На сегоднешний день проблема, связанная с полигамией, является одним из важных вопросов. В связи с чем сразу хотим сказать, что категоричный запрет на полигамию или же проповедование ее, в качестве одной из основ религии, является чрезмерностью.
Полигамия – одна из самых критикуемых тем на Западе.
Известно, что полигамия не является нововведением Ислама. Первым полигамию узаконил также не Ислам. И это – истина. Всем известно, каково было положение женщин до прихода Ислама. В то время женщина была предметом торговли. Не было ограничений и в количестве жен. Каждый брал столько, сколько желало его вожделение. Можно было в любое время продать женщину, либо обменять на что-либо. А в культурах Греции и Рима женщина не считалась человеком. Согласно мнению Платона, женщина была общественным предметом, которым мог пользоваться любой желающий. В древнем Китае, по причине того, что женщину также не считали за человека, не макушке не оставляли волос (айдар – бұл жерде не жайында айтылып тұр. Шаш жайында ма?), и даже не давали имени. Между западными философами даже имели место диспуты на темы, которые шокируют любого нормального человека: «Является ли женщина человеком? Если она является человеком, то ест ли у нее душа? Если есть душа, то подобна ли она душе мужчины или же схожа с душой животных?»[1]
Таково было положение женщин до Ислама. И Ислам, с первых дней своего существования, оказав почет женщине, стал доводить до людей, что она является достойным созданием. Мусульманство возвысило женщин с уровня предмета до пьедестала человечности, освободив от унижения. Ислам заставил преклониться перед золотым правилом: «Джаннат находится под стопами матерей».
Как было сказано выше, до прихода Ислама, ограничений относительно количества жен не было. Мужчина мог жениться сколько душе угодно. И Ислам ограничил это число до четырех. Наряду с этим узаконил сложные условия, касающиеся полигамии. И будет уместным сказать, что это было благом Ислама, которого удостаивалась женщина.
Во-вторых, иметь четыре жены не является предписанием религии. То есть, это не фарз и не уаджиб. Из этого следует, что мужчинам не вменяется полигамия. Полигамия в Исламе лишь альтернативный шаг, связанный с некоторыми особенностями. Вдобавок к этому в шариате существуют особые условия и требования, касающиеся многоженства. Например, мужчина, который желает взять вторую жену, должен быть в состоянии содержать их. К тому же мужчина должен одинаково относиться к ним. То есть, в отношениях со своими женами он не должен ущемлять права одной их них. Должен быть одинаково радушным как к первой, так и к последующей жене и т.п. То есть не должен допускать поступков, которые бы порождали недовольство одной из них. Муж обязан одинаково обеспечивать своих жен. Понятно, что на такое способен далеко не каждый мужчина.
Наш досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), описывая положение мужчины, который не был беспристрастным в отношениях со своими женами, сказал: «Мужчина, имеющий две жены, и который отдает предпочтение одной из них, чем поступает несправедливо, явится в Судный день с одним свисшим вниз плечом».
Всевышний же, в суре «Ан-Ниса» сказал: «Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной...».
Теперь следует упомянуть несколько причин, по причине которых Ислам разрешает полигамию. Как известно, количество мужчин намного меньше количества женщин. И причиной тому, подверженность мужчин различным обстоятельствам со смертельным исходом. К примеру, войны, автокатастрофы и т.п. История свидетельствует, что во время первой и второй мировых войн погибло много мужчин. При этом их дети становились сиротами, а жены вдовами. Нет сомнения в том, что тысячи, а то и миллионы вдов нуждаются в создании семьи, нуждаются в муже, а сироты в покровителе, отце. Каким образом можно решить эти проблемы, если наложен запрет на полигамию? Кто должен быть покровителем беззащитных вдов и сирот?
Также известно, что во многих странах, в которых нет войн, численность женщин намного преобладает над численностью мужчин. И по этой причине многие девушки засижываются в девках.[2] Понятно, что все они хотят найти свою вторую половину, выйти замуж, стать матерью, создать семью. И нет сомнения в том, что если не решать эту проблему законным путем, то это может привести к нежелательным последствиям.
Часто бывает так, что мужчина вынужден взять вторую жену. Что должен делать мужчина, жена которого не в состоянии родить ребенка? Разводиться с первой и жениться на другой? Должен вероломно поступить со своей женой? То есть, развестись с ней лишь по причине того, что та бесплодная и тем самым еще больше «обрадовать» ее? Или не станет разводиться с ней и будет оставаться и мужем, и опорой, и возьмет в жену вторую жену? Конечно же, разумнее поступить по последнему варианту.
Кто-то может предложить и другой вариант. Мол, пусть не разводится с первой женой, но и не женится на другой. Дело в том, что не каждый мужчина согласится на это. Ясно, что мужчина представляет собой отдельный мир. Понятно, что мужчина, который мечтает о своем потомстве, не успокоится, пока не достигнет цели. Мало того, есть мужчины, которые мечтают о том, чтобы у него было много детей.
Наряду с этим в жизни люди подвержены всяким обстоятельствам. К примеру, может случиться так, что жена заболевает тяжелым недугом, и муж не в состоянии обеспечить ей достойный уход. Разве в таком случае не будет правильным взять вторую жену, с целью обеспечения ухода за больной женой?
Ислам разрешает многоженство даже в том случае, если нет вышеперечисленных предпосылок. Так как есть мужчины, которые будучи женатыми, влюбляются в других женщин. Так как природа и сущность людей разнятся между собой. У некоторых бывает избыток полового влечения. К тому же может случится так, что жена не удовлетворяет мужа. В случае запрета на многоженство мужчина либо разводится с женой, либо находит любовницу, и тем самым совершает прелюбодеяние. Таким образом, с одной стороны, он становится грешником перед своим Создателем, а с другой проявляет двуличие по отношению к своей семье. В результате беспокойства, что кто-то может узнать о его похождениях, он лишается покоя. К тому же по причине того, что он временно использует любовницу лишь ради удовлетворения своей страсти, она в конце концов может стать на путь разврата. Результатом таких похождений может стать рождение сироты при живых родителях и его мать-одиночка.
Сегодня «цивилизованный» Запад, который непримирим с полигамией, осознанно подталкивает женщин к прелюбодеянию и проституции, закрывает глаза на рождение тысяч сирот при живых родителях, на бесчисленные аборты. Европейский ученый Густав Ли Вон, признавая эту истину, сказал: «Многоженство мусульман намного предпочтительнее того, что европейцы женятся на одной женщине, а затем прелюбодействуют с другими женщинами».[3] («Мұсылмандардың көп әйелмен некелесуі – заңды түрде бір әйелмен некелесіп, жасырын түрде көп әйелмен көңілдес болып жүре беретін европалықтардан әлдеқайда артық» - басында «Мұсылмандардың көп әйелмен некелесуі» дегенмен «европалықтардан әлдеқайда артық» дегеннің арасында байланыс жоқ)
Да, полигамия в Исламе не является предписанием. Многоженство рассматривается в качестве альтернативы в особых случаях. Если учесть наличие строгих требований и правил, касающихся многоженства, можно понять, что это очень ответственный шаг, на который решится не каждый. Нельзя забывать об ответственности в случае, если мужчина не способен содержать двух жен, если он может ущемлять одну из них в ее правах, если женитьба на второй жене становится причинй развода с первой. И будет большой ошибкой, если при женитьбе на второй жене мужчина не будет учитывать свое положение, положение своей семьи и общества в целом.