Живые и мертвые… есть ли связь между ними?
Живые и мертвые… есть ли связь между ними?
10 лет назад 69074 www.as-sunna.ru
Из книги Аль-Хави ли-ль-ФатаваАвтор, автор: Имам Хафиз Джалалуддин ас-Суюты

Знают ли покойные о том, что их посещают живые?

Что касается первого вопроса (знают ли покойные о том, что их посещают живые) – да, они знают об этом.

Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, приводит в разделе «Аль-Кубур» хадис от Айши , которая сообщает, что Посланник Аллаха   сказал: «Всякий раз, когда кто-либо посетил могилу своего брата-мусульманина и сидел возле нее без того, чтобы тот (покойный) обрадовался и отвечал ему, пока он не встанет».

Также Ибн Абдуль-Барр, рахимахуллах, приводит в книге «Аль-Истизкар ва ат-тамхид» хадис от Ибн Аббаса , который передал слова Посланника Аллаха:

«Не бывает такого, чтобы кто-либо проходил мимо своего брата-мусульманина, знакомого ему в этом мире, дав ему салам, без того, чтобы он узнал его и ответил ему». Абу Мухаммад Абдуль-Хакк, рахимахуллах, сказал, что хадис достоверный.

Также Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, в разделе  «Аль-Кубур» приводит по цепочке от Мухаммада ибн Кудама аль-Джавхари,  от Маана ибн Исы аль-Каззара, от Хишама бин Саада, от Зайда бин Аслама, что Абу Хурайра   сказал:

«Когда кто-либо, проходя мимо могилы человека, которого он знал, дает ему салам, тот отвечает ему и узнает его. Когда он, проходя мимо могилы человека, которого он не знал, дает ему салам, тот тоже отвечает ему».

Об этом также передают от Мухаммада бин Васиа, рахимахуллах, который сказал: «До меня дошло, что покойные знают о своих посетителях в пятницу за день до этого и за день после этого».

Также приводят от Даххака, рахимахуллах:

«Кто посетит могилу в субботу до восхода солнца, покойный узнает о его посещении».

Его спросили, из-за чего это [происходит].

Он ответил: «Из-за того, что этому предшествовал пятничный день».

Знают ли умершие о состоянии живых и о том, что живые говорят о них?

Что касается второго вопроса - знают ли покойные о состоянии живых и о том, чем они заняты – да, они знают.

Имам Ахмад приводит в своей книге «Аль-Муснад» переданное от Абдурразака , от Суфьяна, который услышал, как Анас бин Малик, разы Аллаху анхум, передал слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение:

«Поистине, ваши деяния выставляются перед вашими покойными родственниками и вашим родом, и если они будут хорошими, те радуются, а если другими, то они просят: «О Аллах, не умерщвляй их, пока не наставишь, как Ты наставил нас»».

Абу Давуд ат-Таялиси, рахимахуллах, привел в своей книге «Аль-Муснад» слова  Посланника Аллаха, мир ему и благословение, переданные от ас-Салта бин Динара, от аль-Хасана, от Джабира ибн Абдуллаха, разы Аллаху анхум:

«Поистине, ваши деяния выставляются перед вашими родом и родственниками в их могилах, и если эти деяния будут хорошими, они радуются, а если другими, они говорят: «О Аллах, внуши им, чтобы они занимались поклонением Тебе»».

Ат-Табарани, рахимахуллах, рассказывает в книге «Аль-Авсат», что Маслама бин Али, рахимахуллах, передал (но он слабый передатчик), что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:

«Поистине, когда погибает душа верующего, её принимают обладатели милости из рабов Аллаха, так же, как и вы встречаете приносящего хорошую весть из мирских жителей. Затем они говорят: «Обратите ваше внимание на вашего друга, чтобы он отдохнул, ибо он в глубокой печали». Затем они спрашивают его о некоторых людях: чем занялся этот, а что сделала та, вышла ли она замуж. И если они спрашивают его о человеке, который умер до него, он говорит: «Как же, поистине, тот умер еще до меня». Тогда они говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Его берут и относят к его матери «аль-хавия» – адской пропасти, какая же плохая эта мать и воспитательница!»

И он  сказал: «Поистине, ваши  деяния выставляются перед  вашими родственниками и вашим родом из обитателей ахира (потустороннего мира), и если они будут хорошими, те радуются и веселятся, говоря: «О Аллах, это Твое достоинство и Твоя милость, так заверши же ему Твои блага и умертви его в таком состоянии». И также перед ним выставляют плохого их родственника, и тогда они говорят: «О Аллах, внуши ему возможность совершать благие деяния, которыми Ты будешь доволен и благодаря которым он приблизится к Тебе».

