Со времени вхождения Ислама на территорию Казахстана и вплоть до наших дней, за исключением периодов войн и набегов, не прекращается строительство мечетей. И это закономерно, потому что ни одно общество, ни одна цивилизация не выживает без духовных ценностей. Во все времена мечеть представляла собой средоточие добра, этики и играла огромную цементирующую роль в жизни любого народа, так как призывала к дружбе, людскому единству, неустанно трудилась над духовным ростом человека и таким образом обеспечивала прогресс.
Как известно, казахи вели наполовину кочевой, наполовину оседлый образ жизни. Поэтому строительство мечетей в Казахстане сопряжено с самыми характерными годами и периодами истории. По этим годам можно отслеживать историю этой страны, так как распространение Ислама на огромной территории, а точнее - его укоренение и глубокое признание всех высоких постулатов, растянулось на несколько веков. Огромную роль в исламизации казахов сыграло сражение арабов с каракитайцами в 751 году в районе реки Талас.
Благодаря некоторым арабоязычным письменным источникам, стало известно, что в 893 году в городе Таразе на месте дома молитвы была построена мечеть. В настоящее время историки условно считают ее одной из первых мечетей в республике. Между тем археологи, проводившие раскопки Отрара и близлежащих городищ, сообщают о найденных останках мечети с куполом, которую в одной из своих работ упоминал историк аль-Макдиси (X век).
Известный археолог, академик К. М. Байкапов пишет: «Раскопки на Куйрыктобе, отождествляемом с Кедером, обнаружили остатки, по-видимому, этой мечети наиболее ранней постройки на территории Казахстана. Она находилась в центре городища, на пересечении главных улиц, возведена была из квадратного жженого кирпича. Общие размеры мечети 36,5 х 20,5 м. Сопоставив приблизительную дату ее существования, можно предположить, что это и есть мечеть в Куйрыктобе».
К первым мечетям на родине наших предков относится, по-видимому, и мечеть Шакпак-ата (IX-X века) на полуострове Мангышлак. Природа региона, а также бытовой, хозяйственный уклад местных жителей подсказывали особенности строения мечети. В данном случае это была мечеть, выстроенная на скалах. Несмотря на то, что такой метод строительства в западной части страны прослеживается вплоть до времен жизни Бекет-ата (1750-1813), нигде в Казахстане, кроме Туркестана, он больше пока не встречается.
На юге так называемый хилвет- подземная мечеть - принадлежал знаменитому подвижнику и праведнику, духовному отцу всех тюркских народов, великому мыслителю и поэту Ходже Ахмеду Ясави(1093-1167). Достигнув возраста пророка, 63-х лет, движимый чувством протеста против дальнейшей жизни во плоти, он добровольно обрек себя на более чем десятилетнее пребывание под землей. Без людей, но с Всевышним Аллахом. Здесь же, неподалеку, археологи нашли малый хилвет (XIV век), а также построенную в XV-XVI веках шильдехану.
Таким образом, первые дома Аллаха издревле подталкивали людей к оседлости, обуславливая стабильность не только бытия, но и в известной степени мышления. Не случайно они впервые заявили о себе в Южном Казахстане, где была более развита культура строительства городов. Такова мечеть исмаила-ата в местности Турбат, а также аналогичные мечети в Туркестане, Сайраме, Отраре, зов которых прошел сквозь столетия и достиг наших дней.
Сохранившиеся письменные источники свидетельствуют о том, что уже в начале средних веков началось строительство мечетей в окрестностях Отрара - местности Оксыз, Кедер; неподалеку от Туркестана - в Шаугаре, Суткенте, Карнаке, Икане, Сауране; вдоль Сыр-Дарьи - в Женде, Баршынкенте, Узкенте, Аркоке, Сыганаке; Баба-Ата, Кумкенте, Актобе, Саудакенте, Туймекенте, Созаке - с северной стороны гор Каратау; неподалеку от Исфиджаба (Сайрама) -в Манкенте, Джумишлагу, Хурлуге; вокруг Тараза - Атлахе, Хамукете, Жикиле, Адахкете, ниже расположенных Барсхане, Бехлу, Шелжи, Кулане, Мерке, Аспаре, Баласагуне, Суябе; в окрестностях гор Алатау - таких городах, как Чилик, Тургень, Талгар, Илебалык, Каялык; рядом с военными укреплениями и стоянками племен.
