Между добром и злом
Между добром и злом
8 лет назад 2739 www.muslimeco.ru
Мадина Калимуллина

Зачастую приходится видеть, как люди, направляясь в мечеть, останавливаются возле попрошаек и оставляют им деньги. Что заставляет мусульман давать деньги попрошайкам, в то время, как в исламе это запрещено?

Ислам побуждает заботиться о своих ближних и нуждающихся, будь то посредством прямого обеспечения тех, кого содержать мы обязаны (членов своей семьи и родственников), или с помощью закята, собираемого от состоятельных и перераспределяемого в пользу нуждающихся, либо путем добровольных пожертвований сверх закята. Причем, закят является третьим столпом ислама, что говорит о его высокой роли: вера, не подкрепленная пожертвованиями, отчислениями из имеющегося имущества, не может быть полной. Система сбора и распределения закята выстроена в исламе так, чтобы установить баланс между богатыми и бедными, сократить разрыв между ними и главное – решить проблему таким образом, чтобы человек благодаря закяту мог преодолеть свою бедность. Это достигается как посредством медицинской помощи, так и с помощью программ обустройства жилья, оплаты обучения, оказания помощи в трудоустройстве и т.д. При этом любой человек, имеющий физические и умственные возможности, обязан быть занят производительным трудом. В хадисе, переданном со слов аль-Микдама (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (да пребудет над ним Божье благословение) сказал: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды (на которую он заработал) трудом своих рук…» /1, 2/.

Ислам побуждает любого стремиться к тому, чтобы стать состоятельным, ведь Всевышний наделил человека для этого массой возможностей /3/. О том, что положение состоятельного лучше, чем положение бедняка, говорит и следующий хадис:

Передают со слов Хакима бин Хизама (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да пребудет над ним Божье благословение) сказал: «Высшая рука лучше руки низшей. Начинай с тех, кого ты (обязан) содержать, а лучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка. Тому, кто сам стремится к отказу от (просьб), Аллах даст возможность (ни о чём не просить других), а обходящегося (дарованным ему Аллахом,) Аллах избавит (от необходимости во всём прочем)» /4/. В то же время Всевышний указывает на то, к кому нужно обращаться за помощью с любыми просьбами. В любой ситуации, какой бы сложной она ни была, Создатель призывает обращаться к Нему и только к Нему: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам…» /5/. Таким образом, мусульманин протягивает руки только к своему Господу – его Создателю, Всезнающему и Всемогущему, способному обеспечить всех и каждого пропитанием, уделом, и другими благами, которых у Него неисчислимое количество. Мусульманин, нуждающийся в чем-то, будь то материальная нужна или духовная, протягивает руки в дуа (мольбе) к Всевышнему Аллаху.

Очевидно, что само явление попрошайничества по многим параметрам в корне противоречит религии ислам и тому, к чему она побуждает.

Верующий человек обязан зарабатывать себе на жизнь производительным трудом.

Верующий человек, не имеющий возможности зарабатывать по причине физического недомогания, либо оказавшийся в сложном положении, которое невозможно решить имеющимися ресурсами, может обратиться в мусульманскую общину, где ему предоставят необходимую помощь.

Верующий человек никогда лишний раз не станет обращаться к другим (незнакомым людям) с просьбами, особенно если это касается просьбы о деньгах. Передают со слов Абу Хурейры, который рассказал, как Посланник Аллаха (да пребудет над ним Божье благословение) наставлял: «Кто будет испрашивать милостыню у людей настойчиво, - поистине, он выпрашивает горящие угли, так пусть же он уменьшит свои запросы, либо увеличит» /6/.

В то же время, главной сложностью в искоренении данного обстоятельства является то, что прохожие подают таким «просящим». Кто-то подает из жалости, кто-то наивно считает, что тем самым он выполняет религиозный долг, кто-то просто желает избавиться от лишней мелочи в карманах.

Когда мы даем деньги попрошайкам, мы тем самым не только способствуем ухудшению их положения (ведь они таким образом никогда не получат повода и стимула начать работать, зарабатывать, вести нормальный образ жизни), но и обогащению их «баронов», которые зарабатывают на таких безвольных людях. Тому, что более 90% всех попрошаек входят в четкую хорошо организованную систему по зарабатыванию денег за счет вызывания чувства жалости у окружающих, – имеется достаточное количество бесспорных доказательств. При этом, в ход пускаются всевозможные способы вызвать это самое чувство сострадания – это и костыли, и инвалидные коляски, и фотографии якобы больного ребенка и справки из больницы с поддельными печатями. Если же сфера обитания попрошаек – мечеть, то непременно в обиход идут аяты из Корана (как правило, плохо заученные и с ошибками цитируемые) либо воззвания на понятном большинству прихожан языке.

