Исторические рассказы в Коране
Исторические рассказы в Коране
8 лет назад 6281 www.kuzbassislam.ru
Ну­руд­дин аль-Итр «Улюм аль-Ку­ран»

Тот, кто вни­матель­но чи­та­ет Кни­гу Все­выш­не­го Ал­ла­ха, дол­жен за­метить ка­кое зна­чение Аллах при­да­ёт рас­ска­зам. В тек­сте Поч­тенной Кни­ги пе­ри­оди­чес­ки встре­ча­ют­ся раз­личные истории , из­ло­жен­ные в яс­ной и по­учи­тель­ной фор­ме. Всё по­тому, что до­веде­ние этих рас­ска­зов прес­ле­ду­ет оп­ре­делён­ные це­ли. В этих це­лях зак­лю­чены мно­го­об­разная муд­рость и превосходные скры­тые смыс­лы. Вкрат­це из­ло­жим са­мые ос­новные це­ли ко­рани­чес­ких рас­ска­зов.

Са­мая ве­ликая и са­мая зна­чимая цель ис­то­рий из Ко­рана – это под­твержде­ние про­рочес­кой мис­сии Му­хам­ма­да (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), а так­же то­го, что Ко­ран яв­ля­ет­ся откровени­ем Все­выш­не­го Ал­ла­ха. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что в те вре­мена бы­ли уте­ряны зна­ния о прош­лом. Про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) был нег­ра­мот­ным, не умел чи­тать и пи­сать. Та­ким же нег­ра­мот­ным был и его на­род. Он не рос сре­ди об­ла­дате­лей Пи­сания. У ара­бов не бы­ло школ, где бы он или кто-то из его на­рода мог учить­ся. Он не имел ни­каких от­но­шений ни с кем из уче­ных, ко­торые раз­би­рались в преж­нем Пи­сании, и ни­чего аб­со­лют­но не по­лучил от них. Вдруг он на­чина­ет со­об­щать све­дения о про­роках и их об­щи­нах. При этом его со­об­ще­ния точ­но и безоши­боч­но сов­па­да­ют с те­ми дан­ны­ми, ко­торые име­лись у об­ла­дате­лей Пи­сания, и ус­тра­ня­ют все имев­ши­еся в них не­точ­ности, воз­никшие по при­чине ис­ка­жений и под­мен. По­мимо это­го, новое от­кро­вение со­об­ща­ло о со­быти­ях, ко­торые не бы­ли из­вес­тны об­ла­дате­лям Пи­сания и не упо­мина­лись в их нас­ле­дии. Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Пи­сание с ис­ти­ной в под­твержде­ние преж­них Пи­саний, и для то­го, что­бы оно пре­дох­ра­няло их (или сви­детель­ство­вало о них; или воз­вы­силось над ни­ми)» (Ко­ран, 5: 48).

Уче­ные из чис­ла об­ла­дате­лей Пи­сания скры­вали зна­ния, ко­торы­ми вла­дели, и ни­кого в них не пос­вя­щали. Ко­рани­чес­кие рас­ска­зы, тем са­мым, сви­детель­ство­вали о том, что они мог­ли исходить не ина­че, как от Ве­да­юще­го тай­ным и яв­ным, ко­торо­му из­вес­тны тай­ны на не­бесах и зем­ле. Поч­тенный Ко­ран упо­мина­ет об этом чу­де. Во мно­гих его эпи­зодах име­ют­ся недвусмысленные ут­вер­жде­ния об этом, чем под­твержда­ет­ся его не­обык­но­вен­ность и бро­са­ет­ся вы­зов лю­бому, кто сом­не­ва­ет­ся в нём и от­ри­ца­ет его. К при­меру, пос­ле упо­мина­ния ис­то­рии о Марь­ям, о том, как про­рок Ал­ла­ха За­кария взял её под свою опе­ку, Ал­лах го­ворит: «Это – часть рас­ска­зов о сок­ро­вен­ном, ко­торое Мы со­об­ща­ем те­бе в от­кро­вении. Ты не был с ни­ми, ког­да они бро­сали свои пись­мен­ные трос­ти, что­бы ре­шить, кто из них бу­дет опе­кать Марь­ям (Ма­рию). Ты не был с ни­ми, ког­да они пре­пира­лись» (Ко­ран, 3: 44). В су­ре «Худ» он так­же говорит: «Все это – по­вес­тво­вания о сок­ро­вен­ном, ко­торые Мы нис­по­сыла­ем те­бе в откровении. Ни ты, ни твой на­род не ве­дали о них преж­де. Будь же тер­пе­лив, ибо доб­рый исход уго­тован бо­гобо­яз­ненным» (Ко­ран, 11: 49). Пос­ланник Ал­ла­ха был нег­ра­мот­ным. Он не про­читал ни од­ной над­пи­си и не учил­ся ни у од­но­го уче­ного. Его на­род был та­ким же неграмотным. Они не бы­ли сви­дете­лями тех со­бытий и не встре­чались с учас­тни­ками со­бытий, о ко­торых рас­ска­зыва­ет Ко­ран. Бо­лее то­го, пос­ланник Ал­ла­ха под­вер­гся про­вер­ке на зна­ние тех исто­рий сок­ро­вен­но­го прош­ло­го, о ко­торых со­об­щал. Об­ла­дате­ли Пи­сания за­дава­ли ему воп­ро­сы о том, что, по их мне­нию, он не дол­жен был знать. Че­рез жи­телей Мек­ки они спра­шива­ли его о оби­тате­лях пе­щеры, о ду­хе, о Зуль-Кар­най­не. На все эти воп­ро­сы он от­ве­чал им с точ­ностью и в под­робнос­тях.