Сохранились также письменные реликвии, принадлежавшие перу живших в X-XIII веках арабских путешественников, историков, летописцев. Эти авторы описывая, например, пути караванов в Тараз, помимо вышеупомянутых населенных пунктов, называют города Шараб, Будухкет, Тамтадж, Абарджадж, Джувикат. Казахстанские современные археологи(К. М. Байпаков) внесли некоторую ясность, соотнеся прежние древние названия с нынешними. Шараб, например, отождествляется с местностью Торткол, что в Тюлькубасском районе, рядом с селом Балыкши; Будухкет -с поселком Казатлык (ныне Азатлык). В окрестностях города Арысь также существовали некогда города Йаганкент и Карасман (Караспан), что в Южно-Казахстанской области. Аль-Макдиси, в частности, повествуя о Джумишлагу, пишет о нем как о городе крупном, с развитой инфраструктурой, где размещались огромные войска сарбазов и где местной достопримечательностью была мечеть с куполами, разместившаяся в отдалении от базара. Описывая город Баладж (Баб-Ата) у подножия гор Каратау, он отмечает, что это маленький город, стена его разрушена, соборная мечеть находится на рынке. Автор упоминает также и о мечети с куполами в близлежащей к Отрару земле, в старом и большом городе Бурух (Бузык тобе). Он указывает, что Бурух - старый, большой (город), соборная мечеть расположена на рынке...
Известный востоковед В.В. Бартольд в исследованиях о современном Южном Казахстане опирается на работы арабских и персидских историков, летописцев и путешественников и ясно высказывается о наличии здесь мечетей. Так, он пишет о том, как в X-XI веках мечеть с куполами в городе Усбаникас, что неподалеку от Исфиджаб-Сайрама, побуждала жителей к духовности и «взывала к морали».
«В Фарабе мечеть расположена внутри шахристана», - попутно замечает он, обращая внимание читателей на мечети с куполами в Кедере, Уасидже (Оксизе) под Отраром и в Шаугаре, Сауране около Туркестана. Ибн аль-Хаукап также повествует о мечети с куполами в Суткенте, в который собираются тюрки из разных племен. В библиотеке Института Востоковедения Академии наук Узбекистана хранится рукопись (автор и время написания неизвестны) «Трактат об Аль-Байде и святом городе Исфиджабе», из которой мы узнаем, что некий, выдающийся умом, Маулана Имад ад-Дин Исфиджаби родом из Джумишлагу похоронен у ворот мечети Казийан в Сайраме-Исфиджабе. Из этого источника мы узнаем, что в свое время в Сайраме функционировали мечети, условно обозначенные, очевидно, по именам святых: Ыдырыс хазрет, Кыдыр хазрет, аль-Гайб.
Но вернемся к аль-Макдиси. Побывав в Таразе, он восхищается его основательностью и разумным устройством: «Тараз -большой укрепленный город, с множеством садов, густо заселенный, у него имеется ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот Медины большая река, за ней часть города, через нее есть переход. Соборная мечеть среди рынков». Архивы содержат информацию о том, что пятьюдесятью километрами ниже Тараза, в Туймекенте, в X веке процветал некий город с красивой мечетью в центре. Повествуя о городах, расположенных вдоль реки Талас, аль-Макдиси с любознательностью ученого и путешественника акцентирует внимание на главной местной достопримечательности: «В Жикиле мечеть с куполом возвышается в центре базара... Внутри базара располагаются мечети в Барысхане и Бехлуде... Мечеть с куполами стоит в медине в «Атлахе». В Хамукете мечеть с куполом нашла место рядом с городскими дувалами. За защитные укрепления города вынесена мечеть с куполами в Шелжи...».
