Имам аль-Газали «Письмо к ученику» (3 и 4 часть)
Имам аль-Газали «Письмо к ученику» (3 и 4 часть)
5 лет назад 6812 www.mevlana.site/

Часть 3.

Сын, говорят, что Лукман Мудрый в своих заветах сказал: «Сын мой, пусть не будет петух разумнее тебя! Он кричит перед окончанием ночи, а ты в это время спишь!«. И как хорошо сказал тот, кто произнес это стихотворение: 

Уж стала ворковать в ночи голубка

На ветви глубокой ночью, а я тогда спал.

        Солгал, клянусь Каабой: если бы я любил,

То не опередили бы меня голуби в плаче.

        Я считаю себя безумно влюбленным, пылающим страстью

        К своему Господу, но не плачу, в то время, когда плачут звери.

Сын, истинное знание — это когда ты знаешь, что такое послушание и поклонение.

Знай, что послушание и поклонение — следование шариату в том, что он приказывает, и в том, что он запрещает, словами и делом. Это значит, что все, что ты говоришь, делаешь и не делаешь, должно следовать шариату, например, если ты держишь пост в день ´Ида или в дни ташрика[1] то этим ты преступаешь закон, или если ты совершаешь молитву в отобранном у другого платье, пусть внешне это и поклонение, но ты будешь наказан.

Сын, твои слова и действия должны соответствовать шариату, потому что знания и деяния без следования шариату — заблуждение, и ты не должен прельщаться моментом потери сознания и собраниями суфиев. Потому следование по этому пути требует джихада и борьбы с плотскими желаниями, надо убить желания нафса мечом воспитания, а не пустяками и вздором.

И знай, что не придержанный язык и закрытое сердце, полное небрежности и подчиненное желанию, — признак несчастья, и если ты не уничтожишь свой нафс истинным джихадом, то сердце твое не оживят лучи знания.

Знай, что на некоторые из твоих вопросов нельзя ответить ни в письме, ни словами. Если ты достигнешь того состояния, поймешь, что это такое, а если нет, то не узнаешь, потому что это можно познать, лишь испытав, и все это невозможно описать словами, как сладость сладкого, горечь горького, это можно узнать, лишь попробовав. Рассказывают, что один бессильный написал своему другу и спросил: «Опиши мне удовольствие, испытываемое при совокуплении, какое оно?», и он написал ему в ответ: «Я считал, что ты просто бессильный, но сейчас я понял, что ты к тому же еще и глупец. Потому что это удовольствие, которое можно узнать, лишь испытав, если тебе доведется его испытать, ты поймешь, что это такое, а если нет, то его невозможно описать ни словами, ни письмом».

Сын, некоторые твои вопросы похожи на это, а некоторые, на которые можно ответить, мы уже упомянули в «Возрождении наук» и других трудах, сейчас мы укажем на часть из них, итак:

Идущему (по пути Аллаха) нужны четыре вещи:

Первое: правильное вероубеждение, без каких бы то ни было нововведений.

Второе: искреннее раскаяние, после которого нет возврата к совершенным ошибкам.

Третье: ублажение недругов, чтобы ты ничего никому не был должен.

Четвертое: получение знаний о шариате в той мере, которая позволяет исполнять приказы Всевышнего Аллаха, потом других знаний, которые ведут к спасению. 

Рассказывают, что Аш-Шабали (да смилостивится над ним Аллах) служил четыремстам учителям и сказал: «Я прочел четыре тысячи хадисов, потом выбрал из них один, которому следовал, оставив все остальное, потому что я изучил его и нашел, что мое спасение и избавление в нем, он содержит в себе знания первых и последних, я ограничился им. Это то, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному из своих сподвижников: «Старайся для своей земной жизни по мере твоего пребывания в ней и старайся для своей загробной жизни по мере твоего пребывания в ней, старайся для Аллаха по мере своей нужды в Нем и старайся для (спасения от) Ада настолько, насколько ты в состоянии терпеть его».

Сын, если ты знаешь этот хадис, то не нуждаешься в большом количестве знаний.

 Часть 4.