Объ­яв­ле­ние о том, что Ал­лах в ко­неч­ном сче­те по­может Сво­им пос­ланни­кам, про­рокам и по­губит лжи­вых не­веру­ющих. Ко­рани­чес­кие рас­ска­зы ук­ре­пили сер­дце про­рока и при­дали си­лы ду­шам ве­ру­ющих. Лю­дям яви­лись по­оче­ред­но разъ­яс­не­ния че­рез ко­рани­чес­кие рас­ска­зы о победе ве­ру­ющих и уни­жении не­вер­ных, об ус­та­нов­ле­нии ис­ти­ны и ис­чезно­вении лжи, о возвышении зна­мени спра­вед­ли­вос­ти и ус­тра­нении си­лы ти­рании.

Раз­мышляя об ис­то­ри­ях с про­рока­ми не­об­хо­димо за­думать­ся над сле­ду­ющи­ми а­ята­ми су­ры Худ: «Это — не­кото­рые из по­вес­тво­ваний о се­лени­ях, ко­торые Мы рас­ска­зыва­ем те­бе. Од­ни из них все еще су­щес­тву­ют, а дру­гие уже ско­шены. Мы не бы­ли к ним нес­пра­вед­ли­вы, од­на­ко они са­ми пос­ту­пили нес­пра­вед­ли­во по от­но­шению к се­бе. Ког­да яви­лось ве­ление тво­его Госпо­да, бо­жес­тва, к ко­торым они взы­вали вмес­то Ал­ла­ха, ни­чем не по­мог­ли им. Они не приум­но­жили им ни­чего, кро­ме по­гибе­ли. Та­кой бы­ла Хват­ка тво­его Гос­по­да, ког­да Он схватил се­ления, жи­тели ко­торых бы­ли нес­пра­вед­ли­вы. Во­ис­ти­ну, Хват­ка Его му­читель­на, су­рова. Во­ис­ти­ну, в этом — зна­мение для тех, кто стра­шит­ся му­чений в Пос­ледней жиз­ни. Это бу­дет день, ког­да бу­дут соб­ра­ны лю­ди. Это бу­дет день, ког­да все бу­дут присутствовать» (11:100-103).

В су­ре «Про­ща­ющий» Все­выш­ний го­ворит в рас­ска­зе о Му­се, фа­ра­оне и ве­ру­ющих: «Воисти­ну, Мы ока­жем по­мощь На­шим пос­ланни­кам и ве­ру­ющим в мир­ской жиз­ни и в тот день, ког­да пред­ста­нут сви­дете­ли. В тот день из­ви­нения (или оп­равда­ния) не по­могут без­за­кон­ни­кам. На них ле­жит прок­ля­тие, и им уго­това­на Сквер­ная оби­тель» (40:51-52).

По­нят­ное объ­яс­не­ние ре­лигии и зак­репле­ние ос­нов ве­ры, пос­редс­твом со­дер­жа­щих­ся в этих рас­ска­зах ди­ало­гов, нас­тавле­ний и дис­пу­тов. Их го­тов пос­лу­шать и про­читать лю­бой: согласный с эти­ми ис­то­ри­ями и не­сог­ласный, ве­ру­ющий и не­веру­ющий. Ибо этим рас­ска­зам свойствен­на ув­ле­катель­ность и эф­фек­тность Ко­рана.

За­думай­тесь о том, что ска­зал уве­ровав­ший из ро­да фа­ра­она, ког­да ис­пу­гал­ся за то, что фара­он пос­ту­пит жес­то­ко и нес­пра­вед­ли­во с Му­сой: «Ве­ру­ющий муж­чи­на из ро­да Фа­ра­она, скрывав­ший свою ве­ру, ска­зал: «Не­уже­ли вы убь­ете че­лове­ка за то, что он го­ворит: “Мой Господь — Ал­лах”? Ведь он явил­ся к вам с яс­ны­ми зна­мени­ями от ва­шего Гос­по­да”» (40:28).

В ис­то­рии Му­сы и фа­ра­она ус­та­ми ве­ру­юще­го пе­реда­ют­ся нас­тавле­ния, име­ющи­еся выс­шую важ­ность и це­ликом сос­то­ящие из глу­боких ре­лиги­оз­ных смыс­лов. Ди­ало­ги, при­води­мые в этой ис­то­рии, со­дер­жат в се­бе яс­ные све­дения, что де­ла­ет ис­то­рию бо­лее про­ника­ющей в ду­ши.

В зак­лю­чении хо­телось бы при­вес­ти сло­ва Все­выш­не­го Ал­ла­ха: «Те­бя не бы­ло на за­пад­ном скло­не, ког­да Мы воз­ло­жили на Му­су (Мо­исея) на­ши по­веле­ния, и те­бя не бы­ло в чис­ле присутс­тво­вав­ших. Но Мы сот­во­рили по­коле­ния пос­ле Му­сы (Мо­исея), и дол­гим ока­зал­ся для них срок. Те­бя не бы­ло сре­ди жи­телей Мадь­яна, и ты не чи­тал им На­ши а­яты, но Мы отправили пос­ланни­ков. Те­бя не бы­ло на скло­не го­ры, ког­да Мы воз­зва­ли, но это бы­ло милостью тво­его Гос­по­да, что­бы ты пре­дос­те­рег на­род, к ко­торо­му до те­бя не при­ходил пре­дос­те­рега­ющий уве­щева­тель. Быть мо­жет, они по­мянут на­зида­ние» (28: 44).

0 комментариев