Имам аль-Газали «Письмо к ученику» (1 и 2 часть)
Имам аль-Газали «Письмо к ученику» (1 и 2 часть)
6 лет назад 10871 www.mevlana.site/

Имам Абу Хамид ал-Газали (1058 — 1111 по христианскому летоисчислению) считается шейхом-наставником. Он был великим ученым, наделённым глубоким знанием богословия, права, преданий, Кур’ана, также он бы одним из тех, кто на протяжении веков прославился в сфере религиозного воспитания, в изучении вопросов педагогики. Ему принадлежит пальма первенства во всём, что касается практической деятельности воспитателя, поведения мусульманина, а также написания трудов на эти темы (как, впрочем, и на другие в сферах науки и познания). За его достижения его называли Худжатуль-Ислам, что означает «Довод Ислама».

Имам Газали обладал проницательным умом, прекрасной памятью. Будучи неудовлетворенным простой теологической подготовкой, он ушел из медресе «Низамия» в Багдаде и превратился в дервиша, отвергнув то, что имел в обществе, проводя время о уединении, встречаясь с суфиями и занимаясь духовной практикой. Период самоотречения длился более 10 лет. Суфизм принёс ему душевное успокоение, умиротворение разума; жажда духовности была утолена.

Рады представить вам одно из его небольших, но очень насыщенных произведений — «Письмо к ученику». О чем оно? Это станет ясно уже с первых строк и тот, кто действительно ищет Источник и Учителя обязательно прочтет его до конца, чтобы Господь изменил его жизнь, наполнив ее истиной, смыслом и светом. ,

Воздаем хвалу Аллаху, Господу миров, и просим благоприятного исхода богобоязненным. Благословение и мир Его Пророку Мухаммаду и всему его роду.

Знай, что один ученик преданно служил шейху, имаму Зайн ад-Дину, признанному авторитету Ислама. Им был Абу Хамид Мухаммад Аль-Газали (да освятит Аллах его душу). Он учился у него, пока не познал всех тонкостей наук и не украсил себя всеми душевными достоинствами. Однажды, размышляя о своем положении, он сказал себе: 

«Я изучил много видов наук, я потратил лучшие годы своей жизни на получение знаний и их сбор, а сейчас я должен узнать – какое из них будет полезно мне в завтрашнем дне и облегчит мое пребывание в могиле? А такое из них, что бесполезно для меня, – я оставлю его. Как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О Аллах! Я прибегаю к тебе от бесполезного знания». 

Эта мысль продолжала преследовать его и он написал уважаемому шейху, авторитету Ислама Мухаммад Аль-Газали (да будет милостив к нему Аллах), прося у него совета, он задал ему несколько вопросов, попросил дать ему наставление и научить дуа (молитве), сказав: 

«Несмотря на то, что сочинения шейха, такие, как «Ихйа» («Возрождение») и другие, содержат в себе ответы на мои вопросы, я хочу, чтобы шейх написал то, что мне нужно, на нескольких страницах, которые будут со мной в течение всей моей жизни, чтобы я выполнял то, что написано в них, на протяжении всего своего существования, если это будет угодно Аллаху».

И шейх написал ему в ответ это письмо, и Аллаху лучше известно об этом:

Знай, сын, дорогой и любимый, да продлит Аллах твое существование в поклонении Ему и пусть Он ведет тебя по пути Его любимых, что наставление пишется на основе Писания, и если до тебя дошло какое-то наставление из него, то зачем тебе мое наставление? Но если оно не дошло до тебя, то скажи мне: чего ты достиг за прошедшие годы?

Часть  1.

О сын, из того, чему посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) учил свою общину, его (мир ему) слова: «На то, что Аллах отрекся от раба, указывает то, что он начинает заниматься тем, что не имеет для Него значения, и поистине, человек, час жизни которого прошел не в поклонении, для которого он был создан, достоин того, чтобы вечно длилась его печаль. И тот, кто достиг сорока (лет), и благие дела которого не превзошли плохие — пусть готовится к Аду», — этого наставления достаточно для ученых.

Сын, давать наставление легко, но трудно его принимать, потому что оно кажется горьким тем, кто потакает своим желаниям, ибо сердца их любят запретное. Особенно это касается того, кто стремится к форменным знаниям и тому, что является благом для его нафса, идет путями этой земной жизни. Он считает, что знания сами по себе спасут его и избавят от Ада, и что он не нуждается в том, чтобы творить (благие) дела — это убеждение философов. Слава Великому Аллаху! Этот высокомерный не знает, что, когда он получает знания, если он не поступает в соответствии с ними, то это будет еще более убедительным доводом против него, как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Больше всех будет мучаться в день Воскресения ученый, который не воспользовался знаниями, которые дал ему Аллах».