Помимо всего этого, и наверное, в наши дни это наиболее важно – мы, давая им деньги, поощряем их деятельность и лишь усиливаем их присутствие около мечетей, а все это ударяет по имиджу мечетей, мусульман и в целом ислама.

Благодаря такой картине мечеть в глазах людей, мало знакомых с исламом, часто ассоциируется с большим количеством неопрятных, необразованных, плохо говорящих по-русски попрошаек. В то же время, такому явлению в исламе нет места в принципе, и все варианты подобных картин, будь то таджикские цыгане у мечети в Выползовом переулке Москвы, либо сербские женщины в богатом арабском квартале Edgware Road в Лондоне – все это исходит не от мусульман, а от тех, кто хочет на мусульманах заработать, а уж до имиджа мечетей им дела никакого нет. В одной из мусульманских стран Персидского Залива в отношении попрошаек на улицах городов даже была издана специальная директива, в которой попрошайничество рассматривалось как оскорбление для верующих и для мечети как места для поклонения.

Прежде чем отдавать деньги таким просящим, задумайтесь – о тех, кому действительно может быть нужна ваша помощь (и наилучшим поступком будет скрытая помощь тем, кто действительно в этом нуждается), и не забывайте, что подавая попрошайкам, вы не только не выполняете религиозное предписание, но и способствуете распространению греховного. Более того, именно этим своим поступком вы сводите на нет усилия многих людей и религиозных организаций по искоренению данного пагубного явления.

Вполне возможно, что есть и те 5-10%, которые действительно протягивают руку ввиду вынужденной ситуации, которые, переборов внутреннее состояние души, пришли в многолюдное место и отчаянно обращаются за помощью. Их действия, безусловно, в таком случае будут свидетельствовать, прежде всего, об их незнании своей религии (если они являются мусульманами).

1. Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: Рияд: Бейт аль-Афкяр ад-давлия, 1998, Китабуль буйю’.С. 391, Хадис № 2082.
2. О важности самообеспечения посредством трудовой деятельности говорят и многие другие известные хадисы, например: 
Передают со слов Абу Абдуллаха аз-Зубайра бин аль-'Аввама (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (да пребудет над ним Божье благословение) сказал: Поистине, любому из вас взять свои верёвки, а потом отправиться в горы, принести на спине вязанку дров и продать ее, благодаря чему Аллах убережёт от нужды, будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-то, но могут и отказать! (Аль-Бухари, хадис № 1470).
Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Как-то один из бедняков, придя к Пророку (да пребудет над ним Божье благословение), стал просить помощи. Пророк Аллаха спросил его: «Нет ли у тебя дома чего-нибудь?». Человек ответил: «Есть покрывало, половину которого мы стелим под себя, а другой половиной укрываемся, и кувшин, из которого пьем воду. Пророк велел ему: «Иди и принеси их мне». Тот пошел и принес. Пророк обратился к сахабам: «Кто из вас купит эти вещи?» Один из присутствующих сказал: «Я их куплю за один дирхам». Пророк ответил: «Кто может дать больше?» Другой мусульманин сказал: «Я дам за эти вещи два дирхама». Пророк отдал вещи второму и обратился к нищему: «На один из этих дирхамов купи домой еды, а на другой купи на рынке топор и принеси мне сюда». Когда тот все исполнил, Пророк лично насадил на топор ручку и сказал этому человеку: «Теперь иди в лес, наруби дров и продавай их на рынке. И чтобы я тебя не видел здесь в течение пятнадцати дней!». Прошло пятнадцать дней, и тот человек явился снова и сообщил, что он заработал за эти дни 15 дирхамов, часть которых потратил на покупку еды, а на другую часть купил одежду. Пророк сказал ему на это: «Просить милостыню допустимо только в трех случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть, тем, кто не может выбраться из долгов, и тем, у кого есть «кровный долг, или больной человек, который не может излечиться и мучается». (Аль-Бейхаки, хадис № 12 229).

3. К ним, в частности, относятся физическая сила и ловкость, разум и знания, земельные, природные и иные ресурсы, животные, имущественный надел, достающийся по наследству, в результате дарения или в качестве оплаты труда и др.
4. Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: Рияд: Бейт аль-Афкяр ад-давлия, 1998, С. 278.
5. Коран, 40:60.
6. Муслим. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]: Рияд: Бейт аль-Афкяр ад-давлия, 1998, Китабу Закят. С. 400, Хадис № 1041.

0 комментариев