И внимательно послушай другие истории, например то, что Хатим Ал-Асамм был другом Аш-Шакик Ал-Балаххий (да снизойдет на них обоих милость Всевышнего Аллаха) и однажды он обратился к нему с вопросом: «Ты следовал за мной в течение тридцати лет. Чего ты достиг за это время?«. Он ответил: «Я постиг восемь полезных вещей, знания которых мне достаточно, потому что я надеюсь, что мое избавление и спасение в них. И Шакик спросил его: «Что это?». Хатим Ал-Асамм сказал:

Первое: я изучил создания и увидел, что все они имеют возлюбленных, которых любят и в которых влюблены, некоторые из этих любимых сопровождают человека до смерти, некоторые — до края могилы, потом все возвращаются и оставляют его в одиночестве, и никто из них не входит с ним в могилу. Я размышлял об этом и сказал себе: самый лучший возлюбленный человека — тот, который входит с ним в его могилу и скрашивает его одиночество там. Я не нашел ничего (соответствующего), кроме праведных дел, и взял их себе в качестве возлюбленных, чтобы они были моим светильником в могиле, скрашивали мое пребывание там и не оставляли меня в одиночестве.

Второе: я увидел, что люди потакают своим желаниям и стремятся к тому, что желает их нафс, я внимательно изучил слова Всевышнего: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (79:40-41), и убедился в том, что Коран — истинная правда, я начал бороться со своим нафсом, не давая ему желаемое, пока он не склонился к послушанию Всевышнему Аллаху (хвала Ему) и не последовал за Ним.

Третье: я увидел, что каждый человек стремится собрать как можно больше преходящих благ земной жизни, потом сжимает их в своей руке, и я изучил слова Всевышнего: «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда» (16:96). Я потратил то, что имел, во имя Аллаха и раздал его беднякам, чтобы это помогло мне, когда я предстану перед Всевышним Аллахом.

Четвертое: я увидел, что некоторые люди считают, что их достоинство и благородство зависит от их племени и рода, и очень гордятся этим. Другие думают, что оно заключено в большом количестве имущества и детей, и гордятся этим. Некоторые считают, что благородство и достоинство в том, чтобы отбирать у людей имущество, поступать с ними несправедливо и проливать их кровь. Какая-то группа считает, что оно заключается в том, чтобы расходовать имущество, тратить и пускать его на ветер. И я внимательно изучил слова Всевышнего: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (49:13) и избрал богобоязненность и уверовал в то, что Коран — истинная правда, а все, что они думают, и предполагают, и считают, — ложь и неправда.

Пятое: я увидел, что люди порочат друг друга и злословят друг о друге, и понял, что это идет от зависти богатству, положению, знанию, и я внимательно изучил слова Всевышнего: «Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни» (43:32), и узнал, что Всевышний Аллах распределил все еще в вечности /до сотворения душ/, я не завидовал никому, будучи довольным распределением Всевышнего Аллаха.

Шестое: я увидел, что люди соперничают и борются друг с другом ради какой-то вещи или по какой-то причине, и я внимательно изучил слова Всевышнего: «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь к нему как к врагу» (35:6), и понял, что нельзя враждовать ни с кем, кроме дьявола.

Седьмое: я увидел, что каждый, прилагая к тому все свои усилия и силы, стремится к получению пропитания и средств к существованию, так, что в какой-то момент оказывается в сомнительном (шубха) или запретном (харам), позорит себя, унижает свое достоинство, и я внимательно изучил слова Всевышнего: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечил бы пропитанием» (11:6), и мне стало ясно, что Аллах обеспечивает меня пропитанием, и Он взял на себя ответственность за это, и я стал поклоняться Ему и перестал надеяться на кого-либо, кроме Него, и желать чего-то другого.

Восьмая польза: я увидел, что все люди опираются на что-то сотворенное: некоторые на динар и дирхем, некоторые на богатство и имущество, кто-то — на занятие и ремесло, а кто-то — на такое же, как он сам, создание. Я внимательно изучил слова Всевышнего: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (65:3), и я стал уповать на Аллаха, мне достаточно Его и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!

И сказал Шакик: «Да поможет тебе Аллах, поистине, я изучил Тору, Библию, Псалтырь и Коран: все эти четыре книги основываются на этих восьми пользах. И тот, кто поступает согласно им, следует всем этим четырем книгам».


[1] Три дня, следующие за праздником жертвоприношения

0 комментариев