В тех ранних домах Аллаха находили приют и душевное успокоение простой ремесленный люд и знатные эмиры, ученые, поэты, мастера и рядовые воины-сарбазы. В мечети собирались и оттачивали высокое искусство спора имамы и теологи, знатоки Ислама факихы (богословы-законоведы), мударрисы (учителя-наставники)и кази (судии), мухаддисы. Здесь, не смыкая глаз, трудились над сокровенным словом переписчики. Погружаясь в пучины мысли, взлетали над обреченностью земного существования, преклоняя свои чела перед великой тайной всего сущего. Наличие достаточно большой количества мечетей по плотности на душу населения и, как следствие, интенсивная религиозная жизнь сохраняла на территории Казахстана несколько столетий - вплоть до монгольского нашествия.
Надо учитывать, что будучи поначалу своеобразным просветительским центром, мечети постепенно вырастали в очаги духовного преобразования.
Почти все вышеперечисленные мечети в XIII веке были разрушены и преданы огню, но сохранились их следы, позволяющие воссоздавать более-менее полную картину.
В настоящее время продолжают поступать новые свидетельства. К примеру, в 2003 году археологи нашли в Западном Казахстане останки мечети, датируемой XIII веком.
Хамдаллах Мустауфи аль-Казуини (1280-1350) пишет, что в Баласагуне было 40 купольных мечетей, 200 мечетей-зауия и 20 ханак.
В трудах самобытного средневекового историка Мухаммеда Хайдара Дулати (1499-1551) мы находим аргументированное утверждение о явственных следах, оставленных мечетями в Могулистане (Семиречье - Северная Киргизия, Жамбылская область, Южный Казахстан), вокруг Тараза «городов, минаретов, медресе». О том, сколько блестящих ученых, выдающихся личностей подарил миру город Бапасагун, говорит в своей книге «Мулхакат ас-Сурах»(Дополнение к «Ясности языка») замечательный семиреченский историк Жамал Карши (1230-1315). М.Х. Дулати, сообщая о мавзолее одного из первых ханов Семиречья Тоглык Тимура, любуется его высоким куполом, изукрашенным затейливым узором и замечает: «В памяти сохранилось одно полустишие из этих надписей: «Это здание - дело мастера шербафа-ткача». Этот мастер был из Ирака, так как в этой стране ткачество называют шербаф.
Говоря о многочисленности городов Могулистана, М.Х. Дулати особенно выделяет высоту строений, «частью полностью сохранившихся» во времена здравствования автора и далее пишет: «В Джуде (Чу), в одном месте имеются следы большого города. В нескольких местах сохранились минареты, купола и медресе. Поскольку никто не знает названия этого города, то моголы называют его Минара.
Там еще есть купол и каменная плита, на которой почерком наспех выдолблено: «Это могила великого человека доискавшегося истины, и совершеннейшего шейха, сосредоточившего в себе передаваемые и постигаемые умом (истины), знатока основ и ответвлений законоведения, Имама Мухаммеда, баласагунского законоведа, скончавшегося в 711 (1311-1312) году. Написал это Умар ходжа Хаддад».
И в самом деле, если вы отправитесь по шоссейному маршруту Алматы - Тараз и остановитесь возле указателя «280 км», то внимательно оглядевшись вокруг, увидите развалины крепостного дувала, видимо, некогда окружавшего город Баласагун.
Первая мечеть в Петропавловске была построена в конце 70-х годов XVIII века. В основном ее посещали мусульмане, пришедшие на ярмарку. В 1795 году там же в Петропавловском Подгорье, была сооружена каменная мечеть, известная в народе и исторической литературе как "Касимовская". Ее здание и ныне сохраняется как исторический и архитектурный памятник.
В течение последующих 20-30 лет количество мечетей постепенно росло, достигнув современных территорий на Востоке, Севере, в Центральном и Западном Казахстане. Таким образом, мечети в то время стали своеобразными религиозно-духовными центрами, объединяющими людей.
В 1851 году в Каркарале построил мечеть Кунанбай хаджи - отец известного поэта, и мыслителя Абая; в 1852 году в Петропавловске была открыта мечеть Динмухамед; две мечети в Капальском районе Талды-Курганской области начали работать в 1855 и 1867 годах; в 60-х годах начали строиться мечети и в Алматы.