Также об этом рассказал Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, в книге «Аль-Манамат» от Мухаммада бин Хусайна, от Абдуллаха бин аль-Мубарака, от Савра бин Язида, от Абу Рахма, от Абу Аййуба, разы Аллаху анхум: «Ваши деяния выставляются перед вашими покойными, и если они увидят хорошие поступки, они радуются и веселятся, а если они увидят плохие поступки, они говорят: «О Аллах, верни же их к хорошему».

Ат-Тирмизи аль-Хаким, рахимахуллах, в книге «Навадир аль-усул» рассказывает хадис от Абдуль-Гафура бин Абдуль-Азиза, от его отца от его деда, разы Аллаху анхум, которые передают, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:

«Все деяния выставляются перед Аллахом в понедельник и в четверг, также они выставляются перед пророками и перед отцами и матерями в пятницу, и тогда они радуются их хорошим деяниям, и их лица еще больше белеют и сияют, поэтому бойтесь Аллаха и не вредите вашим покойным».

Рассказывает Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, в книге «Аль-Манамат», что передано от аль-Касима бин Хишама и Мухаммада бин Ризкуллаха, от Яхъи бин Салиха аль-Ваххази, от Абу Исмаила ас-Салули, от Малика бин ад-Даа, от ан-Ну’мана бин Башира, разы Аллаху анхум, который слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение,  говорил:

«Бойтесь Аллаха из-за ваших братьев из тех, кто в могиле, ибо, поистине, ваши деяния выставляются перед ними».

Он также рассказал от Абдуллаха бин Шабиба, от Абу Бакра бин Шайба аль-Хизами, от Фалиха бин Исмаила, от  Мухаммада бин Джа’фара бин Аби Касра бин Зайда бин Аслама, от Абу Салиха и аль-Макбири, от Абу Хурайры, разы Аллаху анхум, который передал со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение:

«Не позорьте ваших покойных своими плохими поступками, ибо, поистине, они выставляются перед вашими опекунами из тех, кто в могиле».

Также он рассказал от аль-Хасана бин Абдуль-Азиза, от Амра ибн Аби Салама, от Саида бин Абдуль-Азиза, от Билала бин Абу Дарда’, разы Аллаху анхум, который слышал, как Абу Дарда’ говорил:

«О Аллах, поистине, я прошу, чтобы Ты защитил меня от того, чтобы меня возненавидел мой дядя Абдуллах бин Раваха, когда я встречусь с ним».

Также он рассказал от Абу Хишама, от Яхъи бин Ямана, от Абдуль-Ваххаба бин Муджахида, от его отца, разы Аллаху анхум, который сказал, что, поистине, ему передают радостную весть о том, что его сын после него ведет себя хорошо, чтобы он обрадовался этому.

Слышит ли умерший людские разговоры, их похвалу в его адрес и высказывания о нем?

Что касается третьего вопроса - слышит ли умерший людские разговоры, их похвалу в его адрес и высказывания про него – да, слышит.

Имам Ахмад в «Аль-Муснад», аль-Марвази в разделе «Аль-Джанаиз», Ибн Аби Дунья и другие, рахимахумуллах, приводят от Абу Амра аль-Икди, от Абдул-Малика бин аль-Хасана аль-Мадани, от Са’да бин Амра бин Сулайма, от Муавията или от сына Муавията, от Абу Саида аль-Худри, разы Аллаху анхум, который сказал со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение:

«Поистине, покойник знает, кто моет его, и кто несет его, и кто помещает его в могилу». Этот хадис привел и ат-Табарани в книге «Аль-Авсат» по другой цепочке от Абу Саида.

Ибн Аби Дунья, а также Суфьян ас-Саври и другие, рахимахумуллах, приводят хадис с таким же смыслом со своими иснадами от Амра бин Динара и от Бакра бин Абдуллаха аль-Музани, разы Аллаху анхум.

Также Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, рассказал от Сурайджа бин Юнуса от Убайды бин Хумайда, от Аммара, от Салима бин Абиль-Да’да, разы Аллаху анхум, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Поистине, душа находится у ангела, когда тело его моют, и, поистине, ангел отправляется с ним в могилу, и когда засыпают его землей, он вводит душу в него, и его начинают допрашивать».

Он также рассказал от аль-Хусайна бин Амра аль-Кураши, от Абу Давуда аль-Хифри, от Суфьяна, от А’маша, от Абдуррахмана бин Зияда, от Абдуррахмана бин Аби Лайла,разы Аллаху анхум, который сказал:

«Душа бывает у ангела. Он ходит с телом покойного и говорит: «Слушай, что говорят тебе». И когда тот доходит до своей могилы, он хоронит ее вместе с ним».

