Ислам и сетевой маркетинг (Qnet)
Ислам и сетевой маркетинг (Qnet)
3 года назад 4889 www.dar-alifta.org

 

В Дом фетвы Египта поступило множество вопросов, касающихся дозволенности занятия сетевым маркетингом. Был проведен ряд правоведческих исследований, результатом которых явилась фетва номер 582 от 7.12.2011. Она содержит заключение о законности сетевого маркетинга  в форме финансовой пирамиды, которым занимается компания Qnet. Ранее Дом фетвы Египта уже издавал заключение, касающееся  этого вида финансовой деятельности, в котором говорилось о его дозволенности,  однако впоследствии отозвал упомянутую фетву до окончания исследований.

 

В процессе издания фетвы, муфтий последовательно проходит через четыре этапа: постановка проблемы, ее классификация, извлечение правовой нормы и непосредственно вынесение богословко-правового заключения (фетвы). Важнейшим этапом является постановка проблемы, так как на нем основаны остальные этапы. Составление точного, соответствующего реальности, представления о предмете исследования – это основное условие для вынесения объективной фетвы, защищенной от ошибок и направленной на реализацию базовых целей шариата и защиту интересов людей. Если же эти условия не были соблюдены – то есть постановка проблемы не соответствовала реальности, и в процессе издания фетвы не были последовательно пройдены упомянутые этапы – то вынесенная фетва не будет выражать истинную суть дела. Именно об этом сказали ученые: «Вынесение шариатского суждения о чем-либо основано на создании (объективного) представления о предмете».

Задача полноценно обрисовать проблему лежит на спрашивающем. Тем не менее, на муфтии также лежит обязанность соотнести данные вопроса с теми четырьмя факторами, от которых правовые нормы зависят, и под влиянием которых могут изменяться. Очень часто эти факторы порождают путаницу в уме спрашивающего. Эти факторы -  место, время, люди, и обстоятельства. Вынося заключение, муфтий также обязан установить, связан данный вопрос с отдельным человеком, или со всей мусульманской умой, так как фетва в каждом из этих случаев будет отличаться.

Формирование объективного представления о проблеме имеет еще большую важность при вынесении богословско-правовых заключений о современных явлениях, таких как сетевой маркетинг и торгово-финансовые структуры типа «пирамиды». В результате многочисленных жалоб на последствия деятельности этих структур, стала явной величина их экономического и общественного влияния. Совет фетвы Дома фетвы Египта отозвал свое заключение о дозволенности сетевого маркетинга, чтобы более глубоко исследовать проблему и изучить последствия этого вида деятельности для экономики региона. Были проведены подробные консультации со специалистами и людьми, работающими в этой области, исследована ситуация, создавшаяся в секторе сетевого маркетинга в Египте в настоящее время. В частности, была проведена встреча с координатором деятельности одной из компаний, работающих по принципу сетевого маркетинга в регионе Ближнего Востока. В результате стали ясными детали этой деятельности, которые были неизвестны ранее. Также были проведены встречи с противниками сетевого маркетинга, и выслушаны их аргументы.

В-третьих, были проведены консультации с независимыми экспертами в области экономики и общественных наук, где обсуждались как положительные, так и отрицательные стороны системы многоуровнего маркетинга.

После этого Совет фетвы счел необходимым сформулировать свои выводы относительно этого вида финансовых операций:

1. Согласно мнению экономистов, сетевой маркетинг и маркетинг по принципу «пирамиды» (одним из проявлений которого является компания Qnet) - это явления одного порядка. Оба вида операций производятся путем прямых продаж. В обоих случаях сеть прирастает по принципу разветвлений, и построения «плечевых структур». Это означает, что сетевой и пирамидальный маркетинг – это одно и то же.

2.  Этот вид маркетинга имеет свои особенности, которые можно объединить в две группы:

  • ¾     снижение расходов на реализацию и продвижение товара путем уменьшения числа посредников и осуществления прямых продаж;
  • ¾     осуществление управления реализацией товара за счет детальной информированности обо всех действиях дистрибьютеров и передвижении товара.