В середине 20-х годов прошлого столетия Советское правительство ввело жесткие ограничения для религиозно-просветительской работы. В Северной, Восточной и Западной частях Казахстана, а также на склонах Алатау, там. где имелись леса, мечети строились из дерева. Большая их часть была сожжена в годы Советской власти.
В Южном Казахстане деревянных мечетей мало, здесь применяли кирпич по опыту Ближнего и Среднего Востока. Центральной Азии. Так была выстроена, например, мечеть-мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави в Туркестане и другие.
Что касается архитектуры казахстанских мечетей в Южном Казахстане, то в них повторяется стиль мечетей Ирана и Центральной Азии; на остальной территории республики они выложены из кирпича по аналогии с мечетями России, Татарстана и Башкирии.
Во многих городах и районах Казахстана из-за малой плотности населения укоренилась практика строительства небольших, на один зал, мечетей. Вспомним масштабность и величину средневековых или возникших в прошлом веке минаретов и мечетей в Шаше (Ташкент), Бухаре, Самарканде, Хиве, Ургенче. Сегодня казахстанские зодчие создают новые, отвечающие времени перспективные проекты.
первая часть
Как построить бизнес не прибегая к кредитным займам.
На сегодняшний день в мире стоит такая проблема. Мир погряз в долговом рабстве. По телевизору банки и тут и там рекламируют свои кредиты, заставляя нас попадать в долговую зависимость от них. Если человек не может вовремя заплатить кредит, то банк начинает накручивать ему проценты из-за чего человек попадает к нему в долговое рабство. А ведь раньше если человек не мог выплатить ростовщику долг, то он или члены его семьи переходили к ростовщику в реальное рабство. В наше время конечно рабство отменено, но человек который взял кредит и во время его не вернул может остатся без крыши над головой. Не удивительно что в обществе где сильно развито ростовщичество (кредиты) чаще проявляются признаки сумашествия. В таком обществе люди более подвержены суицидам(самоубийствам).
Если вы хотите открыть мебельный цех и у вас все есть кроме столярного станка. Ну не хватило денег, ну так получилось. А стоит столярный станок скажем 1000$. Но эти деньги есть скажем у вашего брата. То вы можете попросить вашего брата что бы он купил себе на свои деньги столярный станок и передал вам станок в аренду. То это будет правильный подход. Это будет как если вы наймете вашего брата в мебельный цех плотником. Только разница будет заключатся в том что вашему брату приходить в цех и пилить доски не надо. Там за вашего брата будет работать т.е пилить доски столярный станок. И ваш брат может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Это как если вы наняли вашего брата в цех плотником, а он решил эксплуатировать столярный станок. Вы же эксплуатируете стиральную машину дома что бы самому не стирать, а ваш брат решил эксплуатировать станок только на работе что бы самому не пилить доски. Если ваш брат работает поваром в столовой, то таким образом ваш брат будет работать в двух местах. Он сам ваш брат будет работать поваром в столовой, а столярный станок будет работать за вашего брата плотником у вас в мебельном цеху. А если ваш брат ни где не работает, то тогда просто ваш брат будет сидеть дома, а столярный станок будет работать за него плотником у вас в мебельном цеху и сможет приходиь к вам только за зарплатой т.е арендплатой.
Ну а если вы возьмете эти деньги у вашего брата под проценты и купите себе этот станок, то это уже будет не правильный подход. А если ваш брат положит эти деньги на депозит в банк и потом банк выдаст вам кредит, то это тоже будет не правильный подход. В таком случае вы попадете в долговое рабство от своих кредиторов.