Где пребывают души?

Что же касается четвертого вопроса о то, где находятся души -  то это самый серьезный из всех этих вопросов, и я постараюсь, по воле Всевышнего Аллаха, досконально изложить этот  вопрос.

Вот, что я смог найти по этому поводу.

Передает имам Малик, рахимахуллах, в книге «Аль-Муватта’» от Шихаба, от Абдуррахмана бин Ка’ба бин Малика, чей отец Ка’б бин Малик, разы Аллаху анхум, что, поистине, рассказывал Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:

«Поистине, душа верующего человека – это птица, которая сидит на дереве в Раю до тех пор, пока Аллах не вернет ее в свое тело, когда Он воскресит его». Это достоверный хадис, его передали имам Ахмад и ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» с хорошим иснадом от Умму-Хани, от Шафии, от Малика, а также Насаи и другие.

Ахмад и ат-Табарани рассказывают в книге «Аль-Кабир» с хорошим иснадом от Умму-Хани, что, поистине. она спросила Посланника Аллаха, мир ему и благословение:

«Можем ли мы посещать друг друга, когда мы умираем, и можем ли мы видеть друг друга?»

И тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Душа бывает птицей, которая сидит на дереве, и когда наступает Судный день, каждый нафс (душа) входит в свое тело».

Имам Муслим, рахимахуллах, и другие приводят в хадисе-марфу’ от Абдуллаха бин Масуда, да будет доволен им Аллах, о том, что души шахидов у Всевышнего Аллаха находятся как бы внутри птиц, и когда захотят, они могут летать над реками Рая, а затем возвращаются в светильники под Аршем.

Также Ахмад, Абу Давуд, аль-Хаким, рахимахумуллах, и другие приводят с достоверной цепочкой от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда ваши друзья погибли при Ухуде, Аллах поместил их души внутри зеленых птиц, которые прилетают к райским рекам, едят растущие там плоды и возвращаются в светильники из золота под тенью Арша».

Также приводят Ахмад и Абд, рахимахумуллах, в книгах «Аль-Муснад», а также ат-Табарани, рахимахуллах, с хорошей цепочкой от Махмуда бин Лабида, от Ибн Аббаса в хадисе аль-марфу’:

«Шахиды пребывают на холме у реки возле ворот Рая под зеленым куполом, к ним приносят их пропитание из Рая утром и вечером».

Приводят аль-Байхаки, рахимахуллах, в разделе о воскрешении и ат-Табарани, рахимахуллах, с хорошей цепочкой от Абдуррахмана бин Ка’ба бин Малика , который сказал: «Когда Ка’ба настигла смерть, к нему пришла Умму Мубашшир бинт аль-Бараа и сказала: «О Абу Абдуррахман, если ты встретишься с Ка’бом бин Маликом, передай ему салам от меня». Он ответил: «Да простит тебе Аллах твои грехи, о Умму Бишр, мы заняты более серьезным делом, чем это. Разве ты не слышала, как Посланник Аллаха  сказал: «Поистине, душа верующего гуляет в Раю и ходит куда ей угодно, а душа неверующего в Аду»?. Она сказала: «Да, это так»».

Ат-Табарани, рахимахуллах, рассказал от Абу Зур’а ад-Димашки, от Абдуллаха бин Салиха, от Дамрата бин Хабиба, что, когда Пророка, мир ему и благословение, спросили про души верующих, он сказал: «Они в зеленых птицах и гуляют в Раю, где хотят». Тогда они сказали: «О Посланник Аллаха, а души неверующих?» Он сказал: «Они в Аду». Это хадис-мурсаль.

Приводят Ахмад в книге «Муснад», аль-Хаким в книге «Мустадрак», аль-Байхаки и Ибн Давуд, рахимахумуллах, в разделах о воскрешении и другие по линии от Абу Хурайры , который передал слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение:

«Дети верующих людей пребывают на холме в Раю, их опекают [Пророк] Ибрахим и [его супруга] Сара, и так будет до тех пор, пока их не вернут к своим отцам в Судный день». Аль-Хаким сказал, что хадис достоверный.

