Аль-Кинди многогранный ученый
Аль-Кинди многогранный ученый
9 лет назад 7834 alfarabinur.kz/

Аль-Кин­ди уче­ный са­мо­ро­док сво­е­го вре­ме­ни

Абу Юсуф Якуб бин Ис­хак бин ас-Са­бах аль-Кин­ди(805-873 г.г.). Ос­но­во­по­лож­ник ис­лам­ской араб­ской фи­ло­со­фии. Так­же как и мно­гие уче­ные то­го вре­ме­ни аль-Кин­ди был эн­цик­ло­пе­дис­том, ма­те­ма­ти­ком, ме­та­фи­зи­ком, аст­ро­но­мом, крип­то­гра­фом, фи­ло­со­фом,  ме­тео­ро­ло­гом, оп­ти­ком,  и плюс ко все­му это­му еще и те­о­ре­ти­ком му­зы­ки. При­ня­то счи­тать аль-Кин­ди ос­но­ва­те­лем араб­ско­го му­зы­ко­ве­де­ния.

Аль-Кин­ди ро­дил­ся в Ку­фе в пле­ме­ни Кин­да. На за­па­де он был из­вес­тен по име­нем  Alkindus. Его отец был из­вест­ным пра­ви­те­лем Ку­фы в свое вре­мя.

Аль-Кин­ди знал на­из­усть весь текст Ко­ра­на и боль­шое ко­ли­чест­во пре­да­ний Про­ро­ка, бу­ду­чи в воз­рас­те пят­над­ца­ти лет. К то­му вре­ме­ни его отец уже был по­кой­ным и он, со сво­и­ми брать­я­ми  по­де­лив ог­ром­ное на­след­ст­ве от­ца жил не бед­ст­вуя.

Аль-Кин­ди счел, что зна­ния,  ко­то­рые он имел в столь юно­шес­ком воз­рас­те, бы­ли не­до­ста­точ­ны и по со­ве­ту сво­ей ма­те­ри ре­ша­ет­ся на по­езд­ку в Бас­ру, да­бы уг­лу­бить­ся в изу­че­ние аль-ка­ла­я­ма. Имея в се­бе чет­кие ко­ра­ни­чес­кие прин­ци­пы,  аль-ка­лям  мог да­вать от­пор мно­гим ате­ис­ти­чес­ким умо­зак­лю­че­ни­ям  древ­нег­ре­чес­ких фи­ло­со­фов. Та­ким об­ра­зом, мож­но счи­тать, чтоаль-ка­лям  у ара­бов был эк­ви­ва­лен­тен фи­ло­со­фии у древ­них гре­ков.

На про­тя­же­нии трех лет Аль-Кин­ди усерд­но  изу­чал эту на­уку. За это вре­мя он по­знал ее ос­но­во­по­ла­га­ю­щие ис­ти­ны, без ко­то­рых эта на­ука не счи­та­лась ею. Сле­ду­ет ска­зать, что аль-Кин­ди не ос­та­но­вил­ся на этом. Изу­чая пе­ре­ве­ден­ные кни­ги древ­нег­ре­чес­ких фи­ло­со­фов, ко­то­рые бы­ли на тот мо­мент, ему ста­ло не хва­тать гре­чес­ко­го по­ни­ма­ния са­мой су­ти, к то­му же пе­ре­во­ды яв­но во мно­гом не со­от­вет­ст­во­ва­ли ори­ги­на­лу.  С то­го мо­мен­та он  ре­ша­ет глу­бо­ко по­знать язы­ки, на ко­то­ром бы­ли на­пи­са­ны эти ори­ги­на­лы. В те­че­нии двух лет аль-Кин­ди бе­рет уро­ки ла­тин­ско­го у вид­ных пре­по­да­ва­те­лей Бас­ры. И по ис­те­че­нию это­го пе­ри­о­да, ког­да он со­вла­дел ла­тин­ским, аль-Кин­ди ре­ша­ет со­здать свою ко­ман­ду еди­но­мыш­лен­ни­ков и от­крыть свою шко­луаль-ка­ля­ма, в ко­то­рой пре­по­да­ва­ли бы по тем, кни­гам, ко­то­рые он пе­ре­во­дил бы са­мо­лич­но, не от­кло­ня­ясь во мно­гом от смыс­ла са­мо­го ори­ги­на­ла. В пе­ри­од ра­бо­ты в этой шко­ле, аль-Кин­ди ос­но­вал свою ме­то­ди­ку аль-ка­ля­ма, ко­то­рая во­пло­ти­ла  в се­бе и ре­ли­ги­оз­ные и свет­ские на­уки, а так­же, он во­брал в се­бя  уже все из­вест­ные к то­му вре­ме­ни уче­ния древ­нег­ре­чес­кой фи­ло­со­фии.

