Парламент Казахстана закрепил презумпцию виновности органов власти в спорах с гражданами. Отсутствующая презумпция невиновности
Парламент Казахстана закрепил презумпцию виновности органов власти в спорах с гражданами. Отсутствующая презумпция невиновности
4 года назад 1153 platon.asia Оксана Скибан

Вводится институт обязательного досудебного обжалования споров, за исключением отдельных категорий споров.

На пленарном заседании Сената Парламента РК депутаты приняли новый Административно процедурно-процессуальный кодекс, которым устанавливаются эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров с вышестоящим органом и органами судебной властипередает корреспондент zakon.kz

Министерством юстиции совместно с Верховным судом разработан проект Административного процедурно-процессуального кодекса. Это новый документ для нашей правовой системы, - сказал министр юстиции РК Марат Бекетаев, представляя документ депутатам. 

По его словам, проект Кодекса предусматривает несколько целей. Во-первых, закрепить совокупность гарантий, позволяющих гражданам активно участвовать в процессе принятия управленческих решений. Во-вторых, установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров с вышестоящим органом и органами судебной власти. 

В связи с этим проект Кодекса состоит из двух основных частей. Это административные процедуры и административное судопроизводство. По административным процедурам – первое, учитывая, что властными полномочиями наделены не только госорганы, но и иные лица, предлагается закрепить понятие "административный орган". Второе, внедряются новые принципы защиты физических лиц от возможных злоупотреблений со стороны субъектов власти. Например, принцип приоритета прав обязывает правоприменимтелей толковать все сомнения, противоречия и неясности законодательства в пользу граждан, - пояснил глава ведомства. 

Третье, при принятии органами власти управленческих решений в отношении граждан закрепляются процедурные гарантии, обеспечивающие "обратную связь". Основное правило заключается в том, что субъект власти обязан выслушать мнение заинтересованного гражданина перед принятием окончательного решения. 

Четвертое, вводится особый порядок отмены правовых решений, которые благоприятны для граждан. Пятое, проектом Кодекса вводится институт обязательного досудебного обжалования споров, за исключением отдельных категорий споров - к примеру, налоговые и таможенные. Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке до двадцати дней. Данный институт позволяет быстро решать вопросы граждан, сэкономить время и судебные расходы, - отметил министр. 

В части административного судопроизводства проектом предусматривается ряд основных положений. Так, по данным Бекетаева, главной отличительной чертой нового вида судопроизводства станет усиление активности суда в процессе собирания доказательств. На сегодняшний день споры с органами власти рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Однако действующий порядок не учитывает, что орган власти с одной стороны и гражданин с другой фактически неравны. 

Руководствуясь принципом активной роли, суд будет обязан выяснять имеющие значения обстоятельства спора, собирая доказательства самостоятельно. Водится институт судебного контроля за исполнением судебных актов. В частности, предусматривается возможность неоднократного применения судами денежных взысканий (до 100 МРП) как вида процессуального принуждения в целях обеспечения своевременного исполнения их требований. Вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов.
В частности, в целях обеспечения своевременного исполнения требований суда предусматривается возможность неоднократного применения денежных взысканий до ста месячных расчетных показателей, - сообщил он. 

Сопутствующий законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства" разработан для приведения действующего законодательства в соответствие с положениями Кодекса. В этих целях законопроектом предлагается внести поправки в семьдесят пять законодательных актов, десять из которых кодексы. Большая часть поправок связана с внедрением обязательного досудебного порядка обжалования в публично-правовых спорах.

Отсутствующая презумпция невиновности

В материале речь пойдет не только о нормативно-правовой составляющей понятия «презумпция невиновности». Как известно, в уголовном судопроизводстве принцип презумпции невиновности заключается в том, что человек считается невиновным, пока его вина в каком-либо преступлении не будет доказана законным путем, зафиксированным приговором суда. В этом обзоре мы рассмотрим более широкий круг социальных феноменов, когда в нашем обществе на людей, находящихся под подозрением, либо поведение которых непонятно, сразу же, не разобравшись, наклеивают ярлыки, так относя их к разряду своеобразных «прокаженных», с которыми общаться становится зазорным или опасным. На страницах наших СМИ довольно часто можно встретить сообщения о том, что некий гражданин N замешан в таком-то деле и якобы причастен к таким-то преступлениям. Но при этом нет никаких фактологических сведений от следственных органов и, тем более, от суда о таких деяниях гражданина N. Да и нашим людям не нужны такие сведения – они сами заранее кого-нужно осудят и назовут «преступником». Для нас уже стало привычным и нормальным читать новости о том, что кто-то совершил преступление, но при этом наличие «преступления» не доказано, а информация о нем является голословными заключениями органов.