Приводят аль-Байхаки, в книге «Ад-Далаил», Ибну Аби Хатам и Ибну Иардавайхи, рахимахумуллах, в их книгах толкований Корана и другие по линии Абу Мухаммада аль-Хамани, от Абу Харуна аль-Абди, от Абу Саида аль-Худри, разы Аллаху анхум, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:

«Мне принесли ми’радж (лестницу), по которой проходят души детей Адама, и никто из творений Аллаха не видел ми’радж лучше того, что видел я. Я видел, как покойный пробивал свой путь глазами, упираясь в небо, – таково было его удивление от ми’раджа. Затем я поднялся вместе с Джибрилом, он попросил разрешения войти через небесные ворота, и мы вошли, и я увидел Адама (алейхи салям), которому показывали души его потомков верующих, и он говорил: «Хорошая душа и хороший нафс, поднимите его на иллиййин». Затем ему показали души грешников из его потомков, и тогда он сказал: «Плохая душа и плохой нафс, отправьте его в сиджжин»».

Абу Наим аль-Асбахани передал от Ахмада бин Ибрахима аль-Кайала, от Мусы бин Шуайба Абу Имрана ас-Самарканди, от Мухаммада бин Сухайла, от Абу Мукатила ас-Самарканди, от Абу Сахля Хишама бин Миска, от Хасана, от Абу Хурайры, разы Аллаху анхум, который сказал со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение: «Поистине, души верующих находятся на седьмом небе, и они смотрят на свои места в Раю».

Это хадисы, которые я смог собрать из тех, что относятся к уровню марфу’.

А что касается хадисов аль-мавкуф, то Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, рассказал от Мухаммада бин Раджи, от ан-Надра бин Шамиля, от Хаммада бин Салама, от Али бин Язида бин Джадана, от Юсуфа бин Махрана, от Ибну Аббаса, от Али бин Аби Талиба, разы Аллаху анхум, который сказал: «Самое ненавистное для Аллаха место на земле – это долина, которая называется Бархут. Там находятся души неверующих».

Приводят аль-Байхаки в разделе о воскрешении и Ибну Аби Дунья, рахимахумуллах, в разделе о снах от Саида бин аль-Мусаййаба, что однажды встретились Салман аль-Фариси и Абдуллах бин Салам, разы Аллаху анхум, и один из них сказал другому:

«Если ты раньше меня встретишься с твоим Господом, ты расскажи мне, с чем ты встретился». «А разве живые могут встретиться с умершими?» – спросил другой. Первый ответил: «Да. Что касается верующих, то их души в Раю, и они могут ходить там где угодно».

Также  приводят аль-Байхаки и Табарани, рахимахумуллах, в книге «Аль-Кабир» от Абдуллаха бин Амра , который сказал: «Рай свернут и помещен между двумя рогами солнца, его раскрывают два раза в год. А души верующих находятся в птицах, похожих на скворцов, они едят плоды райских деревьев».

Аль-Мирвази, рахимахуллах, приводит в разделе «Джанаиз» от Аббаса бин Абдулмуталиба , который сказал: «Души верующих поднимаются к Джибрилю. Ему говорят: «Ты опекун этих душ до Судного дня»».

Также приводят от Абдуллаха бин Амра , который сказал:

«Души неверующих собираются в Джабияте».

Аль-Байхаки, рахимахуллах, приводит от Ибну Аббаса, от Ка’ба, разы Аллаху анхум, который сказал:

«В Раю аль-Ма’ва есть зеленые птицы, к ним поднимаются души шахидов, и они гуляют в Раю. Что касается душ неверующих, то они в черных птицах отправляются в Ад и гуляют там. А дети мусульман – в райских воробьях».

Абу Наим, рахимахуллах, приводит в книге «Аль-Хилят» от Вахба бин Мунаббиха, который сказал:

«У Аллаха на седьмом небе есть дом под названием Байдаа (Белый), там собираются души верующих. И когда кто-то из земных обитателей умирает, те души встречают его и спрашивают о новостях на земле, как спрашивает семья того, кто находился в пути, когда он возвращается к ним».

Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, рассказал от Халида бин Хаддаша от Малика бин Анаса , который говорил:

«До меня дошло, что души верующих свободны и они могут идти куда захотят».

Что касается пятого вопроса - собираются ли души, видят ли они друг друга - ответ также утвердительный – да.

Так же было сказано выше в хадисе Абу Аййуба у Табарани, рахимахуллах, и в хадисе Умму Бишр  у него же, и в асаре Вахба у аль-Байхаки, рахимахуллах.