Аль-Кин­ди был сви­де­те­лем прав­ле­ния трех аб­ба­сид­ских ха­ли­фов: Аль-Ма­му­на, Аль-Му­та­си­ма и Аль-Му­та­вак­ки­ля. Его со­оте­чест­вен­ни­ка­ми бы­ли та­кие из­вест­ные уче­ные аст­ро­но­мы  как Бин Му­са и Са­над бин Али. Аль-Кин­ди до­стиг вы­со­ко­го ран­га во дво­ре у аль-Ма­му­на и аль-Му­та­си­ма. Аль-Ма­мун да­же по­ру­чил ему за­нять­ся пе­ре­во­да­ми тру­дов древ­нег­ре­чес­ко­го фи­ло­со­фа Арис­то­те­ля. А аль-Му­та­вак­киль ис­поль­зо­вал его в ка­чест­ве лич­но­го пис­че­го, но имея с ним не­ко­то­рые раз­ног­ла­сия и в след­ст­вии на­уще­ний его не­добро­же­ла­те­лей, ре­шил изъ­ять у не­го все его тру­ды, од­на­ко вско­ре все они бы­ли воз­вра­ще­ны ис­тин­но за­кон­но­му вла­дель­цу.

 

Вклад Аль-Кин­ди

Первая страница манускрипта аль-Кинди, содержащая одно из самых ранних описаний криптоанализаПер­вая стра­ни­ца ма­ну­скрип­та аль-Кин­ди, со­дер­жа­щая од­но из са­мых ран­них опи­са­ний крип­то­ана­ли­за

Аль-Кин­ди по­ни­мал важ­ность на­уки ма­те­ма­ти­ки сре­ди про­чих свет­ских на­ук. Ис­хо­дя из это­го, он ввел ме­то­ди­ку ис­поль­зо­ва­ния ма­те­ма­ти­ки в сре­де про­чих на­ук. Со­вме­щая ма­те­ма­ти­ку и на­уку о гре­чес­кой му­зы­ке, ко­то­рую, как счи­та­ет­ся изо­брел сам Пи­фа­гор,  Аль-Кин­ди ос­но­вы­ва­ет азы араб­ско­го му­зы­ко­ве­де­ния. В об­лас­ти ма­те­ма­ти­ки ему при­над­ле­жат та­кие из­вест­ные трак­та­ты как «О при­ме­не­нии ин­дий­ской ариф­ме­ти­ки», «О гар­мо­нии чи­сел», «О един­ст­ве с точ­ки зре­ния чис­ла», «О пра­виль­ных мно­гог­ран­ни­ках», «О при­бли­же­нии хор­ды кру­га». В об­лас­ти аст­ро­но­мии та­кие как «О по­стро­е­нии сол­неч­ных ча­сов», «О гео­мет­ри­чес­ком по­стро­е­нии аст­ро­ля­бии», «Об ар­мил­ляр­ной сфе­ре», «Об опре­де­ле­нии рас­сто­я­ния до Лу­ны», «О не­бес­ных яв­ле­ни­ях», «О дви­же­нии пла­нет» и дру­гие.

Он так­же счи­та­ет­ся пер­вым, кто вы­ска­зал­ся о те­о­рии от­но­си­тель­нос­ти. В то вре­мя ког­да та­кие уче­ные как Га­ги­ли­лео и Нью­тон го­во­ри­ли тра­ди­ци­он­но о ме­ха­ни­ке, о том, что прост­ран­ст­во, дви­же­ние и те­ла не име­ют меж­ду со­бой свя­зи, аль-Кин­ди утверж­дал, что все эти по­ня­тия тес­но пе­ре­пле­те­ны меж­ду со­бой.

Как мы уже ска­за­ли, аль-Кин­ди от­но­сит­ся не толь­ко к араб­ским фи­ло­со­фам, но и к ос­но­ва­те­лям ис­лам­ско-араб­ской фи­ло­со­фии в це­лом. По мне­нию Кар­да­но Аль-Кин­ди счи­та­ет­ся од­ним из две­над­ца­ти ве­ли­ких мыс­ли­те­лей эн­цик­ло­пе­дис­тов всей на­уч­ной ис­то­рии.

Он на­пи­сал че­ты­ре трак­та­та по ис­поль­зо­ва­ния ин­дий­ских цифр, ввел спе­ци­аль­ные ин­же­нер­ные ис­чис­ле­ния в аст­ро­но­мию, по рас­че­ту окруж­нос­ти зем­но­го ша­ра. Рас­счи­тал дви­же­ния не­бес­ных тел, солн­ца и лу­ны от­но­си­тель­но дви­же­нию зем­ли, а так­же их вли­я­ния друг на дру­га. В этой об­лас­ти он до­стиг по­ра­зи­тель­ных ре­зуль­та­тов.