Вы можете также открыть пельменный цех и попросить дядю что бы он купил себе на свои деньги электромясорубку и передал вам электромясорубку в аренду. Это будет как если вы наймете вашего дядю в пельменный цех крутильщиком мяса. Только разница будет заключатся в том что вашему дяди приходить в цех и работать т.е крутить мясо не надо. Там за него будет работать т.е крутить мясо электромясорубка и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Тетю попросить что бы она купила себе на свои деньги тестокатальную машину и передала вам тестокатальную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашу тетю в пельменный цех катать тесто. Только разница будет заключаться в том что вашей тети приходить в цех и работать т.е катать тесто не надо там за нее будет работать т.е катать тесто тестокатальная машина и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Сестренку попросить что бы она купила себе на свои деньги тестомес и передала вам тестомес в аренду. Это будет как если вы наймете вашу сестренку в пельменный цех месить тесто. Только разница будет заключатся в том что вашей сестренке приходить в цех и работать т.е месить тесто не надо. Там за нее будет работать т.е месить тесто тестомес и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Соседа попросить что бы он купил себе на свои деньги упаковочную машину и передал вам упаковочную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашего соседа в пельменный цех упаковщиком. Только разница будет заключатся в том что вашему соседу приходить в цех и работать т.е упаковывать продукцию не надо. Там за него будет работать т.е упаковывать продукцию упаковочная машина и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Потом нанять персонал который будет работать руками, ведь техника же не может полностью заменить человеческие руки. Потом найти помещение. И при этом не в коем случае не надо брать ни одного кредита. Что бы не попасть в долговое рабство от своих от банков и кредиторов.
Вы также можете открыть швейный цех и дать объявление в газету требуется 3000$. А когда люди начнут звонить по объявлению, то можете сказать что вся информация на собеседование. А на собеседование объяснять что вы деньги под проценты не берете. И объяснять: что мне ваши деньги не нужны, это не финансовая пирамида, не пугайтесь. Мне надо что бы вы просто каждый себе на свои деньги купили по швейному оборудованию или швейной машинке(по интернету, в магазине или где хотите) и передали мне швейное оборудование в аренду. Это будет как если я вас найму в швейный цех шить одежду. Только разница будет заключатся в том что вам приходить сюда и работать т.е шить одежду не надо. Здесь будет работать за вас т.е шить одежду швейное оборудование. И вы можете приходить сюда только за зарплатой т.е арендплатой.
Не попадайте в долговое рабство от банков и кредитов.
Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе. Заранее говорю вам спасибо.
вторая часть
Как нищий может править олигархами
Нищий может править олигархами? Да да вы не ослышались. Именно так. Но для начала хочу сказать что это всего лишь схема и ее не нужно воспринимать буквально. На практике может оказаться все куда сложней. И даже более того данные трюки лучше выполнять профессионалам и не в коем случае не рекомендую выполнять их начинающим предпринимателям. Честное слово я вас не дразню и не задираю.
Итак начнем. Представьте себе такую ситуацию. Представьте что у вас есть друг и зовут вашего друга Аслан. Представьте что ваш друг Аслан очень и очень состоятельный человек. Представьте что у него есть своя фирма НефтеСтройТрансСервис занимающаяся нефтеперевозками, строительством и другими подрядными работами. Представьте что Аслану по наследству от отца перешли следующие виды техник:
1. Десять КАМАЗов самосвалов.
2.Десять КАМАЗов нефтевозов
3.Десять КАМАЗов бензовозов
4.Десять КАМАЗов водовозов
5.Десять КАМАЗов бетономиксеров
6.Десять КАМАЗов автокранов
7.Десять экскаваторов
8.Десять автопогрузчиков
9.Десять автогрейдеров
10.Десять пассажирских автобусов
Итого десять по десять и у вашего друга в наличие получается сто единиц техник.
А вот теперь представьте что ваш друг Аслан взял и предложил вам работать директором у него на фирме НефтеСтройТрансСервис.
Первый вопрос: кто в таком случае из вас двоих будет хозяином предприятия, а кто человеком работающего на хозяина?
Вы конечно же ответите что разумеется мой друг Аслан будет хозяином предприятия, а я буду человеком работающего на хозяина, пусть даже в должности директора.
А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис два хозяина. Это ваш друг Аслан и его брат Ербол и вот они взяли и предложили занять вам пост генерального директора.
Второй вопрос: кто же в таком случае из вас троих будет хозяином или точнее уже хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяина или точнее уже на хозяев?
