На протяжении нашей жизни мы всегда должны уделять особое внимание изучению жизни нашего Пророка ﷻ. Изучая жизнь Любимца Аллаха ﷻ, мы сталкиваемся и с жизнью его семьи, кого мы должны любить и изучать. Мы всегда наблюдаем, как каждый здравомыслящий человек в течение всей своей жизни дорожит своей семьёй, ставит выше всех интересы своих детей, ценит то, что ценят его родители, с особой любовью относится к своей жене...
Это и есть обычная норма человечности в жизни каждого, к чему мы всегда относимся как к обычной всеобщей традиции. Поразмыслив над всем этим, подумаем: насколько сам Пророк Аллаха ﷻ – милость для всех миров, ради которого и из света которого был создан этот мир и всё, что в нём находится, – любил свою семью? Хотя нам, казалось бы, этого не понять, но очень важно запомнить один хадис Пророка ﷻ: «Не будет полноценной вера того, кто не полюбит меня и мою семью больше себя, своей семьи, этого мира и всего того, что в нём находится». В этом хадисе есть наставление каждому верующему, насколько серьёзным должно быть его отношение не только к самому Пророку ﷻ, но и к его семье.
Поэтому хочется быть близким к этой благословенной семье, причём не только словами, но и чем-то ещё, то есть изучать жизнь каждого из семьи Пророка ﷻ и рассказывать о том, что удалось узнать. Для этого попросим помощи у Всевышнего Аллаха и начнём с Фатимы – любимой дочери Пророка ﷻ, от которой и остался в этом мире весь свет потомства Любимца Аллаха ﷻ. Фатима является шестым и последним ребёнком нашего Пророка ﷻ и Хадиджи. Пророк ﷻ любил своих детей безграничной любовью, но всё же к Фатиме у него была особая привязанность. Любовь Пророка ﷻ к своим дочерям была устремлена на то, чтобы привить им высшие духовные ценности. Вспомним, что в те времена мекканцы вообще не считали дочерей частью общества. Их значение было настолько ничтожным, что новорождённых девочек нередко сразу же закапывали заживо или убивали другим способом.
При такой традиции и многовековой жестокости по отношению к дочерям покровительственное отношение Пророка ﷻ к своим дочерям, любовь и ласковая снисходительность к ним подчёркивает его исключительные человечность и милосердие. Таким образом, в период жизни Пророка ﷻ после ниспослания Ислама в виде Корана женщину начали считать полноценным человеком наравне с мужчиной.
До Ислама мужчина мог иметь столько жён, сколько ему захотелось, и разводиться десятки и десятки раз. И всё это – нечеловеческое отношение к женщине, жестокое ущемление её прав, лишение её какой-либо части наследства – все эти виды невежественного отношения к ней были перечёркнуты появлением на этот свет посланничества нашего Пророка ﷻ.
И Фатима, дочь Пророка ﷻ, появившаяся на этот свет в годы царствования неравенства, была необыкновенным символом того, настолько может быть женщина сильной личностью и настолько она может быть полезной своим родным, семье и обществу. Итак, начнём с того, кем на самом деле являлась мать Фатимы, Хадиджа. Она была первой женой нашего Пророка ﷻ и матерью шестерых детей Любимца Аллаха ﷻ.
Род Хадиджи и Пророка ﷻ пересекается на предке по имени Кусай. Таким образом, Фатима принадлежала к самому знатному роду из самого известного хиджазского племени Курайш. Хадиджа считалась пред водительницей женщин курайшитов, она была очень богатой, состоятельной. Вместе с тем она была очень умна и красива. К ней сваталось много знатных мужчин из курайшитов, но Хадиджа всем отказывала, своё замужество она хотела видеть наиболее счастливым и удачным. К её великому счастью, она прожила бесподобную и счастливую жизнь с самым дорогим творением Всевышнего Аллаха, что стало причиной появления на свет лучшей жемчужины из самых ярких жемчужин на этой Земле – Фатимы. Есть разногласия насчёт точной даты рождения Фатимы.
По некоторым источникам, Фатима родилась в тот год, когда Мухаммаду ﷻ открылась его пророческая миссия, а согласно другим данным – за пять лет до или после ниспослания пророчества. Исходя из этого, многие учёные считают 609-й год годом рождения Фатимы, а дата рождения её является точной – это 20-е число месяца Джумад уль-Ахир, то есть шестой месяц по лунному календарю.
До рождения Фатимы Благословенный и Хадиджа жили в доме Абу Талиба, дяди Мухаммада ﷻ. Так как наш Пророк ﷻ был круглым сиротой, его попечителем, заменившим ему родителей, стал его дядя Абу Талиб, и после женитьбы Пророк м жил в его доме. У Абу Талиба была большая семья, и жили они очень бедно, из-за чего попечителями его сына Али (в будущем муж Фатимы) вскоре стали Мухаммад ﷻ и Хадиджа.