3. Сложившаяся ситуация с сетевым маркетингом на мировом рынке и рынке Египта свидетельствует о том, что наиболее распространенным товаром, продающимся этим способом, является право пользования апартаментами на курортах в определенные промежутки времени («Таймшер»).

4. В области прямых продаж существует два вида операций – «честные» сделки – как правило, это покупка продукта и его продажа, и «нечестные» – подобные тем, которые были произведены некоторыми компаниями, продавшими диски с программами для компьютера за цену, намного превышающую их реальную стоимость. Диски продавались как оригинальные и защищенные от копирования, а впоследствии выяснилось, что эти программы бесплатно можно скачать в Интернете. Экономисты считают, что обычному человеку очень трудно отличить, предлагают ему честную сделку или нечестную. Это приводит к тому, что покупатель не защищен от обмана. Ряд специалистов говорят о полном отсутствии какой бы то ни было защиты покупателя, что весьма  облегчает жизнь мошенникам.

5.  Одной из основных особенностей прямых продаж является отсутствие законов, ограничивающих и организовывающих работу компаний в этой сфере.

6.  Экономический анализ этого вида финансовых операций выявляет ряд отрицательных сторон. Важнейшими из них являются:

  • Отсутствие финансового контроля
  • Отрицательные последствия этого вида торговых операций для экономики региона, поскольку операции производятся в иностранной валюте, и в ней же делаются накопления.
  • Отрицательные последствия для формирования и поддержания общественных ценностей, поскольку производится пропаганда и стимулирование  «неправильной» формы потребления. При этом делается расчет на получение быстрой выгоды, которая не является результатом увеличения объемов производства.

7. Имеются указания на то, что этот вид торговой деятельности отрицательно сказывается на традиционной торговле, поскольку подменяет понятие бизнеса, управляемого и регулируемого административно, на бизнес, свободный от руководства, несущего ответственность и контролирующего процесс. Также остается неподконтрольной законность методов и средств, используемых в работе.

8. Также отмечается и то, что эти операции подменяют понятие «частичной занятости», превращая ее « постоянную занятость» - работу, занимающую все свободное время. Даже если это не обесценивает «режимную» работу, то, как минимум, наносит ущерб ее престижу. В этом убеждает то большое количество вопросов, связанных с этой темой, которые поступили в Дом фетвы Египта по телефону, устно, через сайт, письменно.

«Сетевой маркетинг» - это одно из новых явлений современности. Причем очевидно, что оно существует и практикуется во множестве форм, пусть даже и имея в чем-то главном общие черты. Заключение о шариатской законности сетевого маркетинга должно даваться по каждой форме его проявлений отдельно.

Что касается той операции, о которой говорится в данной фетве, то она базируется на идее того, что продавец, желающий продать свой товар, стимулирует продажи, назначая материальное вознаграждение покупателю за то, что он приведет других покупателей. Вознаграждение увеличивается соответственно возрастанию количества покупателей, которые привел данный человек.

Если говорить о вышеупомянутой ситуации, то современные богословы и правоведы имеют две точки зрения на этот вопрос:

Первая: рассмотрение этого вида торговой деятельности, как одного из видов традиционных торговых операций, описанных в классической литературе по фикху.  С этой точки зрения сетевой маркетинг можно рассматривать как две независимых торговых сделки, либо как две взаимосвязанных сделки.

Разногласие касается вопроса классификации этих двух сделок. Одни ученые назвали эти две операции «покупкой» и «вознаграждением за некие услуги» (например за возврат утерянной вещи). Другие ученые назвали это «покупкой» и «оказанием посреднических услуг» (за определенное вознаграждение).

Вторая точка зрения: отнесение этих торговых операций к категории новых, еще не описанных в правоведческой литературе прошлого. В этом случае сделка подобного рода включает в себя черты современных экономических операций, отличающих ее от торговых операций прежних времен.