Вы конечно же ответите что и здесь мой друг Аслан и его брат Ербол будут хозяевами предприятия, а я буду человеком работающего на хозяев, даже на посту генерального директора.
А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не два, а пять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, и их зятья Арман, Ануар и Мади. Вот они посовещались и приняли вас на работу в качестве генерального директора.
Третий вопрос: кто тогда в таком случае из вас шестерых будет хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяев?
Вы конечно же ответите что и в этом случае мой друг Аслан, его брат Ербол и их зятья Арман, Ануар и Мади будут хозяевами предприятий, а я буду просто человеком работающего на хозяев.
И наконец представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не пять, а десять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар ,Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон. Вот они все вместе собрались, посоветовались и выбрали вас генеральным директором.
Четвертый вопрос: кто теперь в таком случае из вас одиннадцати будет хозяевами предприятий, а кто человеком работающего на хозяев?
Вы конечно же ответите что и здесь в данном случае мой друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон будут хозяевами предприятия, а я буду человеком который работает на хозяев даже будучи на посту генерального директора.
Ну, а теперь как вы думаете как они десять человек Аслан, Ербол, Арман, Ануар, Мади, Борис, Максим, Александр, Артем и Антон смогут вместе договорится и нанять вас на пост генерального директора. Конечно же это возможно. Но на самом деле это не так просто.
Тогда в таком случае это вам надо их нанять. Да да вы не ослышались именно вам их и надо нанять.
- Но как же я их найму? – спросите вы.
Так вот отвечаю: вы сами открываете фирму НефтеСтройТрансСервис даете объявление: требуются нефтевозы, экскаваторы, автопогрузчики и т.д. или приглашаете за стол переговоров потенциальных инвесторов: Аслана, Ербола, Армана, Ануара, Мади, Бориса, Максима, Александра, Артема и Антона, объясняете ситуацию, проводите презентацию, делитесь вашими идеями и просите что бы:
1.Аслан купил десять КАМАЗов самосвалов и передал вам их в аренду
2.Ербол купил десять КАМАЗов нефтевозов и передал вам их в аренду
3.Арман купил десять КАМАЗов бензовозов и передал вам их в аренду
4.Ануар купил десять КАМАЗов водовозов и передал вам их в аренду
5.Мади купил десять КАМАЗов бетономиксеров и передал вам их в аренду
6.Борис купил десять КАМАЗов автокранов и передал вам их в аренду
7.Максим купил десять экскаваторов и передал вам их в аренду
8.Александр купил десять автопогрузчиков и передал вам их в аренду
9.Артем купил десять автогрейдеров и передал вам их в аренду
10.Антон купил десять пассажирских автобусов и передал вам их в аренду
Настоящему руководителю. не обязательно работать на одного крупного олигарха. Настоящий руководитель может объединить сотни бедняков.
Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе. Заранее говорю вам спасибо.
Примечание:
Тут я еще хотел отметить. Иджара т.е аренда является дозволенном видом дохода. Но от этого не будет толка если за просрочку аренды будет набегать пеня. В таком случае аренда уже ничем не будет отличатся от ростовщической сделки. Вообще я так думаю в будущем если эта практика станет повсеместной, я рекомендую производителям электромясорубок, столярных станков, соковыжималок и любой другой техники устанавливать счетчики на них. Причем открывать и закрывать счетчики могут только хозяева т.е арендодатели своим ключом. Думаю это будет справедливей. Ведь если человек взял у вас в аренду электромясорубку для пельменного цеха, а бизнес у него не пошел или пошел слабо, то вы можете посмотреть на счетчик и узнать какую сумму должен оплатить вам арендовзятель согласно договору. А вот если арендовзятель должен вам заплатить определенную сумму за аренду электромясорубки и не важно пошел у него бизнес или не пошел да еще и за просрочку начисляется пеня, то чем это будет тогда лучше ростовщичества? Да наверное ничем.
Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе. Заранее говорю вам спасибо.
Если у вас возникли вопросы, то можете задать их по эл. адресу: antiriba@bk.ru