Куда спешит морская мощь Красного дракона?
|
Флот Китая стал крупнейшим в мире, но способен ли он тягаться с ВМС США?
Это событие оценивается сильно по-разному. Китайские источники подчеркивают несомненный успех. Правительство КНР в 2012 году анонсировало план масштабного развития флота, и оно его реализовало. Даже с некоторым опережением графика. Сравняться со звездно-полосатым гегемоном по числу вымпелов предполагалось к 2023−2025 годам, а вышло в 2019-м, на 4−6 лет раньше намеченного срока. Так что планы Пекина создать к 2035 году шесть авианосных ударных группировок уже не выглядят фантастикой.
С другой стороны, ныне действующий мировой морской лидер внешне демонстрирует высокомерное спокойствие. Хотя в штуках китайских боевых кораблей стало больше, в совокупности морские силы НОАК по-прежнему сохраняют отставание от Америки. Как в суммарном водоизмещении, так и в качестве самих боевых единиц. Претендент, конечно, старается, но до лидера ему еще далеко.
Независимые, в том числе российские аналитики занимают в целом промежуточную позицию, отмечая безусловный технический прогресс проектов китайских кораблей. При этом сравнение параметров ведется в целом явно в пользу США. Отчасти по причине достаточно большой путаницы в имеющейся информации, отчасти просто по инерции. Всё-таки еще каких-то полтора десятка лет назад доминирование американского флота в мире являлось неоспоримым.
Однако если сложить известные факты в цельную картину, она становится куда более определенной, при этом местами даже неожиданной.
В настоящий момент американский флот имеет: 10 атомных авианосцев (плюс еще один новейший проходит сейчас процедуру передачи флоту); 22 атомных ракетных крейсера типа Ticonderoga; 65 эсминцев УРО типа Arleigh Burke; 44 атомные подводные лодки (в том числе 14 стратегических ракетных и 30 обычных ударных). Считать прочие суда особого смысла не имеет. Превращенные в демонстраторы технологий два эсминца типа Zumwalt, а также 6 постоянно ломающихся новых кораблей ближней зоны погоды не делают.
На их фоне китайский флот совокупной мощью действительно не потрясает: 4 ПЛАРБ, 9 атомных ракетных ударных подлодок; 56 неатомных субмарин; 2 очень старых авианосца (плюс 1 новейший, собственной конструкции, в постройке); 29 эсминцев, 59 фрегатов и 37 корветов. Разве что в классе десантных сил КНР практически равна Соединенным Штатам: 4 десантных вертолетоносца типа 071 «Юйчжао» (мало чем уступающих УДК типа «Америка») и 31 танкодесантный корабль (по американской классификации — десантный транспорт класса LST). Однако если начать вдаваться в детали, всплывает много всего интересного.
Если к вопросу подходить так, как это делают ведущие эксперты, следует признать, что в классе авианосцев на данный момент Китай не вышел за рамки дворовой команды. Сможет ли он спроектировать и построить что-либо по характеристикам близкое к доминирующему сегодня в США типу «Нимиц», не говоря уже про строящийся «Форд», — вопрос пока риторический. Скорее нет, чем да. Американский столетний опыт строительства кораблей этого класса со счетов сбрасывать не стоит.
А вот в категории крейсеров и эсминцев, как сейчас модно говорить — не всё так однозначно. Крейсеров у Китая действительно нет. Ни ракетных, ни обычных, никаких. Но вот так чтобы недостатком это сегодня уже не является. За прошедшие полвека характер инструментов войны на море серьезно изменился. Их больше не строят даже в США.
Ракетный крейсер Ticonderoga, конечно, хорош, но из 22 официально числящихся 11 выведены в резерв еще в 2005 году и три готовятся к утилизации. Ирония происходящего заключается в том, что кораблю этого класса (CG-51 Thomas S. Gates) принадлежит своеобразный рекорд американского флота. Оказавшийся последним в серии корабль был заказан в мае 1982 года, заложен в августе 1984-го, спущен на воду декабре 1985-го, передан в состав флота в августе 1987-го, а уже в декабре 2005-го был списан и поставлен в план на утилизацию на июль 2017-го.
А всё потому, что за половину его стоимости от ¾ до 4/5 функционального объема его боевых задач должен был выполнять ракетный эсминец «А́рли Бёрк» (Arleigh Burke). Благодаря высочайшему уровню стандартизации, унификации, модульности и боевой информационной управляющей системе (БИУС) «Иджис» он предназначался в качестве универсальной замены сразу трех классов: крейсеров, эсминцев и фрегатов.
В теории «Берки» позиционировались действительно мощной морской платформой. БИУС, интегрирующая в себе не только собственные радиоэлектронные средства, но и позволяющая взаимодействовать с системами других бортов эскадры, а также подводных лодок и самолетов. 96 универсальных вертикальных пусковых модулей для ракет различных классов, в том числе позволяющих сразу нести от 8 до 56 крылатых ракет «Томагавк». Универсальная башенная артиллерийская установка калибра 127 мм. А теперь еще и возможность применять с них зенитные ракеты для перехвата баллистических боеголовок. Зверь, а не эсминец.
В большинстве мест, где сравниваются флота США и КНР, «Бёрки» описываются именно такими, как сумма всей о них положительной информации. По сравнению с ними новейшие китайские эсминцы Тип 052D выглядят, конечно, хорошими, но всё еще уступающими. И универсальных контейнеров у него только 64, и размещающиеся в них китайские ракеты уступают по дальности и мощности знаменитой ПКР AGM-84 «Гарпун». И вообще, он даже спутники сбивать может. Можно сказать, без пяти минут звездный крейсер.
Всё это действительно так. Возможности реального 052D составляют максимум примерно 78−80% от уровня теоретически идеального «Бёрка». Однако реальные американские ракетные эсминцы довольно сильно и не в лучшую сторону отличаются от своего распиаренного образа. Расположение радарных решеток неподвижно на надстройке оказалось далеко не лучшим решением. Универсальный радар даже Пентагон сегодня называет подслеповатым. Корабль особенно уязвим против низколетящих ПКР. По мнению американских экспертов, российские «Москиты» и индийские «Брамос» к нему способны прорываться с недопустимо высокой вероятностью.