Таким образом, становится ясно, что ключевым при классифицировании сетевого маркетинга и отнесении его к определенному виду операций является само понятие продажи. Мнения ученых в первой группе разделились относительно того, к какому виду торговой сделки можно отнести сетевой маркетинг, независимо от того, рассматривать ли его как две отдельных операции, или как две взаимосвязанных операции.

Та операция, о которой идет речь здесь, и которую можно назвать «дистрибьютерской покупкой» - несет в себе значения, которые становятся понятны только после специальных исследовании и консультаций со специалистами по маргетингу. Это делает ее незаконной согласно шариату, в любом из двух случаев (относить ли ее к одному из известных видов сделок или к «новым» сделкам).

Важнейшие из этих значений:

o   Несоблюдение  двух условий действительности современных торговых сделок:

Условие сохранения равновесия рынка. Это то условие, по причине нарушения которого шариат считает запретными монополию и т.н. «встречу каравана» (когда торговые караваны встречали на подъездах к рынку, и вынуждали продать товар оптом по сниженной цене, пока они еще не узнали реальных цен на рынке). Несоблюдение равновесия рынка отрицательно сказывается на рыночной торговле в целом.

Условие выгодности сделки для обеих сторон. В данном случае чем большую выгоду надеется получить сетевой дистрибютер, тем больше он рискует, поскольку очень трудно  окупить усилия и заработать прибыль.

o   Утеря экономической и юридической защищенности тем, кто занимается этим бизнесом, поскольку не существует законов, регулирующих отношения между сетевой компанией и покупателем. Дистрибьютер тратит свое время и силы, обеспечивая продажи для сетевой компании, но делает это, доверяясь только лишь обещанию компании о выплате вознаграждения на оговоренных условиях. С точки зрения закона никаких гарантий он не имеет.

o   В добавление к вышесказанному, способ совершения данного вида торговых операций является не более чем средством получения быстрой прибыли – будь то владелец компании или ее работник. Несмотря на то, что в торговой операции участвует товар, он не является целью, присутствуя лишь формально. Истинной целью является получение прибыли. Ряд ученых высказались по поводу целей и смыслов торговых операций. Крупный ученый Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «утверждение о том, что главным (в торговых сделках) является внешнее оформление сделки, а не соблюдение ее смысла, неправильно. Иногда необходимо больше соблюдать одно, иногда - другое». Ученый Ибн Касым аль-Ибади, комментируя эти слова пишет: «Соблюдение смысла сделки предпочтительнее, нежели ее формы».

На основании всего этого, торговые операции в описанной форме являются запретными с точки зрения шариата. Специалисты предостерегают, что распространение подобного вида деятельности может обесценить традиционные виды бизнеса, в которых также используется посредничество в различных его формах. Причем в данном случае не предлагается другой, альтернативной модели бизнеса, которая была бы систематизирована и устойчива. Таким образом, сужается количество рабочих мест. Обнаружилось, что практикование продаж таким способом толкает людей на действия, противоречащие нормам морали. В стремлении привлечь покупателя, продавец прибегает к обману и различным ухищрениям, делая, например излишний акцент на выплате комиссионных, отодвигая на задний план основной предмет сделки – продажу товара. Между тем, в своей более ранней фетве Совет фетвы указывал, что  одним из условий законности сделки является отсутствие в ней подобных «сомнительных» явлений. После более тщательного изучения данного вида маркетинга, стало ясно, что он включает в себя то, что делает его недозволенным. Это и стало причиной прямого запрета.

Повторимся: в нем отсутствует защищенность с точки зрения закона и экономики, и товар не является основным предметом продаж, а лишь средство для вступления в систему партнерства. Тот, кто покупает товар, может не нуждаться в нем, а делать это лишь для вступления в партнерские отношения с компанией. Данная ситуация наносит вред понятию традиционного бизнеса и требует исправления.

 Дом фетв Египта

0 комментариев