И рассказали о Джунайде (да освятит Аллах его могилу), что после его смерти один человек увидел его во сне и спросил: «Какие новости, о Абу Ал-Касим?», он ответил: «Потерялись те фразы, исчезли те знаки, и не помогло нам ничего, кроме немногих рака´атов, которые мы совершали глубокой ночью».

Сын, остерегайся того, чтобы остаться вообще без благих дел и лишиться всякого положения, и знай, что знания сами по себе не помогут. Примером этого может служить человек, который идет по пустыне и несет на себе десять индийских мечей и другие виды оружия, этот человек очень смелый воин. Если на него нападет огромный и страшный лев, что ты думаешь? Защитит ли его это оружие, если он не будет применять его и наносить им удары? Известно, что оно защищает лишь тогда, когда машешь им и бьешь. И так же, если человек прочтет сто тысяч научных вопросов и выучит их, но не будет использовать это на практике, это не принесет ему пользы, если он не будет применять их на деле. Еще это можно сравнить с человеком, у которого высокая температура и который болен желтухой: это можно вылечить медом, подкисленным уксусом и другими лекарствами, и не будет блага, если не использовать их.

Даже если ты отмеришь две тысячи ратлей[1] вина, то не опьянеешь, пока не выпьешь их.

И если даже ты будешь получать знания в течение ста лет, изучишь тысячу книг, то не станешь готовым к милости Аллаха без совершения (благих) дел. «Ни одна душа не понесет чужого бремени (душа понесет лишь свое бремя)» (53:38). «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18:110). «В воздаяние за то, что они приобретали» (9:82). «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса. Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен» (18:107-108). «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (19:59-60).

И что ты скажешь об этом хадисе: «Ислам основан на пяти /столпах/: свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха, выстаивании молитвы, принесении закята, посте во время Рамадана и Хадже, для тех, кто может проделать этот путь».

И иман (вера) — это произношение языком, подтверждение (сказанного) сердцем и совершение дел конечностями. И доказательство дел неисчислимо, и раб достигает Рая по милости Аллаха и из-за Его щедрости, но после того, как он станет готов к этому при помощи поклонения и послушания, ибо «милость Аллаха близка к творящим добро» (7:66). И если кто-то скажет: «также ее можно достичь и просто при помощи веры», то мы ответим: да, но когда она будет достигнута» И через сколько труднопреодолимых препятствий надо будет пройти, прежде чем она будет достигнута? И первое из тех препятствий — препятствие веры: убережет ли он свою веру или нет. И если достигнет, не будет ли он тогда безуспешным и оставшимся ни с чем? Сказал Хасан Аль-Басри: «Всевышний Аллах скажет своим рабам в Судный день: «Входите, рабы Мои, в Рай, по Моей милости и разделите его между собой в соответствии со своими делами».

Сын, если ты не будешь совершать благих дел, — не получишь награду. Говорят, что один человек из племени Исраиль поклонялся Всевышнему Аллаху в течение семидесяти лет. И Всевышний Аллах пожелал представить его перед ангелами. Аллах отправил к нему посланника, чтобы известить его о том, что он, несмотря на это поклонение, не достоин того, чтобы войти в Рай, и когда он достиг его, раб сказал: «Мы были созданы для поклонения, и мы должны поклоняться». Вернувшись, ангел сказал: «Мой Бог, ты лучше меня знаешь, что он сказал». И сказал Всевышний Аллах: «Если он не отрекся от поклонения Нам, то мы, по своей Милости, не отречемся от него. Засвидетельствуйте, ангелы, что Я простил его».

И сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Требуйте отчета от себя до того, как потребуют отчета с вас. И взвешивайте свои дела сами, прежде чем они будет взвешены». И сказал Али (будет доволен им Аллах): «Кто думает, что достигнет (Рая) без приложения усилий на то, тот пустой мечтатель. А кто считает, что он достигнет (его), прилагая к этому усилия, тот более ни в чем не нуждается». И сказал Аль-Хасан (да смилостивится над ним Всевышний Аллах): «Стремление к Раю без приложения усилий для этого — один из грехов». И сказал: «Признак того, что человек идет по истинному пути — это когда человек перестает придавать значение делам, а не когда он перестает их совершать». И сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Проницателен тот, кто отдает себя в долг и трудится ради того, что после смерти, и глуп тот, кто потакает своей похоти и мечтает получить от Аллаха желаемое».

Часть 2.

Сын, сколько ночей ты не спал, заучивая, читая, лишая себя сна? Не знаю, что толкало тебя на это? Если это — стремление к земным благам, радостям земной жизни, желание достичь высокого положения в ней, похвастаться перед сверстниками и похожими на тебя, то тебя ждет беда, большая беда. Но если этим ты стремишься возродить законы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) воспитать себя, победить свой нафс, который приказывает творить зло, то тебя ждет благо, большое благо. И прав тот, кто произнес эти строки:

Если глаза не спят ради чего-то кроме Тебя, то это потеря,
И если они плачут (ради чего-то) кроме потери Тебя, то это ошибка.

