Тайна исламской геометрии (беседа с художником)
Тайна исламской геометрии (беседа с художником)
7 лет назад 3598 islam.ru/

Наверняка каждый из нас любовался тонкой работой мастеров, разглядывая узоры на стенах мечетей. Исламский канонический запрет на изображение живых существ дал толчок развитию таких направлений, как архитектура, каллиграфия и орнамент. Эти виды искусства отказались от формы предмета, сосредоточившись на его сути, его предназначении. Об одном из них, о геометрическом орнаменте, мы поговорили с художником из Санкт-Петербурга Радженом Асто. Вот уже десять лет он изучает искусство исламской геометрии и творит в этом направлении. 

– Добрый день, Раджен. Расскажите историю возникновения этого вида искусства.

– Как и в математике, в области геометрического орнамента исламская цивилизация наследовала античной традиции. Самые ранние образцы исламского геометрического украшения не отличались от современных им византийских, римских или персидских образцов. Пример тому – решётки на окнах Большой мечети Омейядов в Дамаске, датированные восьмым веком.

В последующие три столетия исламское геометрическое искусство стремительно развивалось. Чаще всего этими узорами украшали архитектурные строения и рукописи. К одиннадцатому веку исламский орнамент уже навсегда отделился от античных корней, перерос свою декоративную природу и стал самодостаточным искусством. В этом уникальность и отличие исламской геометрии от орнаментальных традиций других культур и эпох.

На мой взгляд, это система, в которой есть всё для того, чтобы создавать полноценные произведения искусства. В разные эпохи в состав исламской геометрии входили, помимо орнамента, геометризованная эпиграфика и трёхмерные своды мукарнас. Это те самые углубления, которые мы видим на сводах некоторых мечетей.

– Подобное я не раз видела в михрабе, в той нише на стене мечети, где имам читает намаз и которая указывает направление на Мекку.

– За последующие столетия древо этой традиции разрослось на самобытные ответвления, не похожие друг на друга. Я думаю, даже неопытный наблюдатель заметит отличие Персидского орнамента «гирих» и Магрибско-Андалузской плитки «зеллидж». Со временем каждая из ветвей разделилась на множество внутренних стилей и школ.

– Насколько я понимаю, местные художественные традиции объединялись с классическими образцами исламского искусства, в итоге чего и появилось всё разнообразие его форм. Есть ли в исламской геометрии скрытые послания, утверждения, назидания или же это просто декор?

– О семантике исламского искусства написаны тонны книг, это тема отдельного разговора. Что касается геометрического орнамента, у нас нет оснований считать, что он был насыщен каким-то особым символическим содержанием. Некоторые современные исследователи сходятся во мнении, что для средневекового исламского искусства «красота» была самодостаточной категорией. Она не требовала оправдания через другие категории, такие как добро, праведность, совершенство, гармония. Мне близко это мнение. К тому же для исламского искусства в принципе не характерно видеть символы в физических объектах, наделять их чем-то. В этом проявилось не только сознательное стремление избежать греха многобожия, но и особенности менталитета средневековой исламской цивилизации.

Однако независимо от того, наделяем мы объект искусства символическим содержанием или нет, он несёт некое послание, которое может быть получено не на уровне рационального ума. Воздействие искусства на энергетическом и информационном уровне активно обсуждалось средневековыми учёными на Востоке. Исследования воздействия различных музыкальных ладов и ритмов на эмоции человека составляют существенную часть средневековых восточных трактатов о музыке. До нас не дошли подобные рассуждения о воздействии геометрических модусов, но для меня это воздействие очевидно. У меня есть много наблюдений на эту тему, и, возможно, однажды я обобщу и поделюсь ими.

– Как удавалось строить такие сложные композиции и с удивительной точностью переносить их на стены, потолки мечетей? Какими расчётами и приборами пользовались старые мастера? Можно ли говорить о высоком уровне развития математики и геометрии в тех странах, где развивался этот вид искусства?

– Трудно переоценить роль исламской цивилизации в сохранении античного математического наследия. Европейские учёные Нового времени познакомились с античными трактатами именно через арабские переводы, благодаря им греческая наука не была навсегда утрачена. Ведь известно, что в Средние века на Западе античные «языческие» сочинения уничтожались.

