51 отеческий совет
51 отеческий совет
8 лет назад 2716 www.islam.ru Из книги «Мудрость Лукмана аль-Хаким»

Это советы, которые Лукман аль-Хаким дал своему сыну. Они подойдут каждому из нас, не только для наставления своего потомства, но для извлечения урока самому себе.

1. О сын мой! Пусть твою пищу отведают лишь люди богобоязненные. Советуйся в своих делах с учеными-богословами.

2. Пребывай с праведниками из числа рабов Аллаха, ибо их благие деяния и тебе принесут пользу. И, возможно, на них снизойдёт милость Создателя, которая покроет и тебя. И сторонись грешников, так как от дружбы с ними ты не получишь никакого блага. Может быть, в конце концов, Всевышний ниспошлёт на них наказание, которое настигнет и тебя.

3. Не стремись обрести симпатию и любовь невежды, ибо он подумает, что ты доволен его поступками. И не пренебрегай гневом мудреца, ибо он будет избегать тебя.

4. Будь рабом для праведных и не будь другом для злодеев.

5. Отстранись от своего врага. Береги, предостерегай своего друга. И не вмешивайся в то, что тебя не касается и не приносит тебе пользы.

6. Блага будут в руках у того, кто умеет хранить тайну.

7. О сын мой! Находись с учеными-мужами, примкнув к ним своими коленями (т.е. постоянно). Поистине, Всевышний Аллах оживляет сердца светом (нуром) мудрости подобно тому, как вода с небес оживляет мёртвую почву.

8. О сын мой! Пребывай с учеными-богословами (тесни их своими коленями) и не спорь с ними, дабы не вызвать их гнева; и бери из мирских благ только то, что тебе будет достаточно, а излишек того, что ты добыл, отдай ради вечной жизни; и не отвергай этот мир полным отречением, не то будешь тягостью, ношей на шее людей; и соблюдай пост, тогда сломаешь свою похоть, страсть; и не соблюдай пост, если он вредит твоей молитве, потому что молитва ценнее, чем пост; и будь для сироты как отец, а для вдовы – как муж ; и не будь грешен в отношении близких; и сторонись глупых, не- разумных людей; и никогда не водись с двуличными.

9. О сын мой! У завистника есть три признака: 1) он будет злословить, порочить человека, когда того нет, то есть оказывай им всевозможную помощь рядом; 2) он будет льстить, заискивать перед ним, когда увидит этого человека; 3) он будет радоваться несчастью этого человека.

10. Совершай добро по отношению к тем, кто этого действительно заслуживает, и не совершай его по отношению к тем, кто не заслуживает этого, не то потерпишь убыток в нём в этом мире и лишишься награды за него в вечном мире. Будь экономным и не будь расточительным. Не будь в имуществе скупым, но и не будь транжирящим его.

11. Будь богатым и будешь благополучным.

12. Совершай добро только для того, кто понимает и ценит это.

13. Этот мир – путь, ты только переходи его, но не занимайся его возведением, благоустройством.

14. Со дня твоего прихода на этот свет ты всё отдаляешься от него и приближаешься к миру вечному. Ты, поистине, близок к той обители, которая к тебе приближается, чем к той, которая отдаляется от тебя.

15. Если хочешь с кем-то подружиться, то сначала сделай так, чтобы он на тебя разгневался. Если он при этом будет справедливо поступать по отношению к тебе, то подружись, если же нет, то остерегайся, сторонись его, то есть таким, который не нуждается в людях.

16. Пусть твои слова всегда будут приятными, а твоё лицо довольным, и тогда для людей ты будешь любимее и ближе, чем те, кто дарит им подарки.

17. Держи своего друга в таком положении, при котором он не будет испытывать какую-либо нужду к тебе, и ты также не будешь нуждаться в чём-либо от него.

18. Будь таким, который не желает хвалы людей и не заставляет их порицать себя. Пусть своему эго (нафсу) он будет доставлять усталость, а людям будет приносить покой.

19. Сдерживай то, что выходит у тебя изо рта (т.е. слова). Если ты будешь молчать, то будешь в благополучии (в безопасности от своих грехов). Тебе следует изрекать лишь ту речь, которая принесёт пользу. Всё же остальные слова не принимаются во внимание.

20. Среди торговли выбирай поклонение Аллаху, так как оно принесёт тебе прибыль и без товара.

21. О сын мой! Бойся Аллаха (бойся не выполнять Его велений), и не показывай людям, что ты боишься Аллаха с целью добиться их почтения, в то время как сердце твоё нечестиво, грешно.

22. Поистине, уста мудрецов находятся во власти Аллаха, и каждый из них изрекает лишь то, что Аллах приготовил им.

23. Оставь зло – и возвеличишься. Воистину, зло сотворено для зла.

24. Остерегайся сильного гнева, потому что сильный гнев затмевает сердце мудрого.

25. Не будь слабей того петуха, который кукарекает на рассвете, в то время как ты на рассвете спишь.

26. Заповедано тебе находиться с учеными-богословами и слушать речь мудрецов, потому что Всевышний Аллах оживляет мертвые сердца светом мудрости, так же, как ливневый дождь оживляет землю. Поистине, стыдливость исчезает у того, кто лжёт. А того, кто проявляет плохой нрав, одолеют печали и скорбь. Сдвинуть скалу с места легче, чем пояснить что-либо тому, кто не понимает.

