Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 2
Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века. Часть 2
10 лет назад 2599 www.islam.ru/
Мы продолжаем публиковать статьи о мусульманском гении экономической, исторической, политической и социальной мысли, опередившего века – Абу Зейде Абдуррахмане ибн Мухаммаде ибн Халдуне аль-Хадрами аль-Ашбили.

Сегодня мы поговорим о переменных в круге причинности в междисциплинарной модели Ибн Халдуна. Наиболее важными из них являются развитие (g) и справедливость (j).

Развитие

Развитие очень важно, потому что общая тенденция человеческого общества не терпит застоя, либо оно развивается, либо затухает.

Развитие не означает простого экономического роста. Она включает в себя всестороннее развитие человеческого потенциала, где переменные, такие как Шариат (S),политическая власть (G), люди (N), богатство (W), усиливают друг друга. Таким образом, они способствуют истинному благополучию людей (N), а также гарантируют не только выживание, но и рост цивилизации.

Справедливость

Это необходимая предпосылка развития.

Справедливость не рассматривается в её узком экономическом смысле, но отражает довольно полное представление, учитывающее все сферы жизни. Справедливость, в этом всеобъемлющем представлении, не может быть полностью достигнута без создания солидарного общества через братство и общественное равенство.

Кроме того, нужно обеспечить безопасность людей, имущества и чести для всех, честное выполнение всех социально-экономических и политических обязанностей, соответствующее вознаграждение для всех и предотвращение жестокости и несправедливости по отношению к кому бы то ни было и в любой форме.

Среди других переменных выделяется Шариат (S). В модели Ибн Халдуна Шариат (S) означает ценности и институты или кодекс поведения, чтобы люди (N) выполняли свои обязанности по отношению друг к другу и ограничивали социально деструктивное поведение, чтобы гарантировать справедливость (j), развитие(g) и благополучие всех.

Кодекс поведения может быть формальным или неформальным, письменным или устным. Все общества имеют такие кодексы поведения, основанные на собственных системах ценностей. Если кодекс справедливо не исполняется политической властью, то она не может быть эффективной в обществе. Первоосновой кодекса поведения в мусульманском обществе является Шариат (S).

Общество (N) и правительство (G) несут ответственность за обеспечение соблюдения кодекса поведения. Богатство (W) предоставляет ресурсы, необходимые для обеспечения справедливости и развития, эффективность работы правительства (G), и благосостояние народа (N).

Это взаимно увязало роли всех социально-экономических, демографических и политических переменных при определении благосостояния человека, которое, в конечном итоге отражается на взлёте и падении цивилизаций.

По Ибн Халдуну,  G является функцией S, N, W, g и j.

Это уравнение не улавливает динамику модели Ибн Халдуна, но оно отражает его междисциплинарный характер, принимая во внимание все основные переменные, рассматриваемые им. В этом уравнении G является зависимой переменной, поскольку главное внимание Ибн Халдун уделил тому, чтобы объяснить расцвет и падение династий (государств) или цивилизаций.

По его мнению, сила или слабость династии зависит от силы или слабости политической власти, которую она символизирует. Политическая власть (G) должна, для того чтобы выжить в долгосрочной перспективе, обеспечить благополучие народа (N), обеспечивая хорошую атмосферу для реализации развития (g) исправедливости (j) путем реализации Шариата (S) и программы развития и справедливого распределения богатства (W).

В исследовании Ибн Халдуна механизмы, приводящие к упадку общества, связаны с дисфункцией G, но они для каждого общества могут быть разными. Это может быть любая из переменных. Например, это может быть распад семьи, которая является одним из важнейших элементов N в модели. Вначале это может привести к отсутствию воспитания у детей, а затем к снижению человеческих качеств (N), которые являются основой цивилизации.

Механизмом разрушения также может быть слабость экономики (W) из-за неправильной экономической системы (S) или неблагоприятных ценностей и институтов (S). 

Согласно Ибн Халдуну, справедливость (j) требует наличие кодекса поведения, а Шариат (S) обеспечивает такой кодекс. Но моральный кодекс может стать эффективным только тогда, когда люди знают, что за этим стоит и он опирается на эффективную политическую власть (G), что обеспечивает его соблюдение. Он также утверждает, что «невозможно представить себе политическую власть без цивилизации, и цивилизации без политической власти».

Ибн Халдун делит политическую власть на три вида.

Первым из них является естественная или нормальная. Это властный орган, предоставляющий каждому возможности удовлетворить собственные интересы и чувственные желания.

Вторым из них является рациональная политическая власть, которая дает возможность каждому служить посюсторонним личным интересам и предотвращать вред в соответствии с определёнными, рационально полученными принципами.

Третьей является политическая власть, основанная на духовности, которая дает возможность каждому реализовать благополучие в этом мире, а также в будущей жизни в соответствии с Шариатом.

По мнению известного исламского экономиста Умра Чапры, используя современную терминологию для описания этих трех различных типов государств, можно было бы назвать их светским государством невмешательства или пассивным государством, светским государством благосостояния и исламского государства благосостояния.

Согласно Ибн Халдуну, в исламском государстве всеобщего благосостояния необходимым условием является следование каждого целям Шариата как в мирских, так и потусторонних делах. В главе под названием «Чрезмерная жесткость вредит государству и в большинстве случаев приводит к его распаду», он рекомендует государству не пытаться выполнить свою роль жестким и репрессивным образом. Он подчеркивает, что «добрый и великодушный правитель служит людям, чтобы сделать их счастливыми, стимулировать их творчество и ускорить деятельность, направленную на развитие».

Ибн Халдун также указывает на то, что исламское государство всеобщего благосостояния может, а следовательно, должно уделить главное внимание образованию, убеждению и созданию благоприятных условий для реализации данных целей. Тем не менее, существование стимулов и сдержек не может быть исключено.

Цели также зависят от добродетели государя. Ибн Халдун утверждает, что глава государства должен максимально обладать благородными качествами характера, с точки зрения как религии, так и политики. Он должен быть терпимым, умеренным и справедливым, избегать хитрости, обмана и лжи. Он должен выполнять все свои обязательства, договоры и обещания, быть доступным для людей, обращать внимание на их жалобы, устранять недовольства, удовлетворять их потребности, особенно бедных и малообеспеченных, и устранять несправедливости и угнетения. Он утверждает, что глава государства сам слаб и нуждается в помощи других. Поэтому, если он хочет выполнять свои обязанности в полном объеме, для оказания ему помощи он должен назначить искренних и компетентных лиц.

Ибн Халдун рассматривал роль главы государства как необходимость, а не как вариант. Согласно ему, государство может обеспечить такое руководство путем создания благоприятной среды, создавая должные условия для воспитания и образования, чтобы воспитать в людях необходимые качества, поощряя науки и промышленность, строительство инфраструктуры (дорог, мостов и т. д.), а также обеспечивая законность и правопорядок, здоровую физическую среду, социальную защиту, эффективную судебную систему, и упорядоченную и справедливую работу рынков. Если политическая структура выполняет отведённую ей роль эффективно, она внесёт позитивный вклад в развитие (g). Потребность людей будет покрыта заботой, и они будут мотивированы на тяжелую, добросовестную и эффективную работу. В противном случае, будет упадок.

Ресурсы, которые государство требует для этой цели, могут быть обеспечены с помощью «справедливой» и «эффективной» налоговой системы. Стандарты, которых государство должно придерживаться во время пополнения бюджета за счет налогов, были подробно рассмотрены Ибн Халдуном.

0 комментариев