Как стать ученым?
Как стать ученым?
8 лет назад 3086 islamdag.ru
Омаров М.А.
Основополагающие принципы и методы учебы

Как знание велико, как необъятно!

Кто же может все это собрать?

А если суждено тебе учиться,

То самое полезное стремись сначала познать.

Ибн аль-Мубарак сказал: «Начало знания - намерение, затем слушание урока, осмысление, запоминание, применение на практике и, наконец, передача другим».

Существует шесть ступеней овладения знаниями:

1. умение задавать вопрос

2. умение хорошо и внимательно слушать

3.  хорошее осмысление

4.  запоминание

5.  обучение им других

6.  применение знаний на практике, соблюдая, установленные рамки

Некоторые люди остаются лишенными знаний из-за неумения задать вопрос. Они либо не спрашивают вообще, либо спрашивают о чем-то несущественном, оставляя без внимания более важные вопросы, которые ему действительно необходимы. Таково положение многих невежественных учеников. Некоторые люди остаются невежественными из-за неумения внимательно слушать. Это одна из самых распространенных болезней современной молодежи. Они больше любят и предпочитают говорить и спорить, нежели выслушивать. Этот недостаток - притаившаяся беда большинства ищущих знания, которая лишает их многих познаний, даже если они вполне способны их получать.

 

Основные правила усвоения знаний

Правило первое: для изучения необходимо выбирать лучшее и самое полезное из знаний, а не стремиться к их большому количеству. Ищущему знания следует выбирать из всех видов науки самую лучшую – ту, в которой он нуждается для исповедания своей религии, а затем ту науку, которая необходима ему в будущем. Поэтому ему следует, в первую очередь, изучить науку единобожия и познания Всевышнего Аллаха, чтобы познать Аллаха (Его атрибуты) при помощи доказательств. Ведь, поистине, вера человека, слепо следующего за другим без требований доказательств, хоть и засчитывается по вероубеждению ахль ус-сунна ва-ль-джама’а, но все же попадает в грех из-за отсутствия поиска доказательств.

А так же ему следует отдать предпочтение ранним наукам (наукам которые существовали во времена Пророка (мир ему и благословение), сподвижников, во времена первых трёх поколений), нежели новым. Ведь сказано: «Вы  придерживайтесь ранних наук и остерегайтесь новых (которые появились после трёх поколений, таких как логика и т.д.)».

Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Знания бесконечны, из всякой науки берите лучшее». Сердце подобно сосуду, поэтому ищущему знания следует подумать, чем он его наполнит. Учащиеся бывают трех категорий: тот, который записывает все, что слышит; тот, который ничего не записывает; и тот, который выбирает из того, что говорит ученый, он - лучший из них. Следуя по пути знаний, всегда помните, что тот, кто займется бесполезными делами, упустит важные.

Следует запомнить следующее мудрое изречение, посвященное делу усвоения знаний, которое должно стать той дорогой, по которой будут следовать ищущие знания в своей жизни: «Уважаемый ученый тот, кто записывает лучшее из того, что слышит, заучивает лучшее из того, что записывает, рассказывает лучшее из того, что выучил».

Что касается времени начала изучения новой дисциплины, то желательно в среду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Любое дело, начатое в среду, завершится». Так поступал и Абу Ханифа. Он передал этот хадис от своего наставника, шейха, великого имама, Ахмада ибн ‘Абд ар-Рашида, да смилуется над ним Аллах. Шейх Юсуф аль-Хамдани, да смилуется над ним Аллах, откладывал начало всех своих благих деяний в среду. И это он делал, потому что среда – день, в которой был сотворен нур (Божественный свет), и он не благодатен для неверующих. Но для мусульман этот день, наоборот, благодатный.

Правило второе: постепенность.

Что касается объема урока в начале, то очень важно, чтобы объем урока для начинающего был таким, какой он сможет спокойно выучить, прочитав два раза. Учитель постепенно должен увеличивать объем урока так, чтобы, если этот урок окажется большим, ученик смог выучить его, прочитав два раза. Он увеличивает урок постепенно, проявляя снисхождение. А если он будет задавать большие уроки, и ученику приходится десять раз повторять их, то в конце его учебы результат будет плохим. Это войдет в его привычку, и он сможет избавиться от нее, только с большим трудом. Мудрость гласит: «Урок размером в букву, а повторение тысячу раз».

Необходимо начинать изучение науки с более легкого и близкого к восприятию материала. Шейх Шарафуддин аль-‘Укайли, да смилуется над ним Аллах, считал правильным то, что делали его учителя. Они выбирали для начинающих учеников более упрощенные, маленькие брошюры, потому что они наиболее доступны пониманию и запоминанию и не утомляют.

Ищущему знания желательно не возлагать на себя непосильное, а следует ограничиться тем малым, что может правильно усвоить, хорошо выучить и овладеть в полной мере.

Аз-Зухри сказал: «Кто будет стремиться обрести все знание целиком, оно целиком ускользнет от него, и знания добивается лишь тот, кто берется учить понемногу».

Ищущий знания должен знать, что высот и выдающихся результатов в какой бы то ни было области знаний можно добиться, только приобретая соответствующие навыки: научиться понять его принципы и основы, ознакомиться с его вопросами, отличить второстепенное от главного. И пока человек не приобретет таких способностей, он не сможет добиться выдающихся результатов в изучаемой им дисциплине.