В основе исламской геометрии лежат природные закономерности двухмерного пространства. Открытие этих законов скрыто во тьме веков. Ещё античные геометры стремились свести к минимуму набор геометрических инструментов. Опытным путём они пришли к выводу, что для сложных геометрических операций, например для построения правильных многоугольников, разделения окружностей, углов и прямых на равные части, необходимо лишь два инструмента: циркуль и линейка. Причём линейка используется не для измерений, а только как инструмент для рисования прямых. Используя только циркуль и линейку, греки открыли множество хитроумных решений и методов.

Исламские геометры унаследовали эти методы и впоследствии значительно обогатили их. До нас дошли трактаты средневековых исламских учёных. Среди них – работа персидского учёного одиннадцатого века Абу-ль-Уафа Аль-Бузджани «Что необходимо ремесленнику из геометрических построений». Автор описывает построения различных фигур при помощи циркуля с постоянным раствором.

Сегодня сложно сказать, что было первично: научные открытия или художественная практика. Я думаю, что порой открытия в геометрии стимулировали усложнение художественных форм, а иногда, наоборот, математические трактаты появлялись в попытке обобщить уже существующий архитекторский и ремесленный опыт.

– Продолжает ли исламский геометрический узор развиваться? Есть ли современные выдающиеся мастера и школы? Если да, то в каких странах они находятся?

– В восемнадцатом-девятнадцатом веках этот вид искусства был практически забыт даже в исламских странах. Причин тому много, основная – влияние западной культуры. Старые традиционные формы архитектуры (которые и служили основными носителями исламского орнамента) уступали место универсальным западным формам, более подходившим новому образу жизни и требованиям быта. В отличие от других областей исламского искусства, современная исламская геометрия утратила преемственную связь с мастерами прошлого. Этого не произошло, например, в каллиграфии.

 Среди всех областей исламского искусства исламская геометрия сегодня изучена меньше всего. Это касается даже тех стран, в которых в двадцатом веке были предприняты значительные усилия по возрождению традиционных форм архитектуры и ремесла, таких как Иран или Марокко. Теоретические и практические успехи в этой области связаны с работой отдельных увлечённых личностей, раскиданных по всему миру: исследователей, художников, дизайнеров и архитекторов. Я рад возможности контактировать со многими из них через Интернет.

– Куда может обратиться человек, желающий изучать этот вид искусства?

– Я могу посоветовать наше сообщество в социальных сетях: «Islamic Geometric Art». Это единственный известный мне крупный ресурс в русскоязычном Интернете, посвящённый исламской геометрии. 