Собственно, такая социальная практика является атрибутом «полицейского государства», в котором насилие силовиков и вопросы обеспечения «безопасности» общества выступают главной ценностью. Сталинские «тройки», выносившие расстрельные приговоры в течение нескольких часов, глубоко сидят в нашей крови. Диктат «полицейской» силы, авторитарных практик и милитаристской культуры привел к тому, что у нас не принято оправдываться, извиняться – оправдания, извинения считаются признаком виновности, слабости. Подавляющему большинству казахстанцев непонятна идея о том, что есть и имеют право быть и другие культуры, отличные от их культуры. Они к тому же бывают более цивилизованные и глубокие, оттого-то они непонятны большинству наших людей и, соответственно, вызывают у них отторжение.

И полный «шиздец» носителям этой непонятной культуры (часто – это глубокий гуманизм инакомыслящих диссидентов), если их еще не приемлют чинуши, «крутые» люди. «Прокаженные» не имеют право высказать свое мнение и быть выслушанными, тем более их слова непонятны и «ужасны», а потому мы на них вешаем дополнительный ярлык «душевнобольных». Вдобавок ко всему «прокаженные» порой критикуют наш образ жизни, нашу культуру, что, по «законам первобытного военного времени», автоматически делает их врагами народа. В этом плане мы до сих пор привержены стереотипам первобытной эпохи, когда «боевой» опыт подсказывал, что представители другой культуры, группы менее добрые и более опасные. Кстати, первобытный человек не мог делать свои представления объектом анализа, поэтому они образовывали своего рода «мусорную» кучу, которая пополнялась легко и запросто, но, конечно, не расчищалась. Для первобытного человека не было бессмысленных слов – все они были одушевлены. И если он не понимал какие-нибудь слова, то они его сильно пугали.

Вместе с тем сегодняшний «культ» навешивания ярлыков в глубинной своей основе продиктован слабым социальным и политическим развитием общества, когда в нем практически отсутствует, прежде всего, защищенность базовых прав человека, разнообразие культур и верховенство закона. Ярлыки ведь навешивают и агенты социального контроля, поскольку приклеивание ярлыков, стигматизация входит в круг их «должностных обязанностей» (полиция, чиновники). Соответственно, наше общество, привыкшее «ходить строем», слушается этих должностных лиц. В данной ситуации многое также зависит от уровня развития в обществе социальных наук, чтобы люди понимали такие элементарные понятия как-то: социальный статус, социальная роль, предрассудки, стереотипы, культурная толерантность и т.д. То есть, если человек у нас не выглядит и не ведет себя, как подобает его социальной роли (принятой у нас), то все, что он говорит, будет признаваться глупостью, не соответствующей его «социальному положению». Например, у нас принято «думать», что «ученый», «эксперт», «правозащитник» должен выглядеть респектабельно и говорить чинно, важно. В противном случае – это «самозванец», либо «душевнобольной». Наши люди, в силу слабой образованности, однообразности, одномерности общества, не понимают, что социальный статус и социальные роли – это условности, иногда и «пустые» схемы, которые «созданы» для среднестатистических людей.

Мнения, традиции и обычаи в первобытном и традиционном обществе передаются из поколения в поколение как сакральные вещи, не подлежа критическому осмыслению. Следовательно, вы находитесь в зоне риска, если ваша культура выходит за рамки традиционной культуры. В первобытном социуме нарушение традиций вызывало суеверный ужас, когда люди даже умирали после нарушения, к примеру, табу, ибо, согласно заветам, они «должны были» умереть и умирали из-за самовнушения. Потому-то такие практики пустили глубокие корни во многих культурах - их преодоление зависит от уровня развития экономики, науки и т.п. Уровень развития критического мышления тесно зависит от степени сложности, многообразия каждой отдельной цивилизации, когда контакты с другими культурами, появление социальных классов расшатывает традиционное мышление и вынуждает человека анализировать свои традиционные представления. Разумеется, человеческое поведение зачастую направляется социальными ожиданиями и стереотипами. Но многое тут зависит от уровня образованности и социального развития человека.

Прочность и действенность практики навешивания ярлыков закрепляется сотрудничеством нашей интеллектуальной элиты с властью, когда неугодные люди стигматизируются и лишаются информационных каналов. Как это, в частности, произошло с Ароном Атабеком. Он стал защитником прав «пролетариата», «люмпенов» и, тем самым, был обречен, ибо он опасен как для правящей, так и для интеллектуальной элиты, скрепленных одной «цепью» - извлечением ренты из национальных богатств. В этой связи показательно, как аресты элитных «общественных деятелей» вызывают такой информационный «шухер», какого практически не было и нет вокруг вот уже почти 14-летнего заключения Арона Атабека. Поэтому не слушайте бездумно агентов социального контроля, устанавливающих «законные» ярлыки и обвиняющих кого-либо во «вражеских» намерениях, забывая о презумпции невиновности. Возможно, так они защищают свои меркантильные интересы. Кроме того, помни, что в наших условиях колокол может звонить и по тебе…

0 комментариев
Архив