Он на­пи­сал кни­ги «О лу­чах», «О за­жи­га­тель­ных зер­ка­лах», «О при­чи­не го­лу­бо­го цве­та не­ба», «О при­чи­не при­ли­вов и от­ли­вов», «О при­чи­не сне­га, гра­да, мол­нии, гроз, гро­ма», «О дождях, лив­нях и вет­рах», «О раз­лич­ных ви­дах ме­чей и же­ле­зе хо­ро­ших клин­ков и мест­нос­тях, по ко­то­рым они на­зы­ва­ют­ся», «О фар­ма­ко­пее», «О хи­мии бла­го­во­ний и дис­тил­ля­ций». По­след­няя, со­дер­жит бо­лее ста ре­цеп­тов аро­мат­ных ма­сел, баль­за­мов, аро­ма­ти­чес­ких вод и ими­та­ций до­ро­гос­то­я­щих ле­карств. Кни­га так­же опи­сы­ва­ет 107 ме­то­дов и ре­цеп­тов для со­зда­ния ду­хов и обо­ру­до­ва­ние для про­из­вод­ст­ва пар­фю­ме­рии, на­при­мер, пе­ре­гон­но­го ку­ба алем­бик, ко­то­рый все ещё но­сит древ­нее араб­ское на­зва­ние. Аль-Кин­ди при­над­ле­жит вес­кий трак­тат об ис­кус­ст­вен­ном со­зда­нии бла­го­род­ных ме­тал­лов, та­ких  как зо­ло­то и се­реб­ро. Ме­та­фи­зи­ка аль-Кин­ди по­слу­жи­ла ос­но­вой ме­та­фи­зи­чес­ких по­зна­ний Род­жер Бе­кон и Ви­тел­ло. Аль-Кин­ди так­же сла­вит­ся и как ин­же­нер-ме­ха­ник, ко­то­рый изо­брел спе­ци­фи­чес­кие ка­на­ль­ные со­ору­же­ния меж­ду Тиг­ром и Еф­ра­том.

Аль-Кин­ди был втя­нут во все из­вест­ные на­уки сво­е­го вре­ме­ни, при этом остав­ляя в них свой не­за­ме­ни­мый вклад.

Ког­да Ибн На­дим стал изу­чать тру­ды аль-Кин­ди, то был оша­ра­шен тем, что ко­ли­чест­во трак­та­тов, ко­то­рые он из­ло­жил пре­вы­ша­ли двес­ти трид­цать во­семь (238!). Все эти трак­та­ты би­ли из­ло­же­ны в бо­лее чем в три­над­ца­ти на­уках (13!).

Не­об­хо­ди­мо так­же ска­зать, что аль-Кин­ди яв­ля­ет­ся пер­вым, кто пе­ре­вел тру­ды Арис­то­те­ля и дру­гих древ­нег­ре­чес­ких уче­ных на араб­ский язык. Та­ким об­ра­зом, идеи пе­ри­па­те­тиз­ма на му­суль­ман­ский Вос­ток пер­вым при­но­сит аль-Кин­ди. К пе­ру аль-Кин­ди от­но­сят­ся че­ты­ре трак­та­та о вве­де­нии в ариф­ме­ти­ку, че­ты­ре трак­та­та об ис­поль­зо­ва­нии ин­же­нер­ных ис­чис­ле­ний, трак­тат о рас­по­ло­же­нии звезд, о со­зда­нии аст­ро­ля­бии, о бо­жест­вен­ных за­клю­че­ни­ях Арис­то­те­ля, о ме­ди­ци­не, и трак­та­ты о му­зы­ко­ве­де­нии.

В две­над­ца­том ве­ке ос­нов­ные тру­ды аль-Кин­ди бы­ли пе­ре­ве­де­ны на ла­тынь Джи­ра­ром Кре­му­ни. Это ста­ло толч­ком в даль­ней­шем раз­ви­тии мно­гих на­ук на про­тя­же­нии мно­гих по­сле­ду­ю­щих ве­ков. Рим­ский им­пе­ра­тор и Ви­зан­тий­ский им­пе­ра­то­ры глу­бо­ко оце­ни­ва­ли труд уче­но­го. Каж­дый из них щед­ро от­бла­го­да­рил его да­ра­ми и пись­ма­ми бла­го­дар­нос­ти за те на­уч­ные вло­же­ния, ко­то­рые так не хва­та­ли на тот мо­мент в Ев­ро­пе.

В биб­лио­те­ках на­уч­но­го ми­ра, в та­ких как дом муд­рос­ти в Баг­да­де, кни­ги аль-Кин­ди за­ня­ли проч­ное и гла­вен­ст­ву­ю­щее мес­то.

0 комментариев