СПОР С БЕЗБОЖНИКОМ: "ИДОЛОПОКЛОННИЧЕСТВО ЛИ ОБРЯДЫ ХАДЖА?"
СПОР С БЕЗБОЖНИКОМ:  "ИДОЛОПОКЛОННИЧЕСТВО ЛИ ОБРЯДЫ ХАДЖА?"
3 года назад 5860
Доктор Мустафа Махмуд, философ, писатель

Мой друг, потирая руки, ехидно улыбаясь, скаля зубы, сверкая глазами, как боксер перед решительным ударом, сказал мне:

- Не правда ли, что обряды хаджа - явное идолопоклонничество. Это каменное строение, которого вы называете Кааба, прикасание к нему, кружение вокруг него, кидание камней, хождение между горами Сафа и Марва, целование черного камня, история семи кругов, семи камней, семи хождений - это же элементы обряда поклонения магической цифре "семь", отголоски древних суеверий, дошедшие до наших дней. И одежда ваша, надеваемая на голое тело. Извини, если задеты твои религиозные чувства, в науке нет места обидам, - наблюдая за мной, он стал медленно пускать дым. 

Я сказал: 

- А разве не правда, что в материалистической теории, которую ты изучал, говорится, что маленькие существа кружатся вокруг больших? Электрон кружится вокруг ядра, луна вокруг солнца, солнце вокруг галактики, галактика вокруг еще большей галактики, пока не дойдет до абсолютно большого, - а это есть Аллах! 

Разве мы не говорим "Аллаху акбар!" - что значит в переводе с арабского "Аллах велик!" - то есть Он больше всякой вещи. Следовательно, согласно законам науки, все вещи должны кружиться вокруг Него и ты в силу этого закона помимо своей воли кружишься вокруг Него, так как ты находишься на планете солнечной системы. И ты не можешь не кружиться, ибо это от тебя не зависит. Во всей вселенной нет ничего неподвижного, кроме Аллаха, Он Вечный, Неподвижный, а все остальное кружится вокруг Него. Это подтверждают все большие и малые законы физики, которые ты изучал.

Но мы совершаем обходы вокруг "Дома Аллаха" по своему желанию. Это первый дом, которого человек избрал для поклонения Аллаху, и с тех пор он стал символом и "Домом Аллаха".

Разве вы не ходите вокруг человека, покоящегося в Мавзолее Кремля? Вы возвеличили его и утверждаете, что он принес свет человечеству. Если бы знали, где могила Шекспира, то вы поспешили бы к нему так же быстро, как мы спешим на могилу нашего пророка, мир и благоденствие ему. 

Разве вы не ставите букеты цветов на каменные изваяния и памятники, считая, что это символизирует неизвестного солдата? 

Почему же вы упрекаете нас в том, что мы бросаем камни за их символическое значение, совершаем обходы вокруг Каабы и хождения между двумя холмами Сафа и Марва. 

Разве мы не живем заботами с самого рождения и до самой смерти. После нашей смерти наши дети начнут все по новой и это есть цикл символического путешествия от Сафа, которое означает спокойствие или завершение - небытие, до Марва, означающее жизнь и бытие. От небытия к бытию, потом от бытия к небытию. Это маятниковое движение всего созданного. 

Не считаешь ли ты, что в обрядах хаджа содержится глубокое, символическое и лаконичное изложение всех этих тайн? 

А число "семь", над которым ты смеешься? Ответь, пожалуйста, какая тайна в семи музыкальных нотах (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), после седьмой ноты "си" они снова повторяются. Также и семь ступеней цветового спектра. Также электроны вокруг ядра имеют семь кругов. Зародыш в матке достигает полного развития: только через семь месяцев, если родится раньше, он не выживет. И дни недели - на всем земном шаре, во всех уголках земли их семь, без какой-либо договоренности и согласия. Не говорит ли это нам о чем-нибудь? Или это чистая случайность? 

Разве ты не целуешь письма от любимой? А разве это не идолопоклонничество? Так зачем нас упрекаешь в том, что мы целуем черный камень, которого нес наш пророк, мир и благоденствие ему, на своей одежде и целовал его? Нет в этом ничего идолопоклоннического. Мы не обращаемся в своих обрядах именно к - камню. В обряде хадж заключен глубочайший смысл - это символизирует поклонение высокой, священной памяти. 

Поистине, в обрядах хаджа есть соответствующее приспособление для расширения умственного кругозора, оживление чувств и возрождения в сердце богобоязненности. Но одежда хаджа из двух кусков простой материи, надеваемая на голое тело, это символ отрешенности от мирских утех, которая напоминает каждому смертному, что перед Богом все равны: пришел в этот мир в пеленках и покинешь его завернутым в саван. Разве у вас нет одежды, предназначенной для приема гостей, важных господ? Мы говорим, что нет ничего соответствующего величию Аллаха, кроме беспристрастности, отказа от украшений, потому что он величавее всех господ, в Его присутствии не должно быть ничего, кроме смиренности, покорности. И тот факт, что эту грубую одежду одевает и богатый и бедный, магараджа и бедуин, бедняк и миллионер - означает, что каждый перед Аллахом равен, никаких привилегий ни у кого нет - ни из-за богатства, ни из-за бедности, ни из-за степени общественного положения. 

Хадж - это великий слет мусульман со всего света, ежегодная конференция. И молитва по пятницам напоминает хадж, только она меньше размером. 

Все это имеет символический смысл для думающего, мыслящего человека и не имеет ничего общего с идолопоклонничеством.
И если бы ты побывал со мной на горе Арафат во время паломничества среди миллионов верующих, самозабвенно повторяющих "Аллаху акбар", что значит "Аллах велик", с упоением читающих Коран, взывающих к Аллаху, плачущих, трепещущих, тающих от любви к Аллаху, потрясенных, молящихся в экстазе, то поистине ты разрыдался бы вместе с ними, сам того, не замечая влился бы в это миллионное общество и ощутил бы эту неземную покорность перед Аллахом, Господином господ, у которого ключи от всего. (Продолжение следует...).

Из книги "Спор с безбожником".
Перевод с арабского: Батукаев Шамсуддин Халидович.
г. Кентау (Ю.Казахстанская обл.).

0 комментариев