1 комментарий
  • Антибанк (фрагмент)
    первая часть
    Как построить бизнес не прибегая к кредитным займам.
    На сегодняшний день в мире существует такая проблема. Мир погряз в долговом рабстве. По телевизору банки и тут и там рекламируют свои кредиты, заставляя нас попадать в долговую зависимость от них. Если человек не может вовремя заплатить кредит, то банк начинает накручивать ему проценты из-за чего человек попадает к нему в долговое рабство. А ведь раньше если человек не мог выплатить ростовщику долг, то он или члены его семьи переходили к ростовщику в реальное рабство. В наше время конечно в рабство не забирают, но человек который взял кредит и во время его не вернул может остаться без крыши над головой. Не удивительно что в обществе где сильно развито ростовщичество (кредиты) чаще проявляются признаки сумасшествия. В таком обществе люди более подвержены суицидам (самоубийствам).
    Если вы хотите открыть мебельный цех и у вас все есть кроме столярного станка. Ну не хватило денег, ну так получилось. А стоит столярный станок скажем 1000$. Но эти деньги есть скажем у вашего брата. То вы можете попросить вашего брата что бы он купил себе на свои деньги столярный станок и передал вам станок в аренду. То это будет правильный подход. Это будет как если вы наймете вашего брата в мебельный цех плотником. Только разница будет заключатся в том что вашему брату приходить в цех и пилить доски не надо. Там за вашего брата будет работать т.е пилить доски столярный станок. И ваш брат может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Это как если вы наняли вашего брата в цех плотником, а он решил эксплуатировать столярный станок. Вы же эксплуатируете стиральную машину дома что бы самому не стирать, а ваш брат решил эксплуатировать станок только на работе что бы самому не пилить доски. Если ваш брат работает поваром в столовой, то таким образом ваш брат будет работать в двух местах. Он сам ваш брат будет работать поваром в столовой, а столярный станок будет работать за вашего брата плотником у вас в мебельном цеху. А если ваш брат ни где не работает, то тогда просто ваш брат будет сидеть дома, а столярный станок будет работать за него плотником у вас в мебельном цеху и сможет приходиь к вам только за зарплатой т.е арендплатой.
    Ну а если вы возьмете эти деньги у вашего брата под проценты и купите себе этот станок, то это уже будет не правильный подход. А если ваш брат положит эти деньги на депозит в банк и потом банк выдаст вам кредит, то это тоже будет не правильный подход. В таком случае вы попадете в долговое рабство от своих кредиторов.
    Вы можете также открыть пельменный цех и попросить дядю что бы он купил себе на свои деньги электромясорубку и передал вам электромясорубку в аренду. Это будет как если вы наймете вашего дядю в пельменный цех крутильщиком мяса. Только разница будет заключатся в том что вашему дяди приходить в цех и работать т.е крутить мясо не надо. Там за него будет работать т.е крутить мясо электромясорубка и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Тетю попросить что бы она купила себе на свои деньги тестокатальную машину и передала вам тестокатальную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашу тетю в пельменный цех катать тесто. Только разница будет заключаться в том что вашей тети приходить в цех и работать т.е катать тесто не надо там за нее будет работать т.е катать тесто тестокатальная машина и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Сестренку попросить что бы она купила себе на свои деньги тестомес и передала вам тестомес в аренду. Это будет как если вы наймете вашу сестренку в пельменный цех месить тесто. Только разница будет заключатся в том что вашей сестренке приходить в цех и работать т.е месить тесто не надо. Там за нее будет работать т.е месить тесто тестомес и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Соседа попросить что бы он купил себе на свои деньги упаковочную машину и передал вам упаковочную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашего соседа в пельменный цех упаковщиком. Только разница будет заключатся в том что вашему соседу приходить в цех и работать т.е упаковывать продукцию не надо. Там за него будет работать т.е упаковывать продукцию упаковочная машина и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Потом нанять персонал который будет работать руками, ведь техника же не может полностью заменить человеческие руки. Потом найти помещение. И при этом не в коем случае не надо брать ни одного кредита. Что бы не попасть в долговое рабство от своих от банков и кредиторов.
    Вы также можете открыть швейный цех и дать объявление в газету требуется 3000$. А когда люди начнут звонить по объявлению, то можете сказать что вся информация на собеседование. А на собеседование объяснять что вы деньги под проценты не берете. И объяснять: что мне ваши деньги не нужны, это не финансовая пирамида, не пугайтесь. Мне надо что бы вы просто каждый себе на свои деньги купили по швейному оборудованию или швейной машинке(по интернету, в магазине или где хотите) и передали мне швейное оборудование в аренду. Это будет как если я вас найму в швейный цех шить одежду. Только разница будет заключатся в том что вам приходить сюда и работать т.е шить одежду не надо. Здесь будет работать за вас т.е шить одежду швейное оборудование. И вы можете приходить сюда только за зарплатой т.е арендплатой.

    Не попадайте в долговое рабство от банков и кредиторов.

    Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе. Заранее говорю вам спасибо.

