Коран, 26:215)

Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повиновался Аллаху и достиг непревзойденной степени скромности. Это было особенно хорошо видно во время хаджа.

Передают, что Пророк Мухаммад отказывался принимать какое-либо особое обхождение и настаивал на том, чтобы пить из того места, откуда черпали воду все люди, хотя они погружали туда свои руки. Когда ему предложили принести чистой воды, он сказал: «Не нужно, напои меня отсюда» (аль-Бухари).

Он также посадил на свою верблюдицу позади себя Усаму бин Зейда и ехал с ним от Арафата до Муздалифы и остановился, чтобы выслушать женщину и ответить на ее вопрос.

Милосердие

Во время хаджа многократно проявлялось милосердие Пророка по отношению к людям.

Например, Пророк разрешал полностью выйти из ихрама тем, кто не совершал жертвоприношение, это позволяло им вступать в интимную связь с женами, носить обычную одежду и пользоваться благовониями. Это было актом человеколюбия по отношению к народу и облегчением его бремени.

На Арафате он совмещал намазы аср и зухр и откладывал свои молитвы, когда ехал в Муздалифу, так облегчив людям совершение ритуалов хаджа. Действительно, паломникам было бы сложно каждый раз спешиваться и располагаться для молитвы. А следуя примеру Пророка, паломники могли привязывать своих верблюдов и держать свои пожитки там же, где они проводили ночь.

Пророк разрешал немощным покидать Муздалифу (чтобы совершить таваф аль-ифада) раньше других паломников, сразу же после захода луны. Таким образом, они могли совершать свои ритуалы в день жертвоприношения раньше других - это было для них легче и удобнее.

В то время, когда паломники отправились в Мину, чтобы провести там ночь, Пророк разрешил своему дяде аль-Аббасу остаться в Мекке, чтобы снабжать людей питьевой водой.

Далее, Пророк позволил пастухам бросить камешки в день жертвоприношения, а потом бросить камешки, которые предписано бросать два дня, в один из этих дней.

Будучи милосердным к своему народу, Пророк иногда немного отклонялся в совершении ритуалов, совершая их не так, как предписано. Например, он совершил обход Каабы верхом на верблюде и коснулся черного камня палкой, а не приложился к нему губами или рукой. Было бы лучше, если бы он обошел Каабу пешком, но он не хотел отвращать людей или причинять им неудобства.

Великодушие

Пророк как предводитель паломников во время хаджа совершил множество благодеяний, свидетелями которых были все, кто его окружал.

Например, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был так щедр, раздавая милостыню и пожертвования, что пожертвовал сотней верблюдов, в том числе их мясом, шкурой и попонами. Он также неоднократно делал другие пожертвования.

Пророк был так милостив и добр ко слабым, что они упоминали его в своих молитвах.

Стремясь спасти свой народ, Пророк просил Аллаха на Арафате и в Муздалифе, чтобы Он простил им их прегрешения. На вопрос, почему он не обратиться к Аллаху ради себя самого, он вознес молитву и сказал: «Да простит Аллах вас всех» (аль-Тирмизи).

Он ясно и много раз объяснял все паломникам, предоставляя им общую информацию, но не вдаваясь в подробности. Он говорил о главных устоях ислама, называл самые тяжкие грехи и давал необходимые пояснения, чтобы люди лучше поняли его.

Терпение

Во время хаджа Пророк проявлял высшую степень терпения. Он был образцом повиновения заповедям Аллаха и рвения в жертвоприношении, спокойно и без суеты отдаваясь воле Аллаха.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым верующим, самым знающим и как никто другой почитал границы, установленные Аллахом, и никогда не преступал их. Он с огромным терпением и выносливостью вел паломников, не жалуясь и не проявляя признаков недовольства.

Ответственность

Пророк изо всех сил стремился полностью и до конца повиноваться и подчиняться Аллаху, и в совершенстве выполнял ритуалы хаджа.

Он был предводителем паломников и отвечал за их единство и благополучие. Кроме того, он просвещал и наставлял огромные толпы людей, учил их доброму и предостерегал от злого. Он делал все возможное, чтобы передать свое послание и как можно лучше пояснить заповеди ислама.

Снисходительность

Снисходительность Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время хаджа проявлялась в самых разных случаях.

Он располагался в тени и передвигался между святынями на верблюде. Если бы он поступал по-другому, мусульманам было бы трудно следовать его примеру.

Во время хаджа он также появлялся публично, поэтому паломникам не составляло труда следовать за ним и спрашивать его мнение по разным вопросам.

Пророк Мухаммад облегчал жизнь паломников, он никогда не требовал от них делать то, что превосходило их возможности – ни когда совершал ритуалы, ни когда возглавлял их и предоставлял им свою поддержку.

Кроме того, после того, как он обходил Каабу по приезду, он уже не приближался к ней до возвращения с Арафата и размещения в Мине для Дней ташрика. Его снисходительность проявилась и в том, что он не пошел к Харам пока не был готов покинуть Мекку.

Он велел своим сподвижникам щадить себя. Увидев человека, который гнал своего жертвенного верблюда, Пророк сказал ему:

«Садись на него верхом». «Это ведь жертвенный верблюд», – ответил человек. «Садись же, горе тебе!» (Муслим).

 

 

 
0 комментариев