Ибну Аби Дунья передал от Мухаммада бин Абдуллаха бин Базига бин аль-Бара’ бин Ма’рур,а от Фудайла бин Сулаймана ан-Намири, от Яхъи бин Абдуррахмана бин Аби Лабиба, от его деда, разы Аллаху анхум, который говорит:

«Когда умер Бишр, его матери было очень тяжело, и она сказала: «О Посланник Аллаха, не перестают гибнуть те, кому суждено погибнуть из племени Бану Салама. А могут ли покойные узнать друг друга, чтобы я могла отправить салам Бишру?» Тогда он, мир ему и благословение, сказал: «Да, клянусь Тем, кто обладает моей душой, поистине, они узнают друг друга, как птицы узнают друг друга на вершине дерева». И когда был при смерти кто-либо из племени Бану Салама, всякий раз к нему приходила Умму Бишр и говорила: «О такой-то, салам тебе». Он отвечал: «И тебе салам». И тогда она говорила: «Передай салам Бишру».

Также имам Ахмад, рахимахуллах, передает в своей книге «Муснад» от аль-Хасана от Ибну Лахи’ от Дарраджа от Исы бин Хилала ас-Садафи от Абдуллаха ибн Амра, разы Аллаху анхум, который сказал со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение:

«Поистине, две души верующих в действительности встречаются еще на расстоянии целого дня, даже если они вообще никогда не видели друг друга».

Аль-Баззар, рахимахуллах, приводит с достоверной цепочкой от Абу Хурайры , который возводит этот хадис к Пророку, мир ему и благословение:

«Поистине, когда верующий умирает и видит то, что видит [умирающий], он начинает желать, чтобы его душа вышла из тела. Аллах тоже любит, когда Он встречается с верующим. И, поистине, душа верующего поднимается на небо. И когда она поднимается на небо, к ней подходят души верующих и расспрашивают ее о знакомых из обитателей земли. Когда он говорит: «Я оставил такого-то на земле», им это нравится, а когда он говорит, что кто-то умер, они говорят: «Его не привели сюда».

Также Ибн Аби Дунья, рахимахуллах, приводит с цепочками передатчиков от Убайда бин Умайра , который сказал:

"Когда умирает кто-либо, его встречают души и расспрашивают его, как спрашивает путник, что было с этим и что стало с тем".

Также передают от Хасана, что, когда верующий умирает, к нему приходят 500 ангелов, чтобы взять его душу.

Они поднимаются с ним на земное небо, и там его встречают души верующих, желая расспросить его, и тогда ангелы говорят: «Будьте повежливее с ним, ибо он вышел из большой печали». Тогда кто-то из мужчин спрашивает его о брате или о друге.

Также приводят от Саида бин Джубайра, что, когда покойный умирает, его встречает его сын, как встречают пропавшего.

Также передают от Сабита аль-Банани, который сказал:

«Поистине, когда покойный умирает, его окружает его покойная семья и родственники, которые умерли до него. И он больше радуется им, чем радуется семья, когда к ним приезжает их родственник, который был в отъезде».

Допрашивают ли шахида?

Что же касается шестого вопроса - допрашивают ли шахида - то многие ученые, в том числе аль-Куртуби, говорят, что нет.

Аль-Куртуби, рахимахуллах, привел в доказательство хадис Муслима, рахимахуллах, который говорит, что Пророка, мир ему и благословение, спросили: подвергают ли шахида испытанию, на что он ответил:

«Достаточно как испытания, что над его головой сверкали мечи».

По словам аль-Куртуби, рахимахуллах, это означает, что допрос в могиле существует для того, чтобы отличить искренне верующего от лицемера, а то, что шахид держался под блеском мечей и не переметнулся к неверующим, – самое большое доказательство его искренности в вере.

Допрашивается ли ребенок?

Что же касается седьмого вопроса -  допрашивается ли ребенок - то по этому поводу у ученых ханбалитского мазхаба есть два мнения.

Оба этих мнения привел Ибн Каййим, рахимахуллах, в книге «Ар-Рух». Ан-Навави, рахимахуллах, в своих книгах «Ар-Равда» и «Шархул мухаззаб» пишет, что талкин после смерти – это особенность для совершеннолетнего, а что же касается маленького, несовершеннолетнего, то ему не делают талкин.

Следовательно, ан-Навави, рахимахуллах, склоняется к тому, что его (несовершеннолетнего ребенка) не допрашивают.

А Аллах знает лучше.

 

1 комментарий
  • Существуют аяты предупреждающие об огранничности наших знании по указанной теме. Они станут спрашивать тебе о духе. Отвечай: "Дух (нисходит) по велению Господа моего. Но Вам [об этом] дано знать очень мало" (с.Пещера, 85 аят). Не называйте покойниками тех, кто погиб во имя Аллха. Напротив, живые они, но вы не ведаете этого (с.Корова, 154 аят).
    10 лет назад
Наиболее читаемые