И для того, чтобы приобрести такие навыки, ученик должен изучить выбранную науку в три этапа:

на первом этапе необходимо изучить основные и важнейшие вопросы каждого раздела приобретаемых знаний;

на втором этапе нужно всецело обеспечить знакомство с предметами исследования изучаемого знания, опираясь на книги среднего уровня сложности и на овладевших на первом этапе знаний, ясно изложенных на основе приводимых доводов и примеров.

на третьем этапе учащийся глубоко овладевает изучаемым им предметом во всех деталях, не оставляя неясным или непонятным ни одного вопроса, как следует уясняя их и раскрывая все тонкости, тем самым завершая изучение этой области знаний и вместе с этим приобретя соответствующие навыки.

При изучении любой области знаний желательно также идти следующим путем:

1. Заучивать основные положения знаний, изложенные в краткой форме и без ошибок;

2. Если возможно, ознакомиться с комментариями у хорошо знающего учителя;

3. Полностью погрузиться в изучение той книги, по которой занимается, чтобы овладеть ею в полной мере. Не желательно переходить от одной книги к другой без ее завершения, поскольку это является признаком досады и неудачи.

Ищущий знания должен браться за заучивание и чтение комментариев по мере своих сил, не утомляя себя и не проявляя небрежности, что может навредить.

4. Не следует приступать к изучению деталей и чтению различных книг, пока хорошо не освоил и как следует неовладел основами изучаемого, иначе учащийся потеряет время и рассредоточится.

Ибн Халдун сказал: «Учащемуся не следует отвлекаться на что-либо, помимо той книги, изучению которой он предался, насколько это представляется возможным. Тогда он сумеет изучить ее от начала до конца, добиться желаемого результата и приобрести навыки, которые он сможет применить и в другом деле».

5. Когда учащийся ознакомится с комментариями к изложенным в краткой форме основным положениям, которые он выучил и точно усвоил важнейшие сведения, содержащиеся в них, то ему следует перейти к рассмотрению ясно изложенных вопросов. При этом он должен постоянно читать, стремиться к разъяснению ценных сведений и тонкостей этой науки и проблем, которые встречаются ему или которые он слышит, а также разбираться в проблемных решениях по сомнительным вопросам, встречающимся во всех областях знаний.

Правило третье: последовательность и преемственность.

Этапы освоения одной области знаний должны следовать друг за другом поочередно, поскольку непоследовательность и разрыв между ними - это один из путей, ведущих к забыванию и оторванности отдельных вопросов этой области знаний друг от друга, что затрудняет приобретение человеком соответствующих навыков. А если человек, не забывая, сможет держать в памяти и начало, и конец, то приобрести навыки ему будет легче, они будут более тесно связаны и больше будут соотноситься с ним по характеру, поскольку навыки приобретаются только благодаря последовательности и повторяемости мысли.

Правило четвертое: необходимость изучения знаний по одной специальности отдельно от другой (Это правило очень трудновыполнимо в процессе приобретения знания и ко всем относится поразному, оставаясь, во всяком случае, наиболее предпочтительным).

Шейх аль-Ислама Казихан говорил: «Тому, кто хочет получить знания по фикху, необходимо выучить одну какую-нибудь книгу по этой дисциплине и повторять её постоянно, чтобы в дальнейшем ему было легче запоминать и понимать услышанное из фикха». Рассредоточение мысли более чем в одном направлении ослабляет ее. По мере возможности пусть ищущий знания не приступит к изучению сразу двух областей знаний одновременно, поскольку в этом случае он не овладеет в совершенстве ни одной из них, ведь мысль окажется рассредоточенной и будет переходить от осмысления одного знания к постижению другого.

 

Выбор книг

1. Следует выбирать книги, детально проверенные учеными, и начать чтение именно с них, прежде чем приступить к чтению других, непроверенных книг.

2. Следует отдавать предпочтение, насколько это представится возможным в особенности после того, как добились определенных успехов на пути знания, книгам ранних авторов, не увлекаясь более поздними.

3. Необходимо сторониться книг авторов, измышляющих порицаемые религией нововведения (бид'а).

4. Следует останавливать свой выбор на книгах, написанных на литературном языке, о чем можно судить, исходя из опыта знающих и достойных доверия людей или спросив их.

5. Желательно предпочитать книги, от которых можно получить больше пользы, коими являются, например книги таких авторов, как Имам аль-Газали, ан-Навави, Мухаммад Амин аль-Курди, Хасана-афанди из Кахиба, Мухаммад Са‘ид Рамазана аль-Бути, Мухаммад ибн ‘Алави аль-Малики и. т.

Особенно нужно остерегаться книг ваххабитского толка. Также крайне нежелательно читать книги в переводе приверженцев опасного течения ваххабизм, даже если оригинал достоверный. Поэтому в настоящее время опасно сделать выводы, опираясь только на книжные знания, необходимо получить знания у достоверного ученого.

Пусть и учитель не предоставляет своему ученику возможности заниматься изучением сразу двух областей знаний, а научит его сначала более важному.

2 комментария