Период жизни, между смертью на этом свете и последующим воскрешением, называется могилой или же «миром барзах».
Любой человек, будет ли он похоронен или утонет в воде, а затем его съедят рыбы, или же сгорит в огне и превратится в золу, до своего следующего воскрешения будет находиться в потустороннем мире. То есть, будет находиться в мире барзах. Так как душа в состоянии находиться в связи со всеми частями тела. К примеру, радиоволна какой-либо радиостанции связывается с миллионами радио. Она в состоянии донести до миллиарда людей какую-либо весть. Если так, то почему душа не может быть связана со всеми частями своего тела?
На самом деле, погребение человека в могиле называется «миром барзах». То есть, потусторонним миром, жизнью в могиле. И все это по причине того, что душа находится в определенной связи с телом.
Могила, мир барзах – особый мир. По этой причине в нем должны быть свои особые закономерности и измерения. Именно поэтому невозможно, посредством закономерностей присущих этому миру, понять мучения либо наслаждения, происходящие в мире барзах, темноту и тесноту могилы грешника, широту и свет могилы праведника. Стандарты нашего ограниченного разума и физических закономерностей этого мира не всегда подходят для их объяснения.
После погребения, к человеку являются два ангела, Мункар и Накир, которые задают покойнику следующие вопросы: «Кто твой Господь? Кто твой пророк? Какая у тебя религия?»
Верующие, способные ответить на эти вопросы, удостаиваются прекрасной жизни, близкой к жизни в раю. Они находятся в блаженстве и наслаждении.
Неверующий или же грешник, которые бывают не в состоянии ответить на эти вопросы, удостаиваются мучительной жизни, близкой к жизни в аду. Это указывает на то, что могила, в связи со степенью человека, будет представлять собой райский сад либо одну из долин ада.
В данном хадисе, относительно этого, сказано: «После смерти человеку, утром и вечером, будет показываться место его будущего пребывания. Если он будет достоин рая, то ему будет показан рай. Если же ада, то ад. Затем ему будет сказано: «Вот это твое место, где ты будешь находиться до дня воскрешения тебя Всевышним».[1]
Некоторые болезни и трудности этой жизни, которые были пережиты мусульманами могут быть искуплением некоторых грехов, совершаемых верующими. То есть, посредством этого верующий очищается от грехов. Наряду с этим искуплением некоторых грехов, которые не могут быть искуплены в этом мире, могут стать мучения в могиле. Но может случиться так, что наказание за некоторые грехи, которые нельзя искупить и мучениями в могиле, могут быть перенесены до Судного дня.
В одном хадисе сказано: «Могила – первая остановка Ахирета. Тот, кто благополучно пройдет через него, легко пройдет и следующие остановки. В противном случае прохождение последующих остановок будет усложняться».
В другом хадисе сказано: «В могиле мушрики (те, кто придает Всевышнему Аллаху сотоврищей) удостаиваются сильных мучений. Их крики и вопли могут слышать лишь животные».[2] Это показывает насколько ужасны мучения в могиле.
Живые должны много молиться за покойника, вымаливая у Всевышнего Аллаха прощения его грехов.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), похоронив кого-либо, обычно на могиле говорил следующее: «Просите у Всевышнего прощения за своего брата. Молите Всевышнего, чтобы Он укрепил его веру. Сейчас он предстал спросу».[3]
Следует помнить, что Коран, читаемый нами в этом мире, и ночные бдения расширяют наши могилы и озаряют их особым светом.