27. Для людей настанет такое время, когда кроткий (в другой версии – мудрый) человек не возрадуется больше.

28. Приучи свой язык произносить: «О Аллах, прости меня!». Поистине, у Всевышнего Аллаха есть промежутки времени, в течение которых Он не отвергает мольбы.

29. Тот, кто любит лицемера (двуличного, совершающего деяния напоказ), будет поносим. Тот, кто посещает злачные места, будет подозреваем, обвиняем. Тот, кто дружит с плохим человеком, не будет в спокойствии и безопасности. Тот, кто не управляет своим языком, будет сожалеть.

30. Не трать своего имущества попросту, оберегая чужое имущество. Поистине, твоим является лишь имущество, которое ты потратил в богоугодных делах, приносящих пользу для твоей вечной жизни, а чужим является

имущество, которое ты оставил после себя, ибо его присвоят, наследуют другие.

31. Нет ничего лучшего, чем язык и сердце, когда они праведны, и нет ничего худшего, чем язык и сердце, когда они порочны.

32. Поистине, Аллах доволен мною, выбрал меня в качестве воспитателя для тебя, но не вверил меня тебе. Он не выбрал тебя в качестве воспитателя для меня, но вверил тебя мне.

33. О сын мой, кто будет увещевать себя, тому от Всевышнего Аллаха будет дан хранитель.

34. Не ешь ничего на сытый желудок (т.е. не переедай). Поистине, бросить эту пищу собаке лучше, чем переесть.

35. И пусть первым, кому ты принесёшь пользу в этом мире после праведного друга, будет праведная жена.

36. Нет другого такого богатства, как здоровье, и нет другого такого блага, чем чистота души, сердца.

37. Не пребывай, не дружи с нечестивцами (постоянно предающимися большим грехам) и не ходи с ними. Бойся того, что наказание, которое падёт на них с неба, настигнет вместе с ними и тебя.

38. Пребывай, общайся с учеными-богословами и ходи с ними, может быть та милость, которая на них нисходит, покроет вместе с ними и тебя.

39. Я поднимал камни, железо и другие тяжелые вещи, но не нашёл ничего тяжелее, чем плохой сосед. Я пробовал

множество горьких вкусов, но горше, чем бедность (нужда в других людях), ничего не испробовал.

40. Не посылай своим посланцем невежду, если же не найдешь мудреца, будь своим посланцем сам.

41. Принимай участие в похоронах и не присутствуй на свадьбах, так как похороны напомнят тебе о вечном мире, а свадьба вызовет у тебя любовь к этому миру.

42. Не будь слишком сладким, а то тебя проглотят, и не будь горьким, а то тебя выплюнут.

43. Как же люди медлят благоустроить вечный мир, который им обещан, но спешат заниматься дольним миром, который им не обещан!

44. Не бросай своего первого друга, а то тебе не будет доверять и второй.

45. Имей тысячу друзей, хотя и тысяча – это мало. Не имей и одного врага, потому что один враг – это уже много.

46. О сын мой! Поистине, человек состоит из трех частей: одна треть – для Аллаха, вторая – для себя и одна треть – для червей. То, что для Аллаха – это душа человека; то, что для себя – это его деяния; то, что для червей – это тело.

47. Аль-Кади Ияз передал, что Лукман аль-Хаким сказал своему сыну: «Когда заполняется желудок, мысль становится вялой, она гаснет и слова замолкают, и органы тела перестают совершать поклонение».

48. Поистине, праведная жена, как масло на голове, которое смягчает жилы и улучшает волосы. Она – корона на голове царя, жемчуг и другие драгоценности, цену которым не знает никто. Нечестивую, плохую жену можно сравнить с селем, стремительным потоком, который не останавливается до тех пор, пока не достигнет конца своего. Такая женщина, если говорит, то поднимает свой голос; если ходит, то спешит; если садится, то поднимается на возвышенное место; если гневается, то выявляет свой гнев. Все болезни излечиваются, кроме такой болезни, как плохая жена.

49. Советуйся относительного какого-либо дела с тем, у кого есть опыт в подобных делах, потому что он даст тебе такой совет, цена которому будет высока (с трудом обретённый им в результате долгих усилий, поисков), а ты его приобретёшь бесплатно.

50. Поистине, мудрость превращает бедных в царей.

51. Поистине, мудрость совершает десять вещей: она оживляет мёртвое сердце; она усаживает вместе с бедняками; она возвеличивает до степени царей; делает незнатного почитаемым; освобождает рабов; даёт посторонним, странникам убежище; обогащает нуждающихся; увеличивает благородство благородным и господство господам. Мудрость ценнее, чем богатство, она – защита от страха, военное снаряжение в войне, товар для прибыли, заступник во время охватывания ужасом (т.е. в День Суда). Мудрость является путеводителем к усилению веры в Аллаха (когда из-за слабости веры человек выбирает услужение своему эго, плоти), она является покрывалом тогда, когда одежда не скрывает наготы.

0 комментариев