Кто имеет право на получение ЗАКЯАТА?
Кто имеет право на получение ЗАКЯАТА?
4 года назад 1858 www.islam-love.ru/

Закяат даётся лишь представителям семи классов мусульман, перечисленных ниже. Восьмым классом ранее были представители "Муаллафат-ул-кулуб". То есть класс воинствующих неверных - кафиров. На первом этапе распространения Ислама было предписано давать им закяат, с целью нейтрализовать их враждебность. При первом Праведном Халифе Абу Бакре, да будет доволен им Аллах, необходимость в этом отпала.

1. Факыр - Бедняк: В эту группу входят мусульмане, достаток которых не достиг уровня, с которого необходимо выплачивать закяат. Какова бы ни была зарплата мусульманина любой профессии, но, если он испытывает затруднения в содержании своей семьи (самым необходимым), то имеет право на получение закяата и, одновременно, освобождается от дачи милостыни Фитр и совершения жертвоприношения в праздник "Курбан".

2. Мискин - Нищий: К этому разряду относятся мусульмане, которые не имеют ничего, кроме однодневного пропитания. Некоторые реформаторы ошибочно толкуют состав этой группы, считая, что сюда входят все соотечественники, включая и кафиров. Это неверный, чисто реформаторский подход. А, стало быть, недозволительное нововведение в Исламе - бидъа. Неверные наши соотечественники могут получат подарки или обыкновенную милостыню (садака) от мусульман. Но, ни размеры этой милостыни, ни сроки здесь не установлены, и являются добровольным делом любого человека. Давать закяат не мусульманину не разрешено. По Предписанию Всевышнего Аллаха, Закяат предназначен только для мусульман.

3. Амиль - Сборщик закяата: К этой группе относятся 2 типа сборщиков: Саъи и Ашир. А) Саъи - это сборщики закяата с мусульман, обязанных выплачивать налог с определённого количества животных, а также с тех, кто обязан выплатить Ушр с урожая садов и полей. Б) Ашир - сборщики закяата с торговцев, занимающихся коммерцией за пределами города. Эти сборщики имеют право получать закяат, даже если находятся в разряде богатых мусульман. (Собранные средства, поступают в казну - Бейт-ул-мал и далее распределяются среди указанных здесь 7-и групп мусульман).

4. Мукатаб - Невольник, подлежащий освобождению при уплате долга своему хозяину.

5. Мункати - Мусульмане, оказавшиеся без средств при совершении Хаджа или Джихада. В книге "Дурр-уль-мухтар" имама Алауд-дина Хаскафи (М. бин Али; 1021-1088/1677) говорится: "Мусульмане, передающие религиозные знания и находящиеся на обучении религиозным знаниям, имеют право на получение закяата, даже если не состоят в рязряде бедных, так как не имеют времени для зарабатывания средств". Имам Ибни Абидин (Саййид М. Амин бин Умар бин Абдулазиз; р. в Сирии в 1198/1784 г. и умер в 1252/1836 г.) в своих комментариях к этой книге пишет: "В хадисе, приведённом в книге "Джами-уль-фетава" говорится: "Разрешается давать закяат обучающемуся, даже если он обеспечен на 40 лет вперёд".

6. Медйун - Мусульманин, имеющий долг, но не имеющий возможности рассчитаться с этим долгом.

7. Ибнус-сабиль - Мусульманин, которому должны много денег, но он бедствует из-за того, что не может получить этих денег. А также мусульманин, попавший в затруднительное финансовое положение в чужой стране, хотя в своей стране является состоятельным человеком.
Итак! Закяат можно дать любому мусульманину из этих семи групп, или распределить между представителями всех или нескольких, перечисленных выше, семи групп.

Денежную стоимость закяата нельзя использовать : На покупку савана, на возмещение долга покойного. Нельзя закяат использовать на постройку мечети, на совершение Хаджа, на Джихад. В случае крайней необходимости, выбирают какого-либо надёжного мусульманин из числа бедных, чтобы он оказал посредническую услугу. Человек, отдающий закяат, даёт ему деньги с намерением дачи закяата, а тот передаёт эти деньги общине.

Таким образом, эти средства используют на вышеперечисленные нужды. Нельзя закяат давать "Зимми" (гайри-муслиму - соотечественнику не мусульманину). Им можно делать подарки, давать милостыню, но не закяат.

  • Нельзя давать закяат тому, кто сам обязан по шариату отдавать закяат.
  • Нельзя давать закяат несовершеннолетним детям богатого человека, если они не сироты. Родственникам богатого человека, если они бедны, могут давать закяат другие люди. 
  • Не даётся закяат матери, отцу, деду, бабушке, своим детям и внукам. Этим близким родственникам нельзая давать и милостыню Фитр. Им можно делать подарки, или давать обычную милостыню, если находятся не на попечении. Если же они находятся на попечении мусульманина, то он обязан их содержать без всяких условий.

Мусульманин, имеющий достаток, но оставшийся без средств на время по разным причинам (ему не вернули долг и т.п.) может брать закяат, но в количестве не более прожиточного минимума. Это дозволено лишь в том случае, если ему никто не даст беспроцентную сумму в долг. После получения своих денег, ему не надо будет возвращать полученный закяат. В отличие от такого мусульманина, бедный мусульманин может брать столько закяата, сколько ему дадут.

Закяат, в каком бы виде он не отдавался ( в виде золота, серебра, долларов, рублей, вещей и т. д.), лучше всего вручать в руки получателю, или его представителю, посреднику. Вручая свой закяат посреднику, вы должны быть уверены, что закяат дойдёт до назначения. Если же этого не произойдёт, то, естественно, вы не будете в числе уплативших закяат!

Каждый мусульманин, имеющий достаток, обязан помнить когда и сколько следует отдать закяат. Как уже было сказано выше, по мазхабу Ханафи необходимо иметь исходный достаток, определённый шариатом в течение 1-го года по лунному календарю. Только по прошествии 1-го года для последователей мазхаба Ханафи становится обязательным выплата закяата. Как только мусульманин станет обладателем исходного количества имущества, достаточным для выплаты закяата, он должен записать эту дату и по прошествии года выплатить закяат. Если в течение года у него в наличии имущества станет меньше, а затем снова пополнится до необходимой суммы, то ему снова надо будет записать эту новую дату, и снова отсчитав 1 год, выплачивать закяат.

[Наиболее осторожные мусульмане отдают закяат сразу после получения на руки достаточной суммы денег или имущества, так как по иджтихаду Имама Аъзама Абу Ханифа, рекомендуется отдавать закяат, не дожидаясь прошествии года.]

0 комментариев