    вторая часть
    Как нищий может руководить олигархами.
    Нищий может руководить олигархами? Да да вы не ослышались. Именно так. Но для начала хочу сказать что это всего лишь схема и ее не нужно воспринимать буквально. На практике может оказаться все куда сложней. И даже более того данные трюки лучше выполнять профессионалам и не в коем случае не рекомендую выполнять их начинающим предпринимателям. Честное слово я вас не дразню и не задираю.
    Итак начнем. Представьте себе такую ситуацию. Представьте что у вас есть друг и зовут вашего друга Аслан. Представьте что ваш друг Аслан очень и очень состоятельный человек. Представьте что у него есть своя фирма НефтеСтройТрансСервис занимающаяся нефтеперевозками, строительством и другими подрядными работами. Представьте что Аслану по наследству от отца перешли следующие виды техник:
    1. Десять КАМАЗов самосвалов.
    2.Десять КАМАЗов нефтевозов
    3.Десять КАМАЗов бензовозов
    4.Десять КАМАЗов водовозов
    5.Десять КАМАЗов бетономиксеров
    6.Десять КАМАЗов автокранов
    7.Десять экскаваторов
    8.Десять автопогрузчиков
    9.Десять автогрейдеров
    10.Десять пассажирских автобусов
    Итого десять по десять и у вашего друга в наличие получается сто единиц техник.
    А вот теперь представьте что ваш друг Аслан взял и предложил вам работать директором у него на фирме НефтеСтройТрансСервис.
    Первый вопрос: кто в таком случае из вас двоих будет хозяином предприятия, а кто человеком работающего на хозяина?
    Вы конечно же ответите что разумеется мой друг Аслан будет хозяином предприятия, а я буду человеком работающего на хозяина, пусть даже в должности директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис два хозяина. Это ваш друг Аслан и его брат Ербол и вот они взяли и предложили занять вам пост генерального директора.
    Второй вопрос: кто же в таком случае из вас троих будет хозяином или точнее уже хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяина или точнее уже на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь мой друг Аслан и его брат Ербол будут хозяевами предприятия, а я буду человеком работающего на хозяев, даже на посту генерального директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не два, а пять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, и их зятья Арман, Ануар и Мади. Вот они посовещались и приняли вас на работу в качестве генерального директора.
    Третий вопрос: кто тогда в таком случае из вас шестерых будет хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и в этом случае мой друг Аслан, его брат Ербол и их зятья Арман, Ануар и Мади будут хозяевами предприятий, а я буду просто человеком работающего на хозяев.
    И наконец представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не пять, а десять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар ,Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон. Вот они все вместе собрались, посоветовались и выбрали вас генеральным директором.
    Четвертый вопрос: кто теперь в таком случае из вас одиннадцати будет хозяевами предприятий, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь в данном случае мой друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон будут хозяевами предприятия, а я буду человеком который работает на хозяев даже будучи на посту генерального директора.
    Ну, а теперь как вы думаете как они десять человек Аслан, Ербол, Арман, Ануар, Мади, Борис, Максим, Александр, Артем и Антон смогут вместе договорится и нанять вас на пост генерального директора. Конечно же это возможно. Но на самом деле это не так просто.
    Тогда в таком случае это вам надо их нанять. Да да вы не ослышались именно вам их и надо нанять.
    - Но как же я их найму? – спросите вы.
    Так вот отвечаю: вы сами открываете фирму НефтеСтройТрансСервис даете объявление: требуются нефтевозы, экскаваторы, автопогрузчики и т.д. или приглашаете за стол переговоров потенциальных инвесторов: Аслана, Ербола, Армана, Ануара, Мади, Бориса, Максима, Александра, Артема и Антона, объясняете ситуацию, проводите презентацию, делитесь вашими идеями и просите что бы:
    1.Аслан купил десять КАМАЗов самосвалов и передал вам их в аренду
    2.Ербол купил десять КАМАЗов нефтевозов и передал вам их в аренду
    3.Арман купил десять КАМАЗов бензовозов и передал вам их в аренду
    4.Ануар купил десять КАМАЗов водовозов и передал вам их в аренду
    5.Мади купил десять КАМАЗов бетономиксеров и передал вам их в аренду
    6.Борис купил десять КАМАЗов автокранов и передал вам их в аренду
    7.Максим купил десять экскаваторов и передал вам их в аренду
    8.Александр купил десять автопогрузчиков и передал вам их в аренду
    9.Артем купил десять автогрейдеров и передал вам их в аренду
    10.Антон купил десять пассажирских автобусов и передал вам их в аренду

    Настоящему руководителю. не обязательно работать на одного крупного олигарха. Настоящий руководитель может объединить сотни бедняков.

    Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе. Заранее говорю вам спасибо.

    Это был фрагмент из статьи "Антибанк". Если вы хотите прочесть полную версию, то пишите на эл.адрес: 87751795050@mail.ru
    7 лет назад