Разные: Эксперт раскрыл связь Хафтара с салафитами
Разные: Эксперт раскрыл связь Хафтара с салафитами
4 года назад 1489 islamnews.ru golosislama.com

Военные неудачи «фельдмаршала» Халифы Хафтара стали демонстрировать «межконфессиональный» и даже «сектантский» характер ливийского конфликта. Об этом пишет глава Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов в статье, опубликованной на портале TRT.

По мнению аналитика, поражения вынуждают Хафтара снимать с себя маску «ливийского светского патриота», которую он создал для покровительствующих ему России и Франции. Теперь Хафтару приходится ориентироваться на своих союзников из числа ливийских мадхалитов.

Мадхалиты стали укреплять свои позиции в Ливии еще во времена правления Каддафи, который не позиционировал себя светским политиком. По некоторой информации сын Каддафи – Саади сам был мадхалитом и всячески распространял мадхалитизм в Ливии. По этой причине ливийских мадхалитов называли «Джамаатом Саади».

Идеология саудовского богослова Раби аль-Мадхали направлена на противостояние т.н. «умеренным исламистам» и суфиям, но при этом весьма лояльна любым правящим режимам (естественно, кроме представляющих «умеренных исламистов» или суфиев). Учение было адаптировано под потребности Саудии и перенесено на ливийскую почву. Каддафи какое-то время пользовался поддержкой ливийских мадхалитов, пока во время Арабской весны они не присоединились к выступлениям против него. В этот же период сторонники Раби аль-Мадхали начали активно атаковать суфиев и ибадитов, последователей традиционных для Ливии направлений ислама.

В ходе развития конфликта между Хафтаром и Всеобщим народным конгрессом, а позже и Правительством национального согласия, ливийские мадхалиты встали на сторону фельдмаршала, и вошли в состав его ЛНА. Спровоцировала ситуацию фетва (богословское заключение) Мадхали, в которой он призвал своих ливийских последователей поддержать Хафтара.

Помимо Раби аль-Мадхали Халифа Хафтар имеет непосредственную связь с богословом палестинского происхождения, проживающим в КСА, Усамой Атая аль-Отейби. В феврале 2018 года запись их разговора стала достоянием общественности. В беседе Отейби, порекомендовал Хафтару координировать действия с зинтанскими последователями шейха Тарека Дармана, которых он назвал «братьями в Зинтане», и с другими аналогичными «боевыми группировками по всей Ливии», говорится в статье.

Сам Хафтар убеждал Отейби, что Ливия – мусульманская страна и в ней нет места для демократии, а он сам сражается только ради своей религии. Хафтар также способствовал тому, что все ведущие должности в религиозных структурах, прежде всего в «Комитете по фетвам» Восточной Ливии, заняли последователи мадхалитского учения.

Несмотря на поражения Хафтара под Триполи, влияние мадхалитов в Ливии не ослабло. Однако в будущем эти подразделения на западе Ливии могут сыграть роль «троянского коня», отмечает Кирилл Семенов. Само по себе их присутствие в составе сил ПНС представляет угрозу, так как нет никаких гарантий, что на определенном этапе они не перейдут на сторону противников ПНС.

Саид Нурси: "Несомненно, Айя-София снова станет мечетью!"

После смерти Кемаля Ататюрка, превратившего мечеть Айя-Софию в музей в 1935 году, и ослабления секулярной диктатуры кемализма после поражения кемалистов на выборах в 1950 году, Саид Нурси одним из первых обратился к новым властям Турции, особенно к тогдашнему премьер-министру Аднану Мендересу, с просьбой вернуть Айя-Софии статус мечети. Саид Нурси говорил, что открытие Айя-Софии в статусе мечети обрадует весь исламский мир и даже часть христианских государств, ибо она вновь станет местом поклонения Всевышнему Творцу. 

Как известно, у Саида Нурси было три завещания к правителям Турции:

1. Вернуть чтение азана на арабском языке (исполнено А. Мендересом).
2. Официальное печатание тафсиров Корана - книг "Рисале-и Нур" в Диянете Турции (исполнено Р.Т. Эрдоганом в 2014 г.).
3. Вернуть Айя-Софии статус мечети.

Как рассказывал один из близких учеников Саида Нурси - ныне покойный Саид Оздемир, чтобы предотвратить надвигающийся военный переворот в 1960 году, приближение которого явно ощущалось, Саид Нурси обратился к премьер-министру Аднану Мендересу с таким советом:

"К тебе приближается беда! Эту беду можно предотвратить двумя большими садака (даяниями):

1. Благодаря тому, что книги "Рисале-и Нур" способствуют сохранению имана (веры), они - словно большое садака: распространи (напечатай) их.

2. Открой Айя-Софию для поклонения верующим. Если ты сделаешь это, это спасет тебя".

Также известна фраза другого близкого ученика С. Нурси, также ныне покойного, Абдуллаха Йегина:

"Если Айя-София будет открыта для поклонения, ин ша Аллах, беды над Турцией исчезнут".

Как известно, в первую пятницу после завоевания Константинополя-Стамбула в 1453 году пятничная молитва была совершена в Айя-Софии, и с тех пор она была главной мечетью Османского халифата, являясь символом взятия города.

Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Константинополь обязательно будет завоеван, и насколько прекрасен тот амир (предводитель), и насколько прекрасно то войско, что завоюет его!»

Известно, что есть проклятие завоевателя Стамбула Султана Фатиха на тех, кто осмелится закрыть мечеть Айя-Софию. Повторное открытие Айя-Софии можно трактовать и как второе завоевание Стамбула, о чем сказано в некоторых хадисах.

После смерти Саида Нурси его ученики продолжили его дело и не раз обращались к властям Турции с просьбой вернуть Айя-Софии статус мечети.

12.12.2012 года ученики Саида Нурси (ныне покойные) были на встрече с Президентом Р. Т. Эрдоганом (на фото) и просили открыть Айя-Софию для поклонения, прочитав завещание Нурси.

Один из учеников Саида Нурси - Абдуллах Йегин, который был на этой встрече, рассказывал:

"Мы обратились к Эрдогану, вместе прочитали письмо нашего устаза. Он сказал:

"Не торопитесь, мы действуем в соответствии с общей обстановкой... Ин ша Аллах, это время придет. Даже если иностранцы не хотят этого, я лично пойду туда и встану во главе намаза".

0 комментариев
Архив