Сын, живи, как хочешь, и, поистине, ты мертвец, люби, что хочешь, и, поистине, ты расстанешься с этим, и делай что хочешь, и, поистине, тебе воздастся за это.

Сын, что останется у тебя от изучения теологии, разногласий, медицины, сборников (стихов), стихосложения, звезд, рифм, синтаксиса, морфологии, кроме траты времени, в отличие от того, у кого есть Величие? Поистине, я видел в Инджиле Исы (Библии), мир ему: «С того часа, когда усопший будет уложен для поминальной молитвы, и до того, как его опустят в могилу, Аллах своим Величием спрашивает у него сорок вопросов. Первый из которых: «Раб Мой, в течение многих лет ты стремился выглядеть лучше перед людьми, но не потратил и часа на то, чтобы выглядеть лучше передо Мной. И каждый день смотрит на твое сердце и говорит: «Ты стараешься для других, будучи окруженным Моими благами. Ты глух и ничего не слышишь».

Сын, знания без деяний — сумасшествие, но деяния невозможны без знаний. Знай, что знания, которые сегодня не удерживают тебя от (совершения) плохих дел и не побуждают тебя к поклонению, завтра не отдалят тебя от огня Геенны, и если ты не будешь применять свои знания на деле сегодня и не восполнишь прошедшее, то скажешь завтра: «Верни же нас, для того, чтобы мы творили благие дела». И скажут тебе: «Глупец, ведь ты идешь оттуда».

Сын, направь все свои силы на дух, нанеси поражение нафсу, (и не забывай о том, что) тело смертно, потому что ты, в конце концов, попадешь в могилу, и обитатели могил все время ждут тебя: когда же ты прибудешь к ним? Остерегайся того, чтобы прибыть к ним без запаса. Правдивейший Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Эти тела — клетка птиц или сосуд для животных, так подумай, к какому из этих двух видов ты относишься? И если ты из птиц, парящих высоко в небе, то, услышав призыв: «Вернись к своему Господу», ты взлетишь ввысь, пока не достигнешь наивысших ступеней Райских кущ, как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Сотрясся Престол Милостивого от смерти Са´д ибн Му´аза[2]». И да защитит нас Аллах от того, чтобы быть из числа животных, как сказал Всевышний Аллах: «Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими» (7:179). И не думай, что невозможно твое перемещение из угла дома в пропасть Геенны. Рассказывают, что Хасану Ал-Басри (да смилостивится над ним Аллах) дали глоток холодной воды, он взял стакан, но вдруг потерял сознание и уронил его, а когда он очнулся, его спросили: «Что с тобой, Абу Cа´ид?», он ответил: «Я вспомнил желание обитателей Ада, когда они говорят обитателям Рая: «Пролейте на нас воду или то, чем вас наделил Аллах» (166:50).

Сын, если бы только самих по себе знаний было достаточно для тебя и ты бы не нуждался в совершении благих дел помимо этого, тогда обращение: «Есть ли просящий? Есть ли молящий о прощении? Есть ли раскаивающийся?[3]» , — было бы напрасным и бесполезным. Рассказывают, что кто-то из сподвижников (да будет доволен ими Аллах) упомянул в присутствии посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Абдулла ибн Умара, и он сказал: «Он был бы лучшим из людей, если бы совершал ночную молитву». И сказал он (мир ему) одному из своих сподвижников: «Ты не должен много спать по ночам, потому что большое количество сна ночью — причина того, что человек в Судный день остается ни с чем».

Сын, «бодрствуй часть ночи, читая намаз во время дополнительных намазов» (17:70) — приказ, «а перед рассветом они молили о прощении» (51:18) — благодарность, «и просят прощения перед рассветом» (3:17) — зикр. Он (мир ему) сказал: «Три звука приятны Всевышнему Аллаху: крик петуха, голос того, кто читает Коран, и голос молящих о прощении перед рассветом». Сказал Суфийан Ас-Саури (да пребудет над ним милость Аллаха): «Аллах (Всемогущий Он и Великий) создал ветер, который дует перед рассветом, собирая зикр и истигфар, и относит их к Могущественному Господу».

И сказал также: «В начале ночи обращается зовущий из-под Престола: «Пусть поднимутся поклоняющиеся». Они просыпаются и молятся столько, сколько угодно Аллаху. Потом он призывает в середине ночи: «Пусть поднимутся набожные». Они просыпаются и молятся до рассвета. И когда приближается конец ночи, он обращается: «Пусть поднимутся молящие о прощении». Они просыпаются и молят о прощении. А когда начинается рассвет, зовущий обращается: «Пусть поднимутся беспечные».

Они встают с постели, как мертвые, которых собрали из их могил»...

_____________________________________________________________________________

[1]Ратль — мера веса, равная 449, 28 г. 
[2] Са´д ибн Му´аза — один из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
[3] Ссылка на известный хадис

 

0 комментариев