Хадидже, росшей в богатом доме отца, было очень трудно из-за бедности, но она ко всему относилась с терпением и оставалась благодарной Аллаху ﷻ за то, что имела. И вот до рождения Фатимы семья Пророка ﷻ переселилась в свой собственный дом, который принадлежал Хадидже. По традиции, Хадиджа после замужества переехала в дом к Мухаммаду ﷻ, оставив свой, и с пополнением семьи стало тесновато жить всем вместе, в одном доме с дядей и его семьёй, поэтому молодым пришлось переехать.
В этом доме и родилась Фатима – благоухание розы. Проходил шестой месяц лунного календаря 609 года, и вскоре Хадиджа должна была родить шестого ребёнка нашему любимому Пророку ﷻ. В это время из-за беременности она очень отяжелела, поэтому не делала по дому никакой трудной работы. По мере возможности ей помогал и благословенный муж, и служанки, и освобождённый раб Зайд, и Али (сын Абу Талиба).
Но всё же в тот период наш Пророк ﷻ проводил свои дни в основном в уединении в пещере Хира. Он временами возвращался домой, брал с собой чуть-чуть еды и опять шёл в пещеру. Так как было летнее время, в жарком Хиджазе наступили особенно знойные дни. Днём невозможно было выйти из тени, в домах стояли невыносимые духота и жара. В один из таких дней Хадиджа поняла, что пора рожать.
По некоторым источникам, во время родов Хадиджу оставили служанки, и рожать ей пришлось без посторонней помощи. Но всё же она успела отправить за Мухаммадом ﷻ Зайда и Али. Тот прибыл как раз по завершении родов и увидел счастливое, сияющее лицо жены, а рядом – ребёнка: девочку с ослепительно ярким и светлым лицом. Пророк ﷻ воздал хвалу Аллаху ﷻ и сам дал имя девочке. Наш Любимец ﷻ назвал новорождённую Фатимой, что дословно означает «прекращающая» (кормить грудью). Этим именем называли мать, чей ребёнок уже вырос из грудного возраста. Но это является просто значением слова, и Пророк ﷻ объяснил своё намерение. Он ﷻ сказал: «Я дал дочери имя Фатима, чтобы Аллах ﷻ уберёг от Ада тех, кто станет любить её».
Подобно бутону нежной розы, источающему вокруг дивный аромат, росла маленькая Фатима. Она была особенным ребёнком. Её особенность была не только в луноподобном лике, который озарял сиянием всю округу, но и в том, что она была дочерью самой благородной, великодушной, понимающей, скромной и милосердной женщины Хадижат уль-Кубра, подобной которой найти было невозможно в тогдашние времена в мекканском обществе. А отец Фатимы был любимцем Творца всего сущего, был Посланником и Пророком Аллаха ﷺ. Он – Мухаммад ﷺ – был образцом совершенства для людей, милостью и спасением для миров, и он был отцом Фатимы, от которой только и остался на земле весь благодатный свет его потомства.
Фатима رضي الله عنها была счастливейшим ребёнком на земле, потому что ей посчастливилось быть дочерью тех людей, которых выбрал из всех Своих творений Сам Всевышний Аллах. Разве не является наивысшим обладанием счастья быть дочерью благородного Пророка ﷺ, расти под его покровительством и назиданием? Плюс ко всему этому из многих хадисов становится ясным, что Фатима رضي الله عنها была самым любимым ребёнком и самой дорогой дочерью Любимца Аллаха ﷺ.
Пророк ﷺ качал Фатиму на руках, водил её на улицу, успокаивал её и согревал самой нежной и заботливой, отцовской любовью. В чёрных, как спелые виноградинки, сияющих, как звёздочки на ночном небе, глазах Фатимы с её самых малых лет он видел богатый духовный мир и знал, какой твёрдый характер будет у этой девочки.
Хадиджа тоже не могла нарадоваться, глядя на свою дочь, подобную луне на небе в ясную звёздную ночь, всячески оберегала её от сглаза и лелеяла особой лаской, даримой родителями самым младшим в семье. Других своих детей Хадиджа по традиции отдавала в другие семьи – кормилицам из числа кочевых арабов, чтобы дети выросли стойкими и устойчивыми к болезням, распространённым среди оседлых арабов, а также для того, чтобы дети знали чистый арабский язык, который в те времена был сохранён без всяких изменений именно среди степных, кочевых арабов.
Но Фатима в данном случае среди детей Хадиджи стала исключением, и её с рождения воспитывала и кормила сама Хадиджа. Время текло как вода. Прекрасному цветку в семье Пророка ﷺ, Фатиме, незаметно исполнилось пять лет. В тот период враги устраивали лютые козни Пророку ﷺ и его последователям.
Не проходило и дня, чтобы мусульмане не попадали в лапы к преследователям со стороны курайшитов. Не принявшие от Пророка ﷺ истинную веру Аллаха ﷻ, курайшиты издевались над теми, кто принял Ислам, оскорбляли их всячески, подвергали различным унижениям. На этой почве на долю Пророка ﷺ и его семьи пришлись очень тяжёлые испытания.
Фатима رضي الله عنها, подобно взрослым, переживала всё это вместе с домочадцами, присутствовала при разговорах родителей и по-детски всегда поддерживала их во всём. Она не понаслышке знала, что пережил великий асхаб её отца Билял ибн Раббах رضي الله عنه, сохраняя свою религию и преданность Посланнику Аллаха ﷺ. Однажды маленькая Фатима رضي الله عنها увидела собственными глазами ужасную сцену: неверные поймали на улице новообращённую рабыню и стали требовать у неё отказаться от истинной религии.
Враги Аллаха ﷻ истязали эту женщину, призывая опровергнуть религию Мухаммада ﷺ, но она стойко отвечала им, что даже если они убьют её, то она останется при своей религии. Маленькая Фатима رضي الله عنها не могла поверить в то, что люди способны на такое зло. Содрогаясь от ужаса, она прибежала к матери и рассказала ей о том, свидетельницей чего она стала.
В ответ Хадиджа молчала. Эта великая женщина, чьё остроумие и находчивость были примером для остальных, не могла найти слов, чтобы объяснить ребёнку данную ситуацию, которая случалась со многими последователями её мужа. Хадиджа не могла найти нужных слов, способных успокоить душу девочки. Смягчить влияние от увиденного на её неокрепшую детскую психику было непросто.
Хадиджа опустилась на колени перед насмерть перепуганной дочерью, прижала её к груди и, гладя по голове, ласково постаралась убедить её забыть о происшедшем. Фатима мало понимала из того, что мать говорила ей, и только ещё крепче прижималась к её груди, слушая её ласковый, убаюкивающий голос. Фатима росла необыкновенно красивой девочкой и во всём была очень похожа на самого Пророка ﷺ.
У неё было настолько светлое и красивое лицо, что её называли ещё и Захрой, что дословно в переводе с арабского означает «цветок», а по-другому имеет значение «светлолицая». Позже Айша, жена Пророка ﷺ, говорила о своей падчерице: у Фатимы настолько светлое лицо, что по ночам она освещает всё вокруг подобно факелу, горящему для света.
Ещё Фатиму называли Батул, значение этого имени является очень интересным. Вопервых, оно обозначает «тот, кто держится вдалеке от мирских соблазнов и желаний и живёт только согласно велениям Аллаха ﷻ». Во-вторых, слово «Батул» имеет значение «несравненная, единственная в своём роде». Один за другими шли годы, но проделки врагов Ислама в Мекке становились всё более жестокими и непереносимыми по отношению к мусульманам. Фатима, Али (сын Абу Талиба رضي الله عنه) и Зайд رضي الله عنه (освобождённый раб) нередко слушали разговоры Хадиджи и Пророка ﷺ и понимали происходившее вокруг.
Пророк ﷺ и его жена не хотели травмировать детей, но вместе с тем не желали оставлять их в неведении о происходящем, поэтому доступным языком объясняли им некоторые события, происходившие в те времена. Фатима видела, как родители идут по сложному пути распространения религии рука об руку, как они являются примером стойкости и безграничной смелости, как поддерживают друг друга абсолютно во всём.
Девочка воспринимала всё происходящее с недетской выдержкой. Хоть она была ещё ребенком, но относилась ко всему этому совсем по-взрослому. Порой Фатима, видя, как мать переживает за мусульман, как переносит вместе со всеми горести от заблудших, спрашивала у неё, шевеля, словно роза, красными губами-лепестками: «Мама, когда же наступит конец всем этим несчастьям?»
Хадиджа отвечала с полной уверенностью в своих словах, чтобы успокоить трепетное сердечко этого маленького счастья, хотя она и знала, что конец наступит не так уж и быстро: «Иншааллах, доченька, совсем скоро». И отец Фатимы, любимец Аллаха ﷺ и наш Любимец ﷺ, тоже нередко получал от дочери те же вопросы, на которые и он отвечал примерно так же, как и Хадиджа. Фатима, совсем ещё маленький ребёнок, но обладающая удивительно широкой душой, безгранично сочувствовала всем мусульманам.
С некоторых пор она видела, как люди по одному или группами приходят к её отцу, и он говорит с ними об Исламе. И её детское сердце с чутким умом тогда ещё понимали, что на её отца возложена великая миссия по распространению религии. Она была свидетельницей долгих разговоров родителей и близких в семье на тему спасения человечества религией Ислам. И совсем как взрослая, Фатима стала частью священной борьбы за истинную религию.
(Продолжение следует.)